Проповеди
Публикация подготовлена по магнитофонной записи. Помещенные в этом номере проповеди отца Георгия, на наш взгляд, являют собой образец гармонического усвоения Писания и Предания в их неразрывном единстве. — Ред.

Время земной жизни — драгоценный Божий дар

Брате и сестры! Нам обещана вечная жизнь. Если же хочешь войти в жизнь вечную,говорит Господь, — соблюди заповеди (Мф 19:17). Земная жизнь человека является приготовительным моментом к вечности. “Смотрите на небо, — наставляет епископ Феофан Затворник, — и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он был ступанием туда”. Земная жизнь для последователя Христа есть только приготовление к жизни будущей. Жизнь в этом мире — не что иное, как непрестанное путешествие к будущему веку. Что такое вечность — этого мы ограниченным умом нашим постигнуть не можем. Подобная беспредельному океану, она простирается за пределы не только чувственного, но и умственного представления. Нам известно только, что вечность есть, и притом двоякая: вечность блаженная для ангелов добрых и праведников и вечность злополучная для злых духов и нераскаянных грешников. Что капля в сравнении с беспредельною пучиною, то настоящая жизнь в сравнении с жизнью будущего века. О вечности помышляли все угодники Божии и тем укрепляли себя в спасительных подвигах на тесном пути Христовом; при мысли о вечности святые мученики благодушно переносили все страдания и самую смерть.Совершенный муж тот, — учит святитель Василий Великий, — кто с одинаковым состоянием духа, с благодарностью принимает от всепромыслительной руки Господа как счастливые, так и скорбные перемены своей жизни”. День за днем, неделя за неделей, в неудержимом течении проходят мимо нас месяцы и годы. Громадное колесо времени не останавливается ни на одно мгновение. Время, — по сравнению святителя Григория Богослова, — это постоянно льющийся поток, который истекает из вечности и втекает в нее. Братие и сестры! Дорожите временем, — наставляет нас святой апостол Павел, — потому что дни лукавы (см. Еф 5:16). Дорожите временем: оно дороже золота; им покупается блаженная вечность. Не только дни, но и часы надо стараться употреблять на пользу, потому что из малых составлены все большие вещи. Настоящая минута есть маленькая вечность. Всякая потеря на земле может быть заменена чем-либо другим. “Если кто потеряет золото или серебро, то он вместо его может найти другое, — поучает нас преподобный авва Дорофей, — если же потеряет время, то не может найти другого взамен потерянного”. Потому убоимся потерять хотя бы один день, зная, что он не возвратится. Время из всех благ, даруемых нам от Бога, есть драгоценнейший талант, которым можно купить вечность со всеми ее неотменными сокровищами. Оно дано нам для того, чтобы мы провождали его в соблюдении воли Господней, в исполнении обязанностей звания нашего и таким образом достигали уготованного нам Царствия Божия.Друзья! Я потерял день”, — воскликнул один из древних мудрецов, вспомнив, что он в течение целого дня не оказал никому из своих подданных никакого благодеяния.И я потерял день”, — должен повторить за ним каждый христианин, если в продолжении всего дня он вел себя так, что другие не видели в делах его света Христова и не прославляли в нем Отца Небесного. Жизнь наша по справедливости считается странствованием, и мы как странники должны всегда молить Господа, чтобы Он указал нам истинный путь и помог беспрепятственно проходить поприще нашей жизни и достигнуть Царства Небесного. Аминь.

Проповедь на Успение Божией Матери

Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем

нас не оставляющая!

