От редакции. Исполнилось 40 лет со дня кончины митрополита Симферопольского и Крымского Гурия. С его именем связано начало открытия Троице-Сергиевой Лавры в 1946 году. Затем он продолжил свое служение Церкви в архиерейском звании на разных кафедрах. На праздник апостолов Петра и Павла в 1965 году он совершил Божественную Литургию и почил в этот день. Прошло 40 лет, но живы современники, которые хранят память об иерархе. Сохранились составленные им тезисные конспекты проповедей. Ранее на страницах журнала “Альфа и Омега” уже было опубликовано несколько таких проповедей, подготовленных владыкой Гурием в 40 х годах1. Ниже предлагается еще несколько проповедей.
Проповедь, сказанная архиепископом Гурием
на Божественной Литургии 30/XII 1956 г.,
в Неделю святых Праотцев
в кафедральном соборе г. Днепропетровска
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Слышали мы сейчас, дорогие братие и сестры, Евангельское чтение, первое из предложенных сегодня, о том, как один человек устроил пир и на этот пир пригласил званных, а они все отказались: один приобрел землю и должен посмотреть ее; другой приобрел волов и должен испытать их; третий женился и поэтому отказался.
И тогда господин пира послал слуг, чтобы они собрали тех, которые как бы не собирались придти: сидящих на распутьях, нищих, нуждающихся, людей, не подготовленных к пиру. Все собрались и место еще осталось.
А потом Господь говорит о духовном значении этой притчи.
Кто велел сделать пир? Это Бог.
Это сказание относится к тем из нас, которые заняты житейскими попечениями, забывают о духовном мире, о духовной пище, к которой зовет Господь.
Но еще к иным людям имеет отношение это повествование, к тем, кто не участвовал в духовном пире, когда Господь Спаситель пришел к нам.
Сегодняшнее чтение предложено в связи с памятью святых Праотец. Кто это такие? Это Адам и — кончая Христом Спасителем — те, кто подвизался в вере. С одной стороны, это те, которые пришли, когда пришел Господь, из бедных селений пришли, славили Его, ждали Его, предсказывали Рождество Христово. А с другой стороны — это множество тех, которые относятся к Израилю и отвергли Христа Спасителя, и не только не приняли Его, а поругались над Ним и предали Его смерти.
Вот о чем говорит это Евангельское чтение.
Из этих пришедших на пир особенно выделялись святые пророки, имена которых в этом месяце восхваляет святая Церковь: Аггей, Давид, Наум, Аввакум, Софония, Даниил, три отрока. Все они стояли за веру Божию, исполняли ее не только жизнью, но и учением. Это учение дошло до нас и мы утешаемся и восхваляем их.
И вот из этих пророков особенно выделился пророк Исаия, которого все мы знаем. За всенощной на Рождество Христово мы слышим слова: “С нами Бог”. Начинаются эти слова как бы восхвалением Личности Господа, а дальше открывается новое учение, учение духовное, говорящее не о мощи земной, а о Силе Божественной, о том, что Он, Сын, явился нам, что Он, Отец будущаго века, принес спасение нам. Вот в чем победа Божия; и мы с твердым убеждение поем: “С нами Бог!”. И Господь не оставит нас, хотя мы и немощны. Господь с нами; не только когда пришел Он на землю, но и вечно Господь с нами. Вот какой смысл воспоминания Праотцев. Это те, которые с пророком Исаией воспевали: “С нами Бог, разумейте, языцы, яко с нами Бог!”.
Беседа в вечер воскресный,
Неделя 11-я по Пятидесятнице, 17/VIII 1958 ã.,
в кафедральном соборе г. Днепропетровска
в день хиротонии епископа Иоасафа
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Думаю, что многие из вас, дорогие братие и сестры, присутствовали сегодня утром на Божественной Литургии и хиротонии и до сих пор еще хранят впечатление от этой службы. Не знаю как вы, а я до сих пор чувствую величие этого события, этого торжества и радость его. Это радость благодатная. Совершилось одно из великих таинств церковных, посвящение во епископа нашего священника. И вот на этом торжестве мне и хочется сегодня остановиться в беседе и сказать вообще о хиротонии.
Это греческое слово, оно означает ‘рукоположение’, то есть возложение рук. В данном случае три святителя возлагали свои руки на будущего архиерея и молились, чтобы Господь ниспослал благодать Святого Духа на этого священника, утвердил его в ревности по Боге, в жизни духовной и на том великом служении, на которое он встает.
Архиерей должен укреплять веру в людях и молиться, и учить, и управлять. Управления вы не видите; оно происходит вне храма, в Епархиальном управлении. Архиерей наставляет в храме Божием, и главным образом молитвой, то есть богослужением, которое особенно полно, содержательно при его участии. Так у нас Святая Православная Церковь установила издревле.
Что такое хиротония, или рукоположение? Внешне это следующее: вчера вечером было наречение, то есть в конце всенощной старший протоиерей и протодиакон торжественно выводили будущего архиерея. И затем ему объявили, что он избран Святейшим Патриархом и малым Собором, то есть Синодом, епископом такого-то города, в данном случае г. Сумы. А затем он отвечает на это объявление и происходит моление. Ни певчие, ни духовенство не участвуют в нем, только одни архиереи. Поют Царю Небесный по Отче наш, тропарь Святой Троице, затем возглашается многолетие церковным властям и нареченному.
Сегодня утром после часов было так называемое Исповедание и обещание архиерейское, то есть этого архимандрита кафедральный протоиерей и протодиакон вывели на середину храма и он в присутствии трех архиереев, находящихся на кафедре, изложил свою веру. “Рцы нам, како веруеши?” — вопрошал его старший архиерей. Он отвечал словами Символа веры. Дальше было второе вопрошение: “Скажи подробнее, как веруешь о Святой Троице и Иисусе Христе, Спасителе нашем”. И он более подробно излагал православное учение о Святой Троице и Сыне Божием Иисусе Христе, о двух естествах Иисуса Христа. А третий вопрос был о том, как он смотрит на церковную жизнь, и он исповедал, что будет держаться правил церковных, канонов, что установлены издревле Святой Православной Церковью. Они записаны в “Книге Правил” и являются обязательными для всех нас, особенно для епископов. Там изложено все то, на чем держится жизнь Православной Церкви.
Затем он обещает держаться православной веры и почитать Матерь Божию и святые иконы, как учит Православная Церковь, — не дерево, а того, кто изображен. А потом сказал, что будет держаться постановлений церковных, не будет посвящать и принимать из чужой епархии без согласия ее епископа.
Это есть Исповедание и обещание архиерейское.
Потом началась Литургия. Когда запели Трисвятое, совершилась самая хиротония. Она происходит не так, как рукоположение во священника и диакона: они обходят вокруг Престола, а епископ подходит прямо к Святому Престолу, становится на колени, полагает руки на крест. Архиереи берут Евангелие и полагают его развернутым, письменами на главу. А правую руку возлагают на главу. И старший из епископов (в данном случае — я) читает две молитвы. Одна молитва прочитывается, чтобы Господь благословил Его Святительство, дал ему силы. Потом ектению читает другой епископ, а третий говорит: “Господи, помилуй”. Потом вторая молитва, которую тоже читал я.
Потом начинается торжественное облачение. Он берет каждую часть облачения, берет благословение на эту часть у всех архиереев и дальше участвует в Божественной Литургии. Затем бывает в конце Литургии вручение посоха. Затем он благословляет народ; по древнему обычаю каждый спешит принять благословение от нового епископа.
Вот это про епископскую хиротонию.
А теперь скажу о том, что вы часто видите. На Преображение будет рукоположение молодого диакона. Тут чин другой. Приводят его, затем водят: священник — священника, диакона — протодиакон, — вокруг Престола и поют то же, что и при венчании: Исаие, ликуй, Святии мученицы, Слава Тебе, Христе Боже. Почему? Этот будущий священник венчается с Церковью и таким образом как бы вступает в брак и будет заботиться о Церкви, как муж о жене.
А затем с правой стороны Престола становится епископ и рукополагает: во диакона — тогда тот становится на одно колено, или во священника — становится на оба колена. Епископ читает молитву: “Божественная благодать всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, проручествует (то есть ‘через руку’) такого-то во диакона или во пресвитера. Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа”. И вот священники в алтаре, потом певчие поют Кирие элейсон, —Господи, помилуй по-гречески. Затем епископ берет одежды, облачает ставленника и говорит: Аксиос — Достоин. Священники в алтаре, а затем певчие поют Аксиос. А в древности весь народ пел Аксиос.
Но главное вот что — что преподается человеку. Этот человек от Христа Спасителя через Апостолов, через епископа принимает благодать Духа Святаго; совершилось Таинство священства; внешняя сторона Таинства видна всем. А внутренняя сторона — в душе человека происходит перерождение. Это-то и свято и дорого.
Не то делается у тех инославных, которые не веруют в Божественность Христа. А мы твердо веруем, что преподается сила Божия, которая изливается и на верующих в Таинстве причащения, на исповеди в Таинстве покаяния и преподается и в других Таинствах. Это духовная сила, которая дается от Бога, которою православные люди и живут.
Как было бы тяжело, если бы мы ее не получали. Страшно тяжело было бы.
Милостию Божиею все мы имеем благодать и благодатию Церкви живем. И мы немощные живем и укрепляемся благодатию Духа Святаго и веруем, что и по окончании этой земной жизни милостию и благодатию Божиею будем введены во обители Отца Небеснаго.
Проповедь, сказанная архиепископом Гурием
на Божественной Литургии 12/X 1958 ã.,
в Неделю 19-ю по Пятидесятнице
в кафедральном соборе г. Днепропетровска
Кто слушал Евангельское чтение, которое сейчас было предложено нам в назидание, тот помнит, что оно содержит разъяснение заповеди Христовой о любви. Это высшее учение христианское, самое высокое и самое трудное для исполнения. А для неверующих оно и непонятно. Как можно любить врагов своих?
Вот послушайте, что говорит Христос Спаситель. Он начинает Свое учение о любви к ближнему так: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк 6:31–36).
Господь разъясняет, как можно любить всех. Он говорит: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то делают. Это естественно. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают грешникам, чтобы получить обратно.
Дальше Христос Спаситель говорит: Но вы не тех любите, кто вас любит, но благотворите и взаймы давайте врагам вашим, и тогда вам будет награда великая, ибо Он благ и к неблагодарным и злым, к людям, которые получают много и не благодарят.
Итак будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный.
Как это сделать? Естественно нам любить тех, кто нас любит и нам помогает. “И как я не помогу ему в трудную минуту? Он мне помогал, и т. д.”, рассуждает человек. Иисус Христос говорит: “Если хотите быть христианами, нужно другому делать добро, невзирая на то, как он ко мне относится”. Для этого нужен внутренний подвиг. Этот подвиг трудный, но возможный, если мы обратимся за помощью к Господу.
Мы хотим, чтобы к нам хорошо относились все, добрые и злые, требуем хорошего отношения от тех, кто питает к нам зло. А если мы этого желаем, то должны сами хорошо относиться к ним. Тем, кто сделал нам зло, мы должны сделать добро. Это есть христианский подвиг. Такой подвиг — основа христианской жизни: будьте воздержны от всякого зла к другим людям. Потому что если Господь отнесется к нам самим со строгостью, то все мы будем осуждены и лишены радости в Царстве Небесном. Аминь.
Слово на постриг послушника Александра Хархарова,
сказанное Преосвященнным Гурием, епископом Ташкентским,
19 декабря 1946 г. / 1 январь 1947 г., г. Такшнет
Возлюбленный о Господе новоначальный инок Михей!
Сбылось твое давнее желание, ты вошел в лик монашествующих. Дано тебе имя Михей. Это имя дорого как тебе, так и мне, так как оно принадлежит к сонму угодников Троице-Сергиевой Лавры.
Вспомним его житие. Мало о нем сохранилось сведений, но как трогательно все, что рассказывается о нем. Матерь Божия является преподобному Сергию, и кто же присутствует при этом? Это преподобный Михей. Значит душа его была так чиста, что ему открывалось то, что человеку обыкновенному не открывается.
Что тебе пожелать в день пострига? Сохрани чистоту души. Ты к ней всегда стремился. Это самое дорогое. Кто в сердце имеет чистоту, бережет ее, тот счастлив, и это счастье никто от тебя не отнимет. Она возвышает человека над обыкновенным уровнем и делает его способным видеть Бога. Чистые сердцем Бога узрят.
Если душу обуревают страсти, зависть, гнев, то все высокое ей чуждо. Но вот человек пришел в себя, как блудный сын. Он обратился с покаянием к Господу, отсек все корни греха, и прояснилась душа его. Как луч солнечный радует душу, так и чистота души, проникая в сердце, меняет его. Блаженны чистые сердцем.
Дорогой брат Михей! Храни чистоту сердца. Мир будет отнимать ее, но храни ее, ибо это самое дорогое, это связь с Богом. Поэтому береги эту чистоту сердца и ты будешь счастлив и здесь, и в будущей жизни. Аминь.
Проповедь, сказанная архиепископом Гурием
на Божественной Литургии
в день Введения во храм Пресвятой Богородицы 4/XII 1958 г.
в кафедральном соборе г. Днепропетровска
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Святая Церковь вспоминает вместе с нами Введение во храм Пресвятой Богородицы и говорит об этом следующие слова: Днесь боговместимый Храм Богородице в Храм Господень вводится.
“Боговместимый” — Она называется так потому, что готовилась, начиная с введения во храм в трехлетнем возрасте, быть Материю Господа нашего Иисуса Христа. “Храмом” Она называется потому, что вместила Сына Божия. А в кондаке называется Она “Пречистый Храм Спасов”, то есть Спасителя нашего.
Восхваляя Матерь Божию, Которая дивным Своим житием и святостью превзошла всякого в роде человеческом, мы в этом ищем и себе научения. Матерь Божия называется “Храмом Спасовым”, “Храмом Господним”. Но ведь в Слове Божием и все мы называемся храмом Духа Святаго. Почему? Потому что и в нас должен обитать Дух Святый, и мы должны быть достойны Бога, Который в нас вселяется обильно. Правда, Матерь Божия превыше всякого человека Своею святостью и чистотой. Но и мы должны подумать, что должны быть храмом Духа Святаго, должны быть достойными звания христианина.
Матерь Божия была введена в храм Божий. И мы с вами, христиане, должны посещать храм Божий. Ведь храм Божий для нас всех является училищем, в котором все сказано. Здесь мы слышим учение о Спасителе, о Святой Троице, здесь слышим упоминание и раскрытие всего дела спасения, совершенного Христом Спасителем со дня Рождества Его и кончая Его Вознесением. Здесь мы слышим и учение о Святой Церкви, которая угодниками Божиими прославляема в нашей жизни, и многое другое необходимое. Здесь мы принимаем Тайны Господни. Здесь говорится о конце нашей жизни и о Страшном суде, который ждет род человеческий. Все это рассказывается в храме Божием. Только бы уши наши были открыты. А раскрыты они должны быть, потому что мы храмы Божии, и только по грехам нашим этот храм часто оскверняется и мы отворачиваемся от действия Духа Святаго.
Святая Церковь постоянно призывает нас к укреплению жизни духовной, к покаянию, к молитве, к жалости и сочувствию к людям и к самоосуждению. Тогда бы мы по жизни были достойны звания христианина. И если каждый из нас хоть мало в чем потрудится, получит он великое драгоценное сокровище в жизни вечной. Аминь.
Проповедь, сказанная архиепископом Гурием
на Божественной Литургии
в день Успения Пресвятой Богородицы 28/VIII 1958 г.,
в кафедральном соборе г. Днепропетровска
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам: “Не оставлю вас сирыми”. И вот, когда Он вознесся на небо, вскоре Он ниспослал Духа Святаго на всех верующих людей, христиан, и учредил Святую Церковь. Во главе Церкви был Он, а Матерь Божия была одним из самых близких лиц к Нему, и когда Он вознесся на небо, Она Своими молитвами и благодатию ходатайствует за весь род человеческий.
Господь сказал: Я с вами до скончания века.
Где же Он с нами пребывает? Да в Церкви, в церковном общении. И вот в храме Божием какая благодать! Здесь как бы духовно присутствует Матерь Божия, имеются Ее святые чтимые иконы, и народ православный прибегает к ним и поклоняется и лобызает их и обращается к изображенной на иконе Матери Божией с мольбой о ходатайстве к Господу об облегчении их немощей. И Матерь Божия всюду и везде ходатайствует о нас, грешных и слабых, и дарует Своим ходатайством то, в чем мы нуждаемся.
Если человек живет спокойно, здоров, имеет все, что ему надо, — то разве не надо его душе мира, который и у живущих в благополучии по неминуемой нашей склонности к падению часто нарушается. К Кому прибегнуть? К заступлению Матери Божией и просить и молить, чтобы облегчила Она эти душевные страдания.
А если и телесные страдания постигнут нас, — душа скорбящая к Кому обратится? — И опять же к Матери Божией, Которая имеет право ходатайствовать перед Своим Сыном об облегчении наших житейских скорбей. Если постигнет нас большое горе, — душа наша православная к Кому прибегнет? К Матери Божией.
Можно сравнить помощь Матери Божией с житейским примером. У каждого из нас есть родная мать. И еще в детстве к кому обращаются дети, когда им трудно? — Прежде всего к матери. Она облегчит детскую скорбь, все покроет своей материнской любовью. Но и не только дети обращаются к своей матери. Приходилось мне видеть тяжело больных. Кого они вспоминают? Родную мать. Если даже человек пожилой, для него, как и для каждого человека, имеет значение материнская любовь.
А тут для всего рода человеческого Господь дал Матерь Свою, чтобы Она ходатайствовала и облегчала нашу скорбь. И души скорбящих прежде всего обращаются к Матери рода человеческого и припадают к Ней и просят облегчения своих скорбей. И помогает Она нам и возвращает к радости Божией, которую не отнимет от нас никто. Аминь.
1См. Митрополит Гурий (Егоров). Проповеди, сказанные в кафедральном соборе г. Днепропетровска // Альфа и Омега. 2001. № 2(28).