Проповеди. Архимандрит Георгий (Тертышников)

Истинная цель христианской жизни —
стяжание Святаго Духа
Проповедь в день Пятидесятницы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе.

Тропарь Пятидесятнице

Братие и сестры!

Господь наш Иисус Христос, оставляя мир, дал Своим апостолам обетование: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам <…> Духа Святаго, Егоже послет Отец во имя Мое (см. Ин 14:16,26). Обещание Спасителя исполнилось. Через 50 дней по Воскресении Господнем в иудейский праздник Кущей Дух Святый сошел на Апостолов в виде огненных языков, и они стали говорить на разных наречиях. Святый Дух исполнил их Божественною силою, укрепил их веру в Святую Троицу, воодушевил на подвиг страдания за Христа и просветил светом богопознания. Исполненные Святаго Духа, Апостолы пронесли учение Христово по отдаленным странам мира и своими подвигами утвердили Церковь Христову.

“Мы должны взирать на сошествие Святаго Духа, — пишет митрополит Московский Филарет, — не только как на чудо, прославляющее Апостольскую Церковь, но как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшего, но продолжение апостольского приготовления к принятию Святаго Духа, непрестанно дышащего идеже хощет (Ин 3:8)”1. В день Пятидесятницы Дух Святый явился в мир видимым образом и ощутительно для душ человеческих. Но не только Апостолы, но и все последователи Христа призваны быть храмами Духа Святаго. Не весте ли, — учит апостол Павел, — яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Присутствие Святаго Духа является отличительным признаком истинных христиан. Аще же кто Духа (Святаго) Христова не имать, сей несть Егов (Рим 8:9), — пишет апостол Павел. “Истинная цель нашей жизни христианской, — учил преподобный Серафим Саровский, — есть стяжание Святаго Духа”2. Первое действие благодати Всесвятаго Духа есть оживление души. Пока грех царствует в нас, душа наша мертва для Бога и для жизни по Богу. Как от холода зимнего замирает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он подвергается действию холода, предается греху и рабствует ему. В посеянном семени есть росток жизни, и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь. Но если Господь не пошлет живительного духа весны, то они не созиждутся и не обновится лице земли (см. Пс 103:30). Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия и не согреет его Божественною теплотою Своею, не спасет его от угнетающей и обуревающей стихии греха и страстей. Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне (Степенны, гл. 4).

Первым свидетельством того, что дух человеческий ожил, служит появление у человека чувства покаяния. Ведь и Спаситель начал Свое служение проповедью покаяния, и первое слово Апостолов по принятии ими Святого Духа было призывом к покаянию. Но оживление души, свидетельствуемое ревностью о спасении, есть только начало духовной жизни. Покаяние отверзает в нас дверь дальнейшим действиям Духа Божия.

Дух человеческий ожил, но и грех со страстями и похотями еще не умер. Начинается невидимая брань с грехом и злой силой, содействуемая молитвой о помощи: Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны; сравните Сердце чисто созижди <…> и дух прав обнови (Пс 50:12). Долгое время человек, укрепляемый благодатию Святаго Духа, борется с грехом; иногда — всю жизнь. И если не ослабеет вера и ревность христианина о спасении, то наступает момент в духовной жизни, когда Дух Святый преобразует его в жилище Божие. Очищенная Святым Духом, душа светлеется Тройческим единством, не явлением только богоподобных свойств, но и живым соединением Бога с духом человека3. Очистительными действиями Духа Божия душа преобразуется в храм Бога (1 Кор 3:16; ср. 6:19). И таким образом человек достигает цели своего подвига, ибо “цель христианского подвига, — пишет проф. С. Зарин, — стремление к Богообщению и теснейшее единение с Богом”4. О сем разумеем, яко пребывает в нас (Бог), — учит апостол Иоанн, — от Духа, Егоже дал есть нам (1 Ин 3:24).

Братие и сестры! Откликнемся же на зов Божий, выраженный словами святого апостола Павла: Созидаетеся в жилище Божие Духом (Еф 2:22), и будем почаще призывать на помощь Духа Святаго:

“Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша”.

Аминь.

Проповедь в неделю первую по Пятидесятнице,
Всех святых

Дивен Бог во святых Своих.

(Пс 67:36)

В нынешний день Святая Церковь прославляет память всех святых, просиявших во всех концах Вселенной. Совершается эта память в воскресение после сошествия Святаго Духа, потому что все угодники Божии соделались святыми благодатию Святаго Духа.