По свидетельству Священного Предания, Пресвятая Богородица по вознесении Божественного Сына Своего на небо пребывала в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова. Она часто ходила на гору Елеонскую, или Масличную, откуда Господь Иисус Христос вознесся на небеса. Там предавалась Она благоговейным воспоминаниям и размышлениям, беседе с Богом в молитве. Слава Богоматери вместе с проповедью христианства распространялась по вселенной, и новые христиане стремились видеть Ее. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, говорит в письме к апостолу Иоанну Богослову: “Много жен у нас только о том и думают, чтобы поехать к вам и видеть Матерь Иисусову. Достойные доверия люди поведали нам, что в Ней, по Ее великой святыне, человеческое естество кажется соединенным с ангельским”. Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, приезжавший из Греции в Иерусалим, чтобы видеть Богоматерь, писал о своих впечатлениях святому апостолу Павлу: “Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Когда я с апостолом Иоанном был приведен пред лице Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Передо мною заблистало какое-то Божественной сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Нельзя себе представить большего блаженства, чем я ощутил”. За несколько дней до Успения Пресвятой Девы архангел Гавриил явился к Ней с радостною вестью о скором соединении Ее с возлюбленным Сыном. В то же время всемогущая сила Божия со всей вселенной собрала в Иерусалим Апостолов. В самый час кончины Богоматери необычайный свет осиял Ее храмину, как бы разверзлась кровля, и в отверстом небе виден был Сам Господь, исходящий с ангелами и святыми на сретение Своей Матери. Над одром Пресвятой Девы все время был виден какой-то светозарный облачный круг, напоминавший венец: из него слышалось ангельское пение. Об этом свидетельствует одно из церковных песнопений: Ангели Успение Пречистыя видевше удивишася, како Дево восходит от земли на небо. Апостол Фома, по особенному смотрению Божию, прибыл в Иерусалим уже после погребения Божией Матери и пожелал поклониться Ей. Когда открыли гроб, то увидели, что он пуст: в нем лежала одна только плащаница, которой было покрыто тело Богоматери. Будучи в недоумении, Апостолы просили Бога открыть им тайну этого дивного события. И вот они увидели на облаках Божию Матерь, сияющую славой и окруженную ликами ангелов. “Радуйтесь, — сказала Она Апостолам, — Я с вами буду постоянно”. Сегодня, братие и сестры, Церковь воспоминает отшествие от земной жизни Пресвятой Богородицы и называет его не смертью, как принято называть наше отшествие, а Успением, то есть сладостным сном, за которым скоро последовало радостное пробуждение. Смерть обыкновенных людей оплакивают и сопровождают соболезнованиями, а в славном Успении Богоматери небеса радуются, и ангельская возрадовашася воинства, вся же земля веселится. Святая Церковь повелевает нам в настоящий день не скорбеть, а радоваться и ради этой радости прекращает дни поста. Есть и еще причина нашей радости в нынешний день. Эту причину изъясняет нам следующая церковная песнь: В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста. Со времени Своего Успения Богоматерь стала для всех верующих необоримою стеною и крепким заступлением, стала Матерью всего христианского рода. Она непрестанно молится за весь мир и по Ее молитвам чудеса целыми потоками изливаются на род христианский. Божия Матерь, украшенная всеми небесными добродетелями, просвещает, освежает и радует всю вселенную. Братие и сестры! Теперь не нужно путешествовать из Антиохии в Иерусалим, чтобы войти в общение с Богоматерью. Перед Успением Своим Она говорила плакавшим христианам, что теперь Ей, постоянно лицезреющей Сына Своего, легче будет помогать людям. Она обещала посещать мир и заботиться о нем. Постараемся в своей жизни исполнять заповеди Сына Ее — Господа нашего Иисуса Христа, и тогда Божия Матерь будет нашей Предстательницей у престола Божия. Аминь.

