О мытаре и фарисее
Лк 18:10–14
Пришли два человека в храм помолиться. Один из них — фарисей, а другой — мытарь. И фарисей молился: “Господи, благодарю, что я не такой, как прочие”. А мытарь стоял и, не смея возвести глаза к небу, говорил: “Боже, милостив буди мне, грешному”. И первый ушел осужденным, а второй оправданным, потому, что кто будет смирять себя, тот будет вознесен, и наоборот.
Так очень часто бывает и с нами. Мы приходим в храм, как мытари, а потом почему-то вдруг становимся, как фарисеи. Первый приход человека в храм, решительный, важный, — это приход мытаря, приход в состоянии поверженном и сокрушенном. И Господь удивительным образом снисходит к такому человеку, возносит его, действительно возвышает до Себя только ради этих слов, ради сокрушения сердечного, невозможности быть и дальше таким мытарем, нести на себе груз лжи и развращенности. Невозможно жить с грехом. Грех — это мука. Грех — это ад. И вот когда человек с таким пониманием приходит к Богу, Господь видит его, милует и возносит до Себя.
Когда Господь возносит человека, тот сразу чувствует, что он изменился, что жизнь его стала сродни свободе. И он не может не говорить Господу от всей души: “Господи, благодарю Тебя!”. Оглядывается назад, а рядом стоит мытарь, такой же, каким был он сам, и восклицает: “Благодарю тебя, что я не такой, как он!”.
Да, такое бывает. Приходит человек в храм, стоит, молится, — красивый, благообразный, с благородными чертами лица, по виду христианин, — оборачивается, а рядом стоит панк с оранжевыми волосами, и человек восклицает: “Господи, благодарю Тебя, что я не такой. Слава Тебе, Господи, что я не такой!”.
Мы выходим в мир, видим, какой он страшный, и благодарим Господа, что мы не такие, как эти и эти, и эти… И с этого момента приходится признать: если мы так чувствуем, значит, мы перестали двигаться к Богу, в нас больше нет того, что может довести нас до Христа. В этот момент мы потеряли желание искать Бога. А фарисеем человек становится именно тогда, когда перестает искать Бога, когда начинает думать, что он все в своей жизни уже нашел и в этом состоянии может спокойно пребывать, любуясь собой, измеряя свою жизнь своими добрыми поступками, своим личным благочестием: именно благочестием, именно праведной жизнью, именно добрыми делами, милосердием, постом и молитвой, именно тем, чем определяется наша жизнь христианская.
Но это-то и страшно: то, что дается человеку как путь, становится для него камнем преткновения. Когда этот путь уже никуда не ведет, когда этот путь кончается остановкой и определяется не Богом, а самим человеком, оказывается, что он дошел просто до самого себя. Он собой доволен, ему больше ничего не надо и некуда больше идти. Вот это и есть фарисейство. Страшное фарисейство настигает нас совершенно незаметно, когда мы полны желания жить благочестиво, жить, как нам кажется, в Боге, потому что мы считаем, что все, что мы делали, мы делали для Бога. А Богу этого не надо. Ему не нужны эти наши дела. Ему не нужны наши добрые поступки, которые делают нас фарисеями.
Это страшное состояние, которым мы все болеем. Жизнь христианская — это беспрестанный, бесконечный путь к Богу, когда человек ищет Бога, когда ему без Бога плохо, когда он постоянно ощущает свое сиротство, свое несовершенство, находится в состоянии покаяния, постоянного изменения самого себя. И только это состояние глубочайшего сокрушения перед Господом делает нас способными к Нему приобщиться. Только в этом состоянии Господь доводит человека до Себя.
До самого последнего дня мы будем говорить, что мы грешны, потому что пока мы это говорим, Господь нас будет миловать, будет нам прощать и будет нас любить. Как только мы скажем: “Наконец-то мы праведники! Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие человеки!”, — как только мы это скажем — все, мы тем самым отвернемся от Бога.
Господь к грешникам пришел, а не к праведникам, не к тем, которые довольны своим благочестием и считают, что им некуда больше идти, которым хорошо — в храме, на молитве, среди своих. Это правильно, так и должно быть, но это совсем не то, ради чего мы пришли в храм. Если мы пришли для того, чтобы наша жизнь стала уютной, комфортной и спокойной, то мы ошиблись, мы пришли не по адресу. Евангелие говорит нам совсем о другом.
