Неделя 15-я по Пятидесятнице
Лк 5:1–11
…Он видит лодки, лежащие на берегу озера. Для чего здесь лодки? Что можно с ними делать? Одно из двух, вероятно: либо плыть в них по воде с одного места на другое, либо использовать их в подходящем месте в качестве рабочей площадки, опорной поверхности на воде — прежде всего для ловли рыбы.
Однако Господь видит лодки, но у Него другая цель. Хочет ли Он плыть в лодке? — Нет. Рыбачить? — Нет. Что же тогда Он собирается делать??
Слушайте и дивитесь!! Он намеревается войти в одну из них, чтобы говорить, чтобы начать проповедь; Он хочет учить, сидя в лодке!
Сказано — сделано! Владельцы лодок Ему уже знакомы. Один из них, по имени Пётр, предоставляет в Его распоряжение свою лодку и по желанию Господа отталкивает её немного от берега. Но почему именно лодка нужна Господу для проповеди, в качестве кафедры?? Разве находящимся на берегу людям так будет лучше видно и слышно? Мне трудно представить себе это: я не физик, не акустик, но мне думается, что человека, обращающегося с воды к находящимся на берегу людям, скорее труднее понять, чем если бы Он оставался посреди них, на суше. Однако тут мне в голову приходят слова псалма Глас Господень над водами (Пс 28:3). Не для того ли говорит Он народу с воды, чтобы показать — Кто Он, Говорящий?? Для чего тогда лодка? Этот вопрос, между прочим, является тем более обоснованным, что выбор лодки в качестве кафедры вовсе не является своего рода введением в саму Его речь: ведь того, что Он сказал народу, мы не узнаем. Правда, выбор лодки служит как бы введением в следующий эпизод. Но он касается не Его проповеди, а опять-таки лодки. На этот раз лодка должна послужить обеим целям, для которых и построена: для передвижения по воде и для рыбной ловли. Однако действующие лица меняются: Господь не требует Себе весла и рыболовной сети, Он не собирается Сам пускать их в дело. Попроси Он, — вероятно, получил бы и их, но владелец лодки не преминул бы предупредить Его, скептически покачав головой: ведь в противоположность Господу сам владелец — профессиональный рыбак, он вырос на озере и чувствует себя на нём как дома, он знает, что рыбу здесь ловят ночью, а не днём. И вдобавок он устал и разочарован, потому что они, профессиональные рыбаки, провели ночь без сна и ничего не поймали.
Но нет — Проповедовавший народу предоставляет ловить рыбу рыбакам: Пётр и его товарищи должны предпринять ещё одну попытку, но не следующей ночью, нет, сейчас, немедленно! Пётр не может удержаться от угрюмого замечания. Но… в конце концов, плотник из Назарета недавно был в гостях в его доме и чудесным образом исцелил его тёщу (Лк 4:38–39), так же как и многих других больных (Лк 4:40–41). И вот Пётр, вопреки своему опыту, подчиняется этому настойчивому требованию, отплывает в неурочный час, а затем… им приходится звать на подмогу вторую лодку, но даже с её помощью они насилу доставляют гигантский улов на берег.
Сколько времени продолжается это? Присутствуют ли при этом люди, к которым Господь обращался из лодки? — Об этом нам не сообщается. Во всяком случае Тот, Который дал рыбакам это задание, ещё находится здесь, стоит на берегу, ждёт. Чего ждёт Он? — Очевидно возвращения рыбаков и лодок. Он хочет сказать им ещё что-то. Что? Не успевает Пётр выйти из наполненной рыбой лодки, как Он снова посылает его рыбачить! Как?! Ещё раз нагружать лодку новым уловом? Нет!! Человеков должен он ловить теперь, человеков станет он ловить отныне. Не ловцами рыб, но ловцами человеков должны быть он и его товарищи-рыбаки! Но как это делается? Как ловят людей? На рыболовный крючок? Сетью? Нет!! Господь уже Сам продемонстрировал им это: ловец человеков отверзает уста и говорит к людям, которых он хочет привлечь на свою сторону. Действительно, это словно рыбная ловля. И чтобы это показать, Он Сам, великий Ловец человеков, вошёл в рыбацкую лодку, войдя же, не грёб веслом и не забрасывал сети — но… говорил.
И то же самое должны делать в будущем Пётр и его спутники. Огромный улов в казалось бы неурочный час — это чудо отнюдь не было самоцелью. Напротив, это поразительное знамение должно было явить, подтвердить, доказать Божественный авторитет Учителя.
Как исцелял Он больных, показывая тем самым, что имеет власть прощать грехи, точно так же завлекает Он теперь, в неурочное время, рыбу в сеть в огромных количествах, притом Сам пальцем не пошевелив, — чтобы показать, что Он — великий Божественный Ловец человеков, ищущий и собирающий Себе соработников.
И ещё: возникает такое ощущение, будто Пётр, прежде нежели прозвучал призыв Господа, уже заподозрил, что речь идёт вроде бы не о рыбе вовсе, а о людях. Он как бы чувствует, что не по плечу ему то, что надвигается. Ведь сам он лишь грешный человек: как станет он ловить человеков для Бога? Однако спасаться бегством бессмысленно. Куда может бежать тот, на ком Бог остановил Свой выбор? Самому Богу должно было удалиться, оставить этого человека. И Пётр просит, Пётр умоляет именно об этом. Но выбор Господа пал именно на него. И Господь не покидает его, но избавляет от страха и ужаса.
И ещё остаётся лодка, вернее, обе лодки. Эти деревянные лодки больше не понадобятся. Их вытаскивают на берег: с рыбной ловлей покончено. Позднее ученики (и первым опять-таки Пётр) вернутся сюда ещё раз, охваченные чувством неопределённости и отчаяния после смерти Господа. Они войдут в лодки, захотят ловить рыбу… Однако Воскресший появится здесь раньше, чем они. Он вновь будет стоять на берегу и ждать их (Ин 21). Они снова Его узнают — первыми Иоанн и Пётр.
И тогда рыбацкая лодка окончательно превратится в символ Церкви: Пётр и его товарищи, стоя в середине её, тянут на борт людей: бывает, что лишь немногих или вовсе никого, — если Господу это не угодно; и массы — если такова Его воля.
И когда одна лодка наполнится до предела или вовсе будет перегружена — поставят вторую и так далее, по мере необходимости: Единая Церковь в различных Церквах, от одного места к другому: ловец человеков в центре её, и в устах его спасительное Слово Господа — сеть для ловли человеков, которою втягивают их на небеса.
28 сентября 1987 г.
Перевод с немецкого