Божия Матерь — Заступница рода христианского

Радуйся, Заступнице усердная рода христианского.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Пресвятая Матерь Божия перед Своим всеблаженным Успением утешала Апостолов и христиан иерусалимских, которые плакали о сиротстве своем, обещала быть Заступницей за всех, кто будет веровать в Ее Сына. На третий день после Своего Успения Богородица явилась Апостолам в небесной славе и укрепила их надежду на неразрывную связь с ними, сказав: “Радуйтеся, се Аз с вами есмь во вся дни”. В залог этого обетования Матерь Божия даровала роду христианскому Свои чудотворные иконы, с которыми всегда пребывает благодать и чудодейственная сила Ее спасительного заступления. Чудотворные иконы и все церковные празднества в честь Владычицы нашей Богородицы являются ярким и живым свидетельством того, что и на нас простирается благодатный святой Покров Божией Матери, что Она как Матерь всех христиан не оставляет и нас в Своих молитвах и всемощном ходатайстве пред Сыном Ее и Богом во все дни нашего бытия. Поистине нет места на земле, где верующие в Господа Иисуса Христа были бы лишены благодатного посещения Божией Матери и небесного Ее покрова и помощи. Не было и не будет времени, когда перестала бы Она благодетельствовать тем, которые прибегают к Ней с любовью и усердием, с живой верой и упованием. К кому же Матерь Божия бывает особенно близкой? Материнское сердце Богородицы особенно направлено к тем, которые любят Сына Ее — Господа Иисуса Христа всем сердцем своим, всею душою и всем помышлением своим, как любила Его Она, и которые с самоотвержением следуют за Господом по тесному и узкому пути духовного крестоношения, как шла Она за Сыном Своим на крестном пути Его до Голгофы. Милосердный взор Божией Матери с любовью обращается на тех, которые в подвигах веры устремились всем существом к Сыну Ее и Богу, которые в Нем Одном ищут высшей премудрости и разума, сосредотачивают все желания и надежды свои. Поэтому особую любовь проявляла Богородица к святым инокам, которые оставляли суету мира и посвящали жизнь свою одному Богу, полагали в Нем единственное богатство и радость жизни. И Матерь Божия неотступно пребывала с ними, помогала им на тернистом пути духовного крестоношения. Преподобный Сергий Радонежский сподобился посещения Божией Матери во время своей молитвы об учениках. Царица Небесная, явившись великому угоднику, сказала: “Услышаны молитвы твои. Я буду Ходатаицей у престола Божия за живущих и посещающих эту святую обитель до скончания века”. Так внимает Пресвятая Богородица подвижникам веры. Каково же Ее отношение к нам, много согрешающим? Премилосердная Матерь рода христианского с долготерпением ожидает нашего покаяния и готова с материнской любовью принять всех, кто оставит свою порочную жизнь. При всей Своей высшей святости и чистоте Она не гнушается великих грешников, обратившихся к Ней с молитвой о помощи. Спасая человека от бед греха, Она хранит его душу от новых падений, оберегает его от происков злых духов. В житии святого Нифонта, епископа Кипрского, повествуется, как особым чудесным вразумлением Божией Матери он оставил греховную жизнь и сподобился того, что за глубокое смирение Матерь Божия неотступно охраняла святого Своим покровом во все последующие дни его жизни. С его уст никогда не сходила молитва к Царице Небесной. И вот однажды, когда Святитель Божий спал, внезапно явился ему диавол с оружием и бросился с намерением убить его, но сила Божия, благодаря заступничеству Пресвятой Девы, приостановила этот удар. Диавол отскочил от праведника и сказал: “О, Марие! Ты всегда прогоняешь меня от этого жестокого для меня человека”. Так, возлюбленные братия и сестры, Матерь Божия охраняет всякого человека, прибегающего к Ней за помощью. Она непрестанно молится за весь род христианский: “Царю Небесный! Приими всякого человека, прославляющего Тебя и призывающего имя Мое на помощь и избавь его от всяких зол и бедствий”. Будем, братие и сестры, с любовью и глубокой верой на всех путях своей жизни прибегать под покров Царицы Небесной, взывая: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Своим омофором. Аминь.