Все, кто хочет благочестиво жить во Христе, будут гонимы (см. 2 Тим 3:12), — говорит апостол Павел. Вот какими они будут, — гонимыми. Мир не может примириться с таким человеком.
Действительно хороший человек пришел в храм, милосердный, постник, подвижник. Пришел, а остался без Бога. Это слово к нам обращено, заставляет нас задуматься: “Мы ради чего пришли к Богу? Почему мы называемся христианами? Где наше место рядом с Ним? Почему наша жизнь не меняется? Почему мы остановились на месте? Почему мы никуда не идем?”.
Не будем бояться быть грешниками. Мы знаем, что мы грешники, нам от этого горько, но нам и радостно, потому что Господь ради грешников в мир пришел, чтобы их спасти. Праведникам не нужен Христос, им и без Него хорошо. А грешникам без Христа деваться некуда. Аминь.
2000 г.
В 5-ю неделю Великого поста
(преподобной Марии Египетской)
Мк 10:32–45
Мы слышали сегодня в Евангелии повествование о том, как ко Христу подошли два Апостола, Иоанн и Иаков, братья Зеведеевы, одни из ближайших Его учеников, и сказали: “Учитель! Хотим, чтобы когда Ты в Царствии Своем сядешь на престоле, и мы были рядом с Тобой, один по правую сторону, а другой по левую. Хотим наследовать Твои обетования и царствовать с Тобой”. И Иисус говорит им на это: “Вы не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь”? И они говорят: “Можем”. Иисус сказал им в ответ: “Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете, а вот сесть одесную или ошуюю, это — кому уготовано”.
Этот Евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и стремления, ни труды и подвиги не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы каждый получил заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство Небесное наследовали.
Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Почему у одних здоровье, богатство и все им позволено, а у других бедность, болезни, скорби и нищета? Именно поэтому: потому что в Царствии Небесном ничего не зарабатывается, потому что нет там законов социальной справедливости. Там совсем другие законы: любви, милости Божией и подвига.
Вот Апостолы приходят ко Христу и говорят: “Господи, мы хотим быть рядом с Тобой. Но будет ли для нас какая-то польза от того, что мы рядом с Тобой, или нет? Если Ты — Царь земной и Небесный, обетованный Мессия, должны же мы хоть что-то получить”. И Господь им отвечает: “Вы можете пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь”.
Мне пришлось недавно прочитать поучение Иоанна Златоустого, в котором он с удивлением рассуждает об одном месте в посланиях апостола Павла, где тот пишет своему духовному сыну, апостолу Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим 5:23). Как же так? Почему всем — всё, а себе самому — ничего? К Тимофею, казалось бы, первому надо придти, возложить на него руки, помолиться Богу и исцелить… Ведь апостол Павел кого только не исцелял: хромых, слепых и бесноватых, язычников, совершенно чужих ему людей, а своего ближайшего духовного сына исцелить не может.
А что сами Апостолы получили от Христа кроме страданий, постоянных гонений, скитаний, тюрем и мученической смерти от рук язычников? Они получили то, что просили, — пить чашу Христову и креститься крещением, которым Он крестился.
Получить земную награду за свои заслуги даже ближайшие ученики не могут. “Ничего нельзя заработать, — говорит Христос, — потому что вы же не рабы, не наемники… вы не чужие, вы — свои”. Разве платит отец сыну за то, что тот уберет квартиру или сходит в магазин? Разве мать платит своим детям за то, что они помогают в ее заботах? Очевидно, что это не так. Дети разделяют жизнь своих родителей, являются им опорой, самыми близкими людьми, которые в минуту несчастья сплачиваются и становятся с ними единым существом.
Вот об этом и говорит Христос Апостолам: “Чашу Мою будете пить и крещением Моим будете креститься”. А мы недоумеваем: “Ну, когда же я, наконец, что-то получу? Ну, почему же так долго? Я трудился, я постился, я молился, добрые дела делал, а мне в ответ — что? Скорби да болезни? Сплошные неудачи? Потеря того, что я старался делать как самое главное дело своей жизни… Где же все заработанное?” — Нет его и не будет, потому что этого нам Господь никогда не обещал.
Когда мы молимся, мы просим у Бога не материальных благ, не улучшения жизненных условий или успехов в работе, а совсем других конкретных вещей: чтобы Господь помог нам стать смиренней, чтобы Он любви нам послал. Весь пост мы читаем молитву Ефрема Сирина — какие в ней великие прошения! Мы просим у Бога самых главных духовных сокровищ: целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, просим видеть свои согрешения, хотим, чтобы Господь нам их показал. А в ответ в душе только больше нетерпения, больше обид, раздражения и гнева, которые отталкивают от нас наших ближних. Почему так происходит? Потому что не знаете, чего просите, — отвечает Господь, — когда просите сесть одесную и ошуюю.