Дух Божий, нисшедши на Апостолов, чрез них излился на всю вселенную, оживотворил и просветил помраченное грехом лице ее. Как с наступлением весны дух жизни оживляет все твари, способные жить, и одевает землю травами, цветами, всякого рода растениями, так и с пришествием всеживительного Духа Божия все, уверовавшие во Христа, начали жить духом, созревать духовно, приносить духовные плоды. Каждый из христиан-подвижников уподобился древу благосеннолиственному и многоплодному, и все в совокупности составили великий сад Божий — рай духовный, водворяющийся ныне на небесах.

Нет слов для изображения того блаженства, которое уготовано на небе для истинных последователей Христа. В ненасытном созерцании Бога и в непрестанном горении любви к Нему заключается высшее и существенное наслаждение небожителей.

Следствием общения и единения праведников с Богом в Царстве славы является полное удовлетворение всех высших стремлений человеческого духа.

В настоящую неделю Святая Церковь, празднуя память всех святых, призывает нас, чад своих, к духовной радости, воспевая: Приидите, вси духовно возвеселимся о памяти святых. Есть чему радоваться и веселиться верным христианам, ибо в лице святых они имеют многих защитников и ходатаев к Богу.

Особенно близкое отношение к нам имеют святые, в честь которых мы названы. Они являются нашими ближайшими небесными покровителями.

Мы празднуем память святых, призываем их на помощь и просим о молитвенном ходатайстве за нас пред Богом. Нет сомнения, что святые желают нам всякого добра и блаженства; но при этом надо помнить и то, что, призывая святых, мы и сами должны быть ревнителями их добродетелей. И если нам не под силу совершенно уподобиться святым, то будем хотя бы отчасти подражать им. Так, если ты носишь имя Апостола, необязательно тебе быть просветителем народов; учи вере Христовой твоих домашних, и Апостол не отречется назвать тебя своим подражателем.

Тебе дали имя Святителя, а ты не имеешь священного сана — не скорби об этом, а, “представляя” тело в жертву Богу, совершай Ему “словесное служение” свое, и ты будешь добрым подражателем Святителя.

Если христианин получил имя мученика, то он должен помнить, что мученик не только тот, кто пострадал за Христа, но и тот, кто постоянно готов умереть за добродетель.

Святые содействуют в деле спасения человеку, который ревностно трудится над исполнением заповедей Господних… И когда начинается этот жар ревности, тогда полагается начало христианской жизни.

Духовная ревность есть тот огонь, который Господь пришел воврещи на землю (см. Лк 12:49) и который поедает все непотребное в нашем естестве, а все потребное для спасения переплавляет и очищает. Именно ее, эту ревность, разумел Апостол, когда писал к Фессалоникийцам: Духа не угашайте (1 Фес 5:19).

“Эта ревность, — говорит епископ Феофан Затворник, — есть неистощимый источник добрых дел и всей богоугодной жизни, есть купина, горящая в сердце и не сгорающая. Заградите источник — прекратится течение освежающей и оживляющей воды; подавите ревность — престанет всякое доброделание и всякая мысль о богоугождении. Погасите огонь — не станет ни света, ни тепла; погасите ревность — душа не будет лежать ни к чему доброму, совсем охладеет к жизни по Богу”.

Братие и сестры! Многочисленный сонм святых в райских обителях вечно торжествует и славословит своего Создателя, но имя их не умирает и среди людей, живущих на земле. Своими делами и служением Богу и людям они живут в духовной памяти последующих поколений.

Будем и мы стараться подражать им в жизни и призывать на помощь в своих молитвах. И тогда святые будут нашими неотступными покровителями и путеводителями к вечной, блаженной жизни. Аминь.

Проповедь в пятую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Братие и сестры!

В доказательство Своего Божественного посланничества Господь наш Иисус Христос совершал чудеса, исцеляя различные недуги и изгоняя злых духов из людей.

В сегодняшнем Евангельском чтении говорилось об изгнании Спасителем целого легиона злых духов из гадаринских бесноватых.

Это историческое событие, братие и сестры, имеет отношение и к каждому из нас.

Великий учитель Православной Церкви, святой Иоанн Златоуст говорит, что всякий человек, имеющий греховные страсти, находится под влиянием и властью бесов, ибо страсти являются орудиями злых духов и семенем сатанинским в естестве человека.

Греховные страсти суть одно из главных препятствий в деле спасения. Что же представляют собой страсти, каково их происхождение?

Человек был создан Богом безгрешным и святым, а после грехопадения он потерял живое общение со своим Творцом, которое имел в раю. Следствием грехопадения было изгнание наших прародителей из рая, скорби и болезни во время земной жизни.