Назначение и служение ангелов Божиих

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братие и сестры! Святая Православная Церковь часто обращается к ангелам с молитвой о помощи в деле спасения своих верных чад. Слово ангел означает ‘вестник’. Вестниками они называются потому, что Бог посылает их возвещать людям Свою волю. Ангелы имеют бытие от Бога. Все они сотворены Богом прежде всех других тварей. Егда(сотворены)быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои (Иов 38:7), — говорит Священное Писание. По своей природе ангелы суть бесплотные и бессмертные духи, одаренные разумом и волей, гораздо совершеннейшими, нежели какие имеет человек. Их ум гораздо светлее, их познание совершеннее, обширнее и яснее, чем наше. Как существа бесплотные, ангелы менее, чем люди, стеснены условиями пространства и времени. Подтверждением этого служит необычайная скорость и быстрота, с которой ангелы переносятся с места на место. Тем не менее они зависимы от пространства и находятся лишь там, где действуют. Ангелы существуют в неисчислимо великом множестве. “Существуют, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — мириады мириад ангелов, существуют тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимы роды их”. Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии: высшую — серафимы, херувимы и престолы; среднюю — господства, силы, власти и низшую — начала, архангелы, ангелы. Служение ангелов Господу Богу и людям различно и неодинаково, и каждый чин имеет свое собственное служение. Они служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и прославляют Его. В весьма близком отношении ангелы находятся к человеческому роду. Они принимают самое живое участие в судьбах людей, живущих на земле. Ангелы являются орудиями Промысла Божия о целых человеческих обществах. Они даются, учит Православная Церковь, для хранения городов, царств, областей, монастырей, церквей и людей как духовных, так и мирских. Благочестивый подвижник авва Исидор возвел однажды на высокое место другого подвижника — авву Моисея, изнемогавшего в борьбе с помыслами, и сказал ему: “Посмотри на запад”. Моисей взглянул и увидел там бесчисленное множество драконов; они были в смятении и с шумом стремились на брань. Авва Исидор опять говорит ему: “Посмотри на восток”. Авва Моисей взглянул и увидел бесчисленное множество святых ангелов, облеченных славою. Тогда сказал ему авва Исидор: “Вот те, которых посылает Господь на помощь святым; а те, которые на западе, воздвигают брань против нас. Но помощников наших гораздо более”. Но между святыми ангелами есть такие, которые особенно близки к нам, которые от колыбели до гроба пребывают с нами неразлучно и охраняют нас. Эти ангелы называются ангелами-хранителями. Церковь учит, что каждый из верующих имеет своего ангела-хранителя, который пребывает при нем и оберегает его. Ангелы наблюдают за людьми не только в бодрственном их состоянии, но и во время сна. К преподобному Паисию пришел некий инок, который имел нужду побеседовать с ним. Найдя его спящим, инок увидел стоящим пред ним ангела-хранителя в образе прекрасного юноши и с удивлением сказал: “Поистине Бог хранит любящих Его”. Ангелы соблюдают уповающих на Господа невредимыми от зла, от врагов видимых и невидимых, от опасностей явных и тайных. Но если мы оскверняем себя грехами, то ангелы-хранители удаляются от нас. По словам святителя Василия Великого, “как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех”. Братие и сестры! Постараемся во время земной жизни быть ревностными исполнителями воли Божией, и тогда святые ангелы будут нашими покровителями и путеводителями к вечной, блаженной жизни в Царстве Небесном. Аминь.

Поминовение усопших — духовное милосердие

Укажи мне, Господи, путь,

по которому мне идти,

ибо к Тебе возношу я душу мою.

Странник я на земле; не скрывай

от меня заповедей Твоих.