Авва Дорофей учит, что тот человек, который просит у Бога смирения, должен знать, что он просит Бога послать ему человека, который бы его унизил и оскорбил, чтобы это смирение можно было проявить. Вот чего мы просим, когда говорим Господи, помилуй. Мы подвига просим: пить чашу Его и креститься Его крещением… И ничего другого, не каких-то духовных благ, но подвига и креста.
И Господь на нашу молитву отвечает. И ответ Его надо принять с радостью и благодарностью: Господь услышал мою молитву и дал мне повод проявить смирение и терпение, дал мне возможность проявить любовь к своему ближнему, когда это тяжело, когда это нестерпимо, когда надо себя преодолеть и вырасти над собой.
Именно это мы должны понять. Этот Великий пост, который мы проходим в очередной раз, еще и еще раз являет нам урок того, что мы делаем это для Бога не как рабы и наемники, что мы не хотим заработать себе каких-то баллов, а хотим разделить с Ним Его жизнь, пить чашу Его и креститься крещением, которым Он крестился ради нас. Аминь.
2006 г.
Вход Господень в Иерусалим
Ин 12:1–18
Мы сегодня собрались, чтобы праздновать вход Господень в Иерусалим.
События из Евангельской или Священной истории мы вспоминаем совсем не так, как события нашей прошедшей жизни, свадьбы, дни рождения или кончины близких. По словам Апостола, Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр 13:8). Все, что было совершено Христом во времени, никогда не может прейти. Оно становится вечным и оживает каждый раз, когда мы к этому прикасаемся, и одновременно оживаем и мы. Господь — жизнь для нас, а жизнь не может быть — вчера. Поэтому мы собираемся не для того, чтобы вспомнить событие, а чтобы войти в него, стать участниками вечной жизни.
Это очень важно понять: мы пришли, чтобы сегодня, сейчас всем вместе поучаствовать во встрече Господа при входе Его в Иерусалим. Мы специально принесли эти ветви, мы держим их в руках в знак того, что и мы вместе с евреями встречаем нашего Господа.
Входит Господь в Иерусалим. Его встречает множество народа, потому что все узнали, что Господь воскресил Лазаря, совершил такое чудо, о котором никто никогда не слыхивал. Четыре дня пролежав во гробе, смердящий, обвязанный пеленами, он вышел из гроба — живой! Это такое свидетельство, не поверить которому было невозможно. И люди собрались, потому что знали — это жизнь пришла! Надо встретить Иисуса как своего Господа, потому что на Нем сошлись все пророчества. Они встречали Его со словами, с которым встречают Мессию, своего Спасителя: осанна Сыну Давидову!
А иудеи вознегодовали и искали убить Лазаря. А ведь это тот, о котором Христос сказал, что это “друг Мой Лазарь”, о котором Он плакал, это Лазарь — воскресший… Но фарисеям все кажется обманом.
Странное чувство охватывает, когда слышишь об этом. Как же не верить Тому, Кто только что воскресил мертвого? Как можно лишить жизни того, кому Сам Христос жизнь даровал? Невозможно. Это какая-то бессмыслица, такое же помрачение ума, с которым люди отрицают Бога, все делают наперекор, лишь бы не согласиться со словами о вечной жизни, лишь бы не принять Того, Кто пришел кротко, как возвещал пророк: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий… (Зах 9:9). Кроткий Христос грядет к нам… Как можно Его не принять? Но оказывается, можно стены построить, закрыть глаза и уши и противиться, насколько возможно.
Апостольское послание сегодняшнего дня удивительным образом внутренне раскрывает смысл нашей встречи Христа. Я позволю себе еще раз прочитать его, чтобы оно лучше и сильнее было услышано:
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли, и слышали, и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами (Флп 4:4–9).