Яд греха проникает внутрь естества потомков Адама и там производит разрушительное действие, подобно тому, как моль точит одежду, как ржа съедает металл.

Естественные потребности души и тела, не управляемые высшею силою, превратились во множество греховных наклонностей и привычек; под влиянием диавола возникли страсти, разрушающие силы человека.

Таким образом, страсти греховные являются нравственными недугами, болезнями души человеческой. Но они не имеют своей сущности и могут быть полностью искоренены из человека, не нарушая его природного естества.

Смысл человеческой жизни — в восстановлении утраченного прародителями живого общения с Богом. В этом общении — источник вечной радости как на земле, так и в загробном мире.

Но общение и единение с Богом достигается христианином тогда, когда сердце его будет очищено от греховных страстей, чувств и пожеланий. Как говорит епископ Феофан Затворник, “в пустыне ли кто живет или в монастыре, или в миру содевает свое спасение, — всякому неотложный закон: очистить свое сердце от страстей”.

Особое внимание следует обратить на такие страсти, как гордость, тщеславие, самолюбие и осуждение ближних, ибо это — адский дым и смрад.

В таинстве Крещения христианин получает прощение своих грехов, но зачатки их — греховные страсти и привычки — остаются в человеке. Последователь Христа должен изучить свои греховные недуги и искоренить их из сердца.

С особой силой эти нравственные немощи проявляют себя в человеке, начинающем путь к вечной жизни. Этот период в духовной жизни христианина преподобный Иоанн Лествичник поясняет следующим сравнением. Если посмотреть на болото в тихую погоду, то вода в нем покажется тихой и прозрачной. Но стоит только всколыхнуть воду, как сразу обнаружится множество нечистоты, находящейся в глубине болота.

Так и человек до начала духовной жизни имеет множество греховных недугов, но не замечает их. Когда же он начинает путь к вечной жизни, эти страсти под действием злых духов восстают с особой силой, чтобы воспрепятствовать спасению.

Поэтому вся земная жизнь последователя Христова есть поприще постоянного подвига. Подвигами же христианин привлекает благодать Божию, которая рассеивает зло и укрепляет в добре.

Нужно постоянно помнить, что в духовной жизни христианину необходима помощь Божия, которая испрашивается усерд­ной, постоянной молитвой ко Господу — Врачу немощей наших, душевных и телесных.

Кто с помощью Божией мужественно борется со страстями, исполняя заповеди Господа, тот постепенно очищает свое сердце и по мере очищения его сближается с Господом.

И в житиях многих святых, Богу угодивших и прославленных, мы видим, что они всю жизнь проводили в строгих трудах и подвигах, посредством которых изгоняли худые наклонности и страсти, а на место их водворяли добрые навыки. Таким путем подвижники становились храмами Божиими по слову Спасителя (см. 1 Кор 3:17; 6:19; 2 Кор 6:16).

Достигнув живого, личного богообщения на земле, святые выполнили свое назначение и достигли вечной, блаженной жиз­ни. И сейчас они являются путеводными звездами в обители небесные для нас, живущих на земле.

Братие и сестры! Время земной жизни нашей бесценно. Постараемся здесь, на земле, исцелиться от греховных страстей — орудий злых духов и вступить в общение с Богом и святыми небожителями. Тогда, окончив свой земной путь, мы достигнем Отечества Небесного. Аминь.

Значение богопознания для человека

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сия же есть жизнь вечная,
да знают Тебя, единого истинного Бога.

(Ин 17:3)

Братие и сестры!

Все люди стремятся к разного рода знаниям. Однако величайшим благом и неоценимым приобретением для христианина является познание Бога и живое общение с Ним.

Стремление к богопознанию должно составлять цель и смысл жизни человека на земле. “Для чего создан человек? — вопрошает преподобный Антоний Великий и отвечает, — Для того, чтобы, познавая творения Божии, он зрел Самого Бога и прославлял своего Создателя”.

Последователь Христа, стремящийся ко спасению, должен познавать Бога по мере своих сил и способностей. Это — его первый священнейший долг.

Но человек должен всегда помнить, что существо Божие всесовершенно, неисчерпаемо и неопределимо, что оно для нас — неисследимая глубина и неведомая тайна.

«Что есть Бог в существе Своем, — говорится в “Православ­ном исповедании”, — того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, то есть ни самые ангелы: поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью».

