В последнее время не один и не два священника рассказывали в частных беседах, что за годы своего пастырского служения пришли к необходимости отказывать в крещении младенцев, когда выясняется, что родители или хотя бы крестные не будут воспитывать детей христианами, не исповедуют Христа Спасителем и не хотят приложить минимальных усилий: прочитать Евангелие, прийти на беседу со священником; а некоторые еще и начинают возмущаться, мол, ты давай окрести по-быстрому, сделай все, как у людей, мы ж деньги-то платим, а то ребенок болеть будет, да и вообще положено.
Эти разговоры мне живо вспомнились во время шоу, устроенного Филиппом Киркоровым в храме Илии Пророка в Обыденском переулке — светского мероприятия под названием «крестины дочери Аллы-Виктории». Вспомнились мне и трогательные репортажи в начале 90-х о венчании Киркорова и Пугачевой на Святой земле.
Теперь Киркоров крестит дочь, рожденную от суррогатной матери в Америке, Пугачева приезжает в храм с новым, пятым по счету, мужем, который моложе ее на 28 лет, среди гостей – Басков, о скандальном разводе которого еще недавно писала вся желтая пресса, Юдашкин, Хазанов и другие герои светской хроники.
Потом, как положено по сценарию любого светского «закрытого» мероприятия, кто-то из гостей снимает видео, его покупает и распространяет LifeNews, неделю «крестины дочери Киркорова» держатся в топе «Яндекс-Блогов», на Первом канале событию посвящают передачу «Пусть говорят».
Храм во время крестин был закрыт на спецобслуживание (это в Вербное-то воскресенье!), о чем завуалированно сообщала табличка «по техническим причинам». Киркоров произносил речь с амвона. Стоя, мягко говоря, спиной к открытым Царским вратам. По левую от него руку стоял священник. Великим постом не было ничего сказано о покаянии. Сливки шоу-бизнеса были приняты в храме as is, со своим образом жизни, со своим мировоззрением, манерой себя вести. Разве что платочки надели. Их приняли в Церкви без всяких условий. Никто не намекнул об отношении Церкви к суррогатному материнству вообще и к рождению ребенка одним отцом «для себя» в частности. Киркоров уже после таинства (которое упорно называл «церемонией») сообщил, что собирается «родить» таким же способом девочке братика (боюсь даже предположить, каким образом выбирают пол ребенка в такой ситуации).
Никто не заметил, что пожилой женщине не пристало пятый раз выходить замуж, да еще за человека, годящегося в сыновья. Никто не призвал собравшихся, раз уж они зашли в храм, услышать Евангелие и измениться. Нет. У них был праздник. С перспективой эфира на федеральном канале. Эфир транслирует как бы одобряемые Церковью ценности шоу-бизнеса всему народу.
А потом эти телезрители приходят в храм крестить ребенка, чтобы, как Киркоров, «разогнать злые силы», и встречают батюшку, который предлагает им какие-то там беседы, исповедь, да еще книжки читать. И начинают телезрители возмущаться и доносы в епархию писать: слыханное ли дело – поп крестить отказывается? Телезрители видят на амвоне сначала девиц в непотребных позах (а их показали по всем каналам раз двадцать), потом – Филю в камзоле. И кто потом будет удивляться массовым пляскам на солее? Думаю, даже последуют вопросы: «А сколько стоит, чтобы нас пустили вот так, как Киркоров, тост сказать?».
В комментариях некоторые священники ссылались на то, что в Церкви существует практика приглашать мирян на амвон, если их награждают или поздравляют. Да, награждают церковными наградами поработавшего в Церкви человека. Поздравляют с особо важными событиями членов общины. И они встают немного сбоку от Царских врат. Помню, сколько было шума и обвинений в ереси, когда отец Георгий Кочетков пригласил Сергея Сергеевича Аверинцева — мирянина (кстати, прихожанина Обыденского храма) – иногда читать проповеди с амвона, хотя Сергей Сергеевич был одет в стихарь, имел благословение и говорил людям о Христе.
И, наконец, о чувствах. Точнее – об их оскорблении. Храм Илии Пророка в Обыденском переулке («Обыденка», как зовут его старые москвичи) занимает особое место в церковной и культурной истории Москвы. На протяжении всех лет советской власти здесь не только продолжались богослужения, но и бережно хранились церковные традиции, теплилась общинная жизнь, сюда приходили за утешением, часто рискуя как минимум карьерой, а то и свободой. Здесь служили пастыри, которые воспитали многих других пастырей и мирян, здесь окормлялись немногие московские семьи, сохранившие веру, несмотря на гонения.
Представить себе отца Владимира Смирнова (служил в Обыденке с 1954-го по 1978-ой год), отца Александра Егорова (служил в Обыденке с 1951-го по 2000-ый год), протоиерея Глеба Каледу (был с семьей прихожанином Обыденки все годы своего тайного священства и служил первое время после выхода на открытое служение), закрывающих храм ради вип-крестин и приглашающих одинокого суррогатного отца в золоченом камзоле на амвон? Немыслимо. Приняли бы они Киркорова-прихожанина? Наверняка. Храм всегда был открыт для любого кающегося…
Ролик, опубликованный Life News, — горькое зрелище, которое красноречиво свидетельствует о полном забвении традиций Обыденки, а с ними – всего опыта церковной жизни при советской власти, тех самых «белых платочков», которые спасли Церковь.
Можно сколько угодно говорить с экранов телевизора и вещать через Интернет о «христианских ценностях», «возрождении нравственности», «духовности». Но одна передача о таких «звездных крестинах» перечеркивает все эти гомилетические усилия. И именно такие картинки провоцируют появление антицерковных карикатур и кощунственных публикаций. Люди не идиоты: видят, когда дела расходятся со словами.
Что до девочки Аллы-Виктории, то в каких бы условиях ни совершалось таинство, действенность его под сомнение не ставится. Ангелу-хранителю, полученному ею в это Вербное воскресенье, предстоит трудный путь.
Читайте также:
Три несостоявшихся беседы перед несостоявшимся крещением
Как крестить ребенка