Такие слова говорит Апостол о том, как мы должны жить во Христе. И как вы думаете, после того как Лазарь в аду побывал, после того как Господь его, четырехдневного, вывел из гроба и воскресил, мог ли он жить обычной человеческой жизнью: заниматься бытовыми делами, думать о карьере, о земном благополучии? — Конечно, нет. Даже представить себе невозможно, что Лазарь мог бы забыть о Боге. И он стал епископом, апостолом стал… Но Лазарь был вызволен из того гроба, в котором и мы пребывали, пока Господь не вывел нас из темницы грехов. Каждому из нас Он даровал возможность прикоснуться к Своей жизни, после тьмы увидеть свет. Можно ли после этого жить по-прежнему? После того как Господь Своей жизнью тебя касается, можно ли продолжать жить не так, как сказал сегодня апостол Павел, забыть, что есть Царство Небесное, которое с нами, что есть Господь, Который к нам грядет?
Мы встречаем сегодня Господа, в руках вербочки держим. Как поется в праздничном тропаре, и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Мы как бессмертные это поем, но и мы должны победить смерть, и мы должны быть готовы к тому подвигу, к которому Господь нас призывает, а не просто ждать, когда это случится помимо нас. Мы держим знаки победы, но у нас только один знак победы — это крест. Эти вербы прообразуют древо крестное, на котором Господь грядет распяться нашего ради спасения. И мы не можем не идти вместе с Ним туда, куда Он нас зовет, куда Он Сам идет.
После того как Лазарь воскрес, мог ли он чего-то бояться? Как можно бояться смерти, если ты уже воскрес, если тебе дарована жизнь? И мы поднимаем этот символ победы в знак того, что готовы идти с Господом и дальше, как и Лазарь пошел за Христом дальше своего воскресения. Мы, которым Господь даровал почувствовать жизнь вечную, ее благость и радость, должны быть мужественными до конца, и тогда, как пишет апостол Павел, Бог мира будет с нами. Аминь.
2006 г.
Троица
Ин 7:37–52; 8:12
Господь сказал: “Кто верит в Меня, из того потекут реки воды живой”. Он сказал это о духовной жизни каждого из нас. Когда человек живет настоящей духовной жизнью, он становится таким источником живой воды, который может напоить собой весь мир и преобразить все, к чему прикасается.
Это и есть признак духовной жизни в человеке, о которой Господь беседовал с самарянкой. Он говорил, что Бог есть Дух, и настоящие поклонники Бога, то есть настоящие христиане, это те, которые поклоняются Богу духом и истиной.
И вот сегодня праздник, в который мы Духу поклоняемся. Сегодняшний день напоминает о тех чудных событиях, которые совершил Господь, когда Он ниспослал на Своих учеников Святаго Духа, Господа Животворящего, Который почил на каждом верном Христу в виде огненного языка и соделал его огнем горящим, потому что Господь Сам о Себе сказал, что Он — огнь. Такое удивительное сочетание имеет человек в Духе: он становится одновременно и пламенем горящим, и источником воды живой.
Нам иногда кажется, что мы живем духовной жизнью, потому что в храм ходим, молимся, читаем Священное Писание, исповедуемся и причащаемся, и совокупность этих действий мы для себя называем духовной жизнью. Но на самом деле признак духовной жизни совсем другой. Вчера вы слышали чтение Ветхого Завета, в котором Господь говорил: “Я создам Себе новый народ, у этого народа будет новое сердце”. Такие слова говорит Господь о людях, которые живут духовной жизнью: это новый народ, у них другое сердце и другая душа, они — новые, не такие, какие у всех людей, не такие, как у нас с вами.
Если мы внимательно посмотрим в свое сердце, то увидим в нем все то, чего никак не может быть в сердце духовного человека: зависть, ложь, корысть, сребролюбие, отчаяние, ненависть к другим людям копошатся в сердце человека. Но одновременно с этим иногда в этом же сердце, ужасном и страшном, проскальзывает жажда — хочется иметь другое сердце! Не хочется жить с таким, как сейчас! И ведь эта тоска о новом сердце есть у каждого человека. Каждому дано почувствовать жажду другой жизни, жажду иного бытия.
И вот посмотришь на себя и поймешь: нет этих источников, душа моя, яко земля безводная, искореженная попаляющим грехом. Нет в ней ничего, что могло бы по-настоящему стать источником воды живой, все нашей ветхостью иссушено. Видя нашу жажду, Господь зовет нас: “Кто жаждет, тот пусть приходит ко Мне и пьет”. Но человек, который по-настоящему жаждет, приходит и пьет, должен и сам обновляться и принимать удивительное явление Духа Святаго не в старые ветхие сосуды, не в те мехи, которые не могут удержать новое вино. Он в обновленное человечество вливается, которое может принять благодатный Дух Божий и стать источником воды живой, чтобы реки потекли, чтобы каждый приходящий мог утолить свою духовную жажду через верного Христу человека.