Полнота Истины находится в Боге, Который является Источником всякого ведения и мудрости. Все, что полезно и необходимо нам знать о Боге и что мы можем вместить, Он открыл нам в делах Своего творения и промышления, через пророков и Единородного Своего Сына. Дух Божий вводил умы Апостолов и пророков в сокровищницу премудрости Божией; они черпали оттуда богооткровенную Истину и возвещали ее людям, живущим на земле, а некоторые записали эту Истину для своих современников и грядущих поколений. Таким источником Истины для нас является Священное Писание.

Бог создал разум человека способным познавать Истину и созерцать тайны Божества и мира вещественного. Но разум наш является только зрительной силой нашего духовного существа, которую необходимо совершенствовать, “упражнять действительным зрением”, вступая в общение с Богом и миром духовным. По мере преуспеяния христианина в духовной жизни знания, приобретенные умом, начинают переходить в живые убеждения. Но в богопознании участвует не только разум человека; наиболее активной силой у него в деле усвоения христианского ведения является сердце как центр его духовной природы.

Жизнь и труды подвижников благочестия свидетельствуют: сердце в познании Бога то же, что глаз в деле познания предметов видимых. Глаз, поврежденный и засоренный, не способен видеть предметы в самом лучшем их освещении. Неспособно к познанию Бога и сердце, омраченное грехом и порочными страстями. Что яд для телесного организма человека, то грех и страсти для духовной природы его. “Истина Божия чиста, — учат святые Отцы. — Она не войдет в злохудожную душу; и когда входит, требует извержения всякой греховной нечистоты”. Для истинного богопознания требуется очищение, искоренение из сердца страстей и привычек греховных и преуспеяние в добродетели. А для достижения этой цели необходимы борьба и подвиг духовный, которые составляют внутренний крест человека, стремящегося ко спасению.

Познание воли Божией первоначально усваивается как теория, Бог в это время держится в уме как идея. В настоящее же боговедение вводят только опыты духовной жизни.

Как обычный человек не может сомневаться в бытии воздуха, так духовный человек не может усомниться в бытии Бога. “Наи­луч­ший путь уверенности в бытии Божием, — говорит профессор Московской духовной академии протоиерей Феодор Голубинский, — можно выразить в следующих немногих словах: живи так, как бы ты жил пред очами Божиими, и ты не усомнишься, что есть Бог; сделай себя образом Божества, и ты будешь видеть в образе Первообраз”.

Для усвоения богооткровенной истины недостаточно одних естественных способностей человека, а необходима Божественная помощь. Господь является Источником духовной мудрости, которая сообщается людям Духом Святым, а богооткровенные истины перстом Божиим пишутся в сердце человека. Сердце, преданное Господу и очищенное для Духа Божия, становится хартией, на которой Он пишет тайны боговедения.

Просвещенные Божественным учением, последователи Христа призваны и сами быть светом мира (см. Мф 5:14). Как взошедшее солнце освещает все на земле и всю атмосферу делает светлою, так и ведение Божественного Откровения освещает всю область ума человека и все сущее делает ясным. Такой человек приобретает ум Христов (1 Кор 2:16); облекаясь в Божественный свет, он и в себе светит, и все вокруг просвещает.

Братие и сестры! В ненасытимом созерцании Бога и в непрестанном горении любовию к Нему заключается и самое существенное благо и наслаждение небожителей. Постараемся же и мы во время земной жизни приобрести бесценное духовное сокровище — богопознание, которое в отношении к жизни вечной есть корень бессмертия души и основание ее бесконечного блаженства. Аминь.

Значение храма в жизни христианина

Братие и сестры!

Святая Православная Церковь, как мудрая и любвеобильная мать, поучает нас, верующих людей, своими богослужениями и даже самим устройством храмов. Самое название, наружный вид и все принадлежности храма показывают, что это — не обыкновенное человеческое жилище, а место особенного присутствия Божия.

Главное украшение христианских храмов составляют святые иконы. На иконах изображено множество святых, каждый из которых как бы смотрит на нас и говорит: Умоляю вас (братие): подражайте мне, как я Христу (1 Кор 4:16).

Здесь и горящая свеча научает нас, как нужно гореть любовью к Богу, здесь и кадило с воскуряемым фимиамом возбуждает нас усердно возносить молитву к Господу, как дым возносится горе.

Важное значение для духовной жизни христианина имеет даже церковный колокол. “Знаете ли, — говорил один из древних подвижников, — что меня поддерживает среди моего уединения? Это церковный благовест к службе Божией. Как только услышу звон колокола, тотчас встрепенусь духом, и мнится мне, что я не один, что мне присуща сила Божия, и молюся тогда усердно, и благодушествую, и пою Господу в веселии сердца”.

Храмы являются местом особенного присутствия Господа с небесными силами. Эту мысль ясно выражает святой Иоанн Златоуст, говоря: “На небесах славословят Господа воинства ангельские, на земле подражают их славословию люди, составляя лик в церкви. На небесах серафимы поют трисвятую песнь, на земле ту же самую песнь воссылает многочисленное собрание людей. Одно общее торжество составляют и небесные и земные существа. Одно у них благодарение, одно радостное ликование. Храмы — это дворцы Царя Небесного, открытые Им на земле для более удобного и близкого общения с человеком”.

Преподобный Нифонт однажды во время Божественной литургии увидел душевными очами, как разверзлось небо; сшедший свет, как бы огонь, осенил алтарь и архиерея. Во время пения Трисвятого явились четыре ангела и присоединились к поющим. Когда читали Апостол, Нифонт увидел апостола Павла, который стоял позади читающего и наблюдал за ним. Во время чтения Евангелия слова, как светильники, восходили на небо. Во время дароношения открылся свод, отверзлось небо и ангелы при необыкновенном благоухании с пением: Слава Христу Богу! несли Младенца.

Храм Божий есть место взаимного общения членов Церкви — небесных и земных. Здесь поминаем мы отцов и братий, здесь же призываем святых, прославленных помощников и заступников наших.

Из храма исходит служитель алтаря Господня врачевать наши недуги душевные и телесные. В храм Господень внесут и в последний раз наши бренные останки для совершения напутственных молитв, а затем вынесут их на место упокоения.

Пройдут многие годы, отойдут в вечность все родные и знакомые и, может быть, не останется на земле никого, кто бы помянул наше имя у святого жертвенника Господня, но благодатная Матерь наша — Святая Церковь, пекущаяся о спасении чад своих, до скончания века будет молиться о нас и приносить в святом храме умилостивительную бескровную Жертву о душах наших.

Храм Божий — высшее христианское училище в мире, потому что здесь преподается наука из наук — наука спасения; здесь предлагается на все времена и для всех христиан во всей полноте и совершенстве закон Божий.

“Находясь в этом училище, — говорит один из наших отечественных богословов, — ты не узнаешь, как далеко отстоит земля от солнца и как отводить удары молнии; но узнаешь, как далеко находится падший человек от Бога, как спасаться от ударов Правосудия Небесного”.

Важно знать, что церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие; поэтому всякий, неопустительно посещающий церковь Божию и тщательно внимающий ее молитвам, чтению и песнопениям, может научиться всему нужному для православного христианина на поприще веры и жизни во Христе, Господе нашем.

Храм есть богоучрежденная духовная врачебница. Если для исцеления от болезней телесных существует множество средств и врачей, то для исцеления души от яда греховного подает средства только Сам Бог в святых Таинствах церковных.

Как место благодатного присутствия Господа храм есть сокровищница великих и разнообразных даров небесных. Храм — место благодатных средств Божиих. Последователи Христа Спасителя, преданные святому храму, уподобляются дереву, насажденному при источниках вод и приносящему обильные плоды.

Благоговейное присутствие при богослужении весьма спасительно для христиан. Вот пример этого. Вечером, перед праздником светлого Христова Воскресения, святитель Нифонт, стоя в храме с народом, удостоился видеть Царицу Небесную, пришедшую в Церковь со святыми Апостолами и угодниками. Кто из предстоящих стоял с усердием и благоговением, на тех Божия Матерь взирала с любовью, а кто стоял небрежно, о тех Она скорбела и молилась.

Братие и сестры! Храмы Божии являются преддверием отечества Небесного. Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий и жить по заповедям Господним, тот, разлучившись с телом, перейдет в небесный, нерукотворенный храм Божий для вкушения радости вечной жизни со всеми святыми и благоугодившими Богу. Аминь.

1Митрополит Филарет Московский. О дарах благодати // Митрополит Филарет Московский. Слова и речи. Т. 1. (репринтное изд.). Б. м., б. г. С. 2.

2Беседа преподобного Серафима Саровского с И. А. Мотовиловым “О цели христианской жизни”. Сергиев Посад, 1914. С. 5.

3Епископ Феофан. На Пятидесятницу // Епископ Феофан. Слова на Господские, богородичные и торжественные дни. М., 1883. С. 180.

4С. Зарин. Аскетизм. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1907. С. 681.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.