Пс 142:8; 118:19

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Такими дивными словами пророк Давид выразил чувство неудовлетворенности земными благами, постоянное искание и жажду Бога. Земную жизнь святые угодники Божии часто сравнивали с дальним путем, а человека — со странником, который шествует по этому пути. Земная жизнь наша — путь, — учили они, — только измеряется он не расстоянием, а временем. Но вот благословенное Богом поприще жизни нашей достигло своего предела. Странствование души, взыскующей Град грядущего, закончилось, отворились врата вечности и душа вошла в них, оставив здесь, как в преддверье дома оставляют дорожную одежду, бренное тело, чтобы исполнилось древнее Божественное предречение: Земля еси, и в землю отидеши (Быт 3:19). Что же там, за затворенною для нас дверью вечности? Какую весть может дать отшедшая душа своим родным и близким? Что посоветует она в утешение и подкрепление продолжающим земной подвиг с трудами и скорбями? Тайны будущей жизни приоткрывает нам Священное Писание и учение святых Отцев. Два дня душа умершего находится возле тела и в третий день отводится на поклонение Богу. В шестой день душа водится по раю, а после девятого дня она отводится на созерцание вечных мук. В 40-й день душа отводится на поклонение Богу и над ней совершается частный суд. Блажени мертвии, умирающии о Господе <…> (они) почиют от трудов своих: дела бо их ходят вслед с ними (Откр 14:13), — пишет тайновидец — апостол Иоанн Богослов. Блаженны те, земная жизнь которых была приготовлением для вступления в обители Отца Небесного. Их жребий — Царствие Небесное. Но жалка, невыразимо жалка участь тех усопших, которые провели земную жизнь в нерадении. Их участь — осуждение и вечные муки. Но только один Бог определяет участь усопших, и никто не знает ее наперед. Нам лишь известно, что нет человека, иже жив будет и не согрешит, что никто не чист от скверны, аще и един день жития его на земли (см. Иов 14:4,5). “Никто, — говорит блаженный Августин, — не может хвалиться чистым сердцем, помышляя, что и звезды нечисты пред Богом. Все мы грешны, во грехах зачинаемся и рождаемся, проводим жизнь греховную и в греховных немощах умираем. Но в небесный Иерусалим не войдет ничто нечистое, в небесные чертоги нельзя войти в одежде, запятнанной грехом. Но после смерти уже нет покаяния и усопшие уже не могут заслужить милосердие Божие своими собственными силами. Умершие надеются получить помощь от нас, ибо время делания отлетело от них. Взывают ежеминутно души, вверженные в темницы, и нет утешителя. Вот лежит и стонет больной, и врачи утешают его; взывает в мучениях душа, отшедшая с верою, и нет человека, кто бы ответил на зов ее”. Велико утешение, велика награда тому, кто ближнего освобождает от временного несчастья. Какую же награду примет тот, кто усердными молитвами помогает усопшему получить прощение грехов и наследовать вечное блаженство. К молитве за умерших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся в Иисусе Христе и составляем духовное богатство. Усопшие — это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут. Он не ограничивает любви к ближним земными, временными пределами, но хочет, чтобы любовь эта перешла и в загробную жизнь. Мы по-христиански должны любить усопших ближних наших и любовь эту свидетельствовать постоянно молитвой и попечением об их вечном спасении, потому что и они не забывают нас в потустороннем мире. Они вспоминают о нас, сожалеют о согрешениях наших и также заботятся о нашем спасении. Значение молитвы за умерших наглядно обрисовывает преподобный Иоанн Дамаскин: “У одного святого мужа, — повествует он, — был ученик, живший нерадиво. Смерть застигла его в беспечности. Старец стал со слезами молить Бога, чтобы Он открыл ему судьбу ученика. Однажды он увидел видение, в котором открылись адские темницы, и старец увидел ученика своего в пламени адском. Святой угодник Божий усилил свои подвиги и молитвы об ученике и увидел его через некоторое время уже по пояс в огне. Святой старец еще более усилил свои подвиги и молитвы и однажды увидел ученика своего в небесной славе, молящемся о своем старце”. Другим средством, содействующим улучшению участи усопших, является милостыня, или подаяние от лица умерших нищим братиям нашим. Благодаря нищим умножается число людей, молящихся Богу о спасении душ усопших. Подавая милостыню во имя Христово, мы делаем приятнейшее для Христа дело: милуяй нища взаим дает Богови (Притч 19:17). Но самое сильное средство вспомоществования усопшим есть Божественная литургия с ее бескровной Жертвой о упокоении и спасении умерших. Здесь Сам Бог таинственно сходит с неба, закалает Себя на жертвеннике и омывает грехи усопших Своею Кровию при произнесении слов священника, опускающего частицы просфор в святую Чашу: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих. Поэтому “постараемся, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц, нашими о них молитвами, милостынями и прошениями, чтобы таким образом и нам получить обетованные блага”. Братие и сестры! Поминая усопших, мы должны помнить о том, что время нашей земной жизни бесценно, в это время мы решаем свою вечную участь. Положим твердое намерение провести благоразумно и богоугодно наше краткое земное странствование, проведем его в приготовлении к вечности делами любви, благочестия, веры и надежды. И тогда, окончив земную жизнь, мы сподобимся услышать отрадный сладчайший глас Спасителя мира: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф 25:34). Аминь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.