Постоянно находясь у источника живой воды, мы все-таки ищем иных источников существования, других возможностей напоить нашу жизнь, считаем, что именно они-то и дают нам ту основу, которая позволяет существовать в мире, как-то себя реализовать. Такие источники мир предлагает постоянно, и мы к ним притекаем. Мы думаем, что реализуем себя в искусстве, в работе, в возможности карьерного роста, в чем-то другом, и приникаем к этому, этим живем и питаемся.
А Господь призывает: “Придите ко Мне и пейте! Станьте источником живой воды!”. И мы знаем, что это так. Мы чувствуем, — так действительно бывает! Но приникаем к этому источнику только тогда, когда нам уж совсем плохо, когда мы задыхаемся от собственной сухости, от пустоты своего бытия, когда уже деваться некуда. Приникнем к благодатному источнику, хлебнем из него и возвращаемся к прежней жизни, приникаем к другим источникам и пытаемся снова и снова жить плотской жизнью. И так живем, отхлебывая время от времени: нам надо, мы придем к Тебе, Господи, и отхлебнем, но жить-то мы будем не здесь, жить-то мы будем не с Тобой, жить-то мы будем сами с собой, со своими интересами.
Вот мы прожили Великий пост. Какие силы он дал каждому из нас! Как мы старались в эти дни трудиться для Господа! И как мы провели остаток дней до Пятидесятницы? С какой радостью мы от этого источника отвернулись, думая, что вот теперь-то можно наконец отдохнуть от Бога, немножко расслабиться, пожить своей жизнью, не связанной со Христом. И сразу уходит почва из-под ног, самые главные вещи моментально ломаются: нет молитвы, нет покаяния, только окамененность, сухость души и дерзкое сердце, которое страшно Богу показать, — вот, Господи, наше сердце.
Но и видя наше непостоянство, Господь приходит к нам снова, чтобы каждого человека соделать участником Своей Божественной природы, дать Дары жизни Своей, чтобы человек сумел наконец по-настоящему определить, где источник его жизни, откуда он черпает силы. Он снова и снова подает нам возможность жить с Ним единой жизнью, чтобы мы ее восприняли свободной волей, отвернулись бы от мишуры и приникли к истинному Источнику. Ведь у Бога нет другой жизни, как только жизнь духовная. Бог есть Дух, и тот, кто кланяется Ему в духе и истине, есть истинный Его поклонник. И у нас с Богом должна быть одна жизнь. У нас не может быть жизней разных или двойных, но только одна жизнь — Божья, духовная.
Господь подает нам радость обновления Духа Святаго, когда мы в эти дни приходим в храм и слышим потрясающие молитвы, в которых Церковь молится даже за тех людей, которые держимы адскими узами. В этот день Дух Святой проникает во все глубины нашего маленького мерзкого сердца, нашей окамененной души, чтобы снова и снова показать нам радость духовной жизни и наше высокое предназначение.
Сегодня мы молимся Господу, чтобы Он каждого из нас обновил, вложил бы новое сердце, настоящее, чистое, жаждущее Бога, только Им Одним живущее, видящее только Его истинную красоту и отвращающееся от любой подмены. Сегодня приходит к нам Утешитель Благий, чтобы мы по-настоящему обновились и воспрянули для духовной жизни. Аминь.
1998 г.
О богатом улове
Лк 5:1–11
В сегодняшнем Послании апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит такие слова: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет (2 Кор 9:6). И далее говорит, что Господь, Который всегда очень щедро сеет, способен обогатить нас всякою благодатью.
В этом Послании говорится не только о том, конечно, что каждый христианин должен проявлять милосердие от сердца и приносить себя в жертву служения ближнему своему; и не только о том, что существует заповедь десятины, которую каждый верующий должен отдавать на храм; но прежде всего о том, что духовная жизнь складывается как некое сеяние, как расточение самого себя. И там, где существует щедрость такого сеяния, Господь посещает благодатью и дает ее очень много человеку, не боящемуся себя расточать, не цепляющемуся за свои привязанности, которые становятся нашим существом, ложным и ветхим.
Когда человек сам сознательно ограничивает свое общение с Богом, тогда это и есть скудость сеяния. А как человек себя ограничивает? — По-разному. Он может ограничивать свое общение тем, что не молится как следует, много и регулярно. Он может ограничивать свое общение с Богом тем, что причащается редко. Он боится расточить себя в молитве, боится расточить себя в посте, боится расточить себя в том, чтобы в храм ходить, как это Господь заповедал.
А иногда бывает так, что человек и в храм ходит регулярно, исповедуется и причащается еженедельно, и молится по утрам, но все равно и этим он ограничивает свое общение с Богом, даже этим. Даже за этими благочестивыми делами все-таки может стоять подспудное желание сказать Богу: “Это я Тебе отдал, а вот теперь я позволю себе от Тебя на какое-то время отвернуться, пожить своим, пожить для себя, чтобы Ты мне сейчас не мешал, в этот момент меня не трогал”. Даже так можно ограничить свое общение с Богом.
И если существует такое духовное состояние, если человек способен так Богу сказать, то духовная жизнь его — очень скудная, как бы он ни старался, как бы он ни трудился, подобно Апостолам, которые всю ночь трудились и ничего не поймали. Жизнь такого человека похожа на ночь. Она темна и беспросветна. Если человек сознательно скуп по отношению к Богу, скуп по отношению к Отцу своему Небесному, способен от Него на какое-то время убегать, прятаться и отворачиваться, жизнь его помрачается. Для того, кто отворачивается от солнца, для того, кто прячется от света, вся жизнь, как ночь.
И вот Симон говорит: “Господи, всю ночь мы трудились и ничего не поймали. Но по слову Твоему я заброшу сеть”. Когда Апостол поверил, уверился, открыл себя для Господа до конца, тогда совершилось чудо, о котором говорит нам сегодняшнее Евангельское чтение. Рыбаки стали тянуть сети, и рыбы оказалось так много, что они вынуждены были позвать на помощь еще одну лодку с братьями Иаковом и Иоанном, и обе лодки стали тонуть. Вот знак того, что Господь отвечает просто на решимость человека, просто на желание его быть с Богом, не ограничивая себя в поиске Его воли, а наоборот, постоянно взыскуя ее. Если человек идет этим путем, как бы ни было это абсурдно по отношению к собственной жизни, каким бы странным и невыгодным это ни казалось, в ответ он получает такую милость Божию, такую безмерную благодать и одновременно глубокое просвещение…
Ведь ночь проходит. А когда проходит ночь, свет все показывает. В этом свете апостол Петр видит, кто он такой, каков он на самом деле. Когда вступает свет, происходит то же, что с Петром, который сказал: “Господи! Выйди от меня, потому что я человек грешный”. Свет воссиял для Петра. Он вдруг увидел, что с ним происходило все эти годы, каким он был в отношении к Богу, каким он был в отношении к ближним. И это — Апостол, благочестивейший человек, о котором нельзя было сказать, что он ограничивает свое общение с Богом, который одним из первых за Христом пошел! Но и он, увидев себя, сказал: “Выйди от меня, потому что я — человек грешный”. Вот так свет воссиял от Бога для Апостола.
А Христос ему сказал: “Не бойся. Не бойся себя таким, не бойся, что увидел себя грешным. Не бойся, что свет наконец для тебя воссиял и тебе стало страшно от видения своих грехов. Не бойся!”.
И нам Господь так говорит, когда вдруг осветит наши души, когда луч света проникнет в нашу тьму, и мы видим весь ее ужас: какими и мы бываем по отношению к Богу в своей безумной, бессмысленной, такой мелкой и безблагодатной жизни, когда отворачиваемся от Бога и, подобно скупому рыцарю, хотим считать сундуки собранного добра. В такой момент хочется скрыться даже от самих себя, закрыть глаза и сделать вид, что ничего не произошло. Потому что очень страшно видеть себя грешным. Очень неприятно жить с этим. А Господь говорит: “Не бойся”, — потому что благодать, которую Он подает человеку, делает его иным.
А потом Господь говорит Петру: “Отселе будешь уловлять людей”. Через видение своих грехов, своей немощи и помраченности ты сам становишься способным просвещать других. И вот что делают люди, которые слышали Его слова: они бросают все свое, оставляют то, что составляло смысл их существования, и идут за Христом. И нет уже никакой преграды между Апостолами и Христом, они сидят близко, рядом друг с другом.
И нас в этот день Господь призывает сеять щедро, оставить все: свои дела, свои попечения и быть вместе с Ним, потому что ночь проходит, день приблизился. И мы не чада ночи, а сыны дня. Да воссияет свет Христов в каждом из нас подобно тому, как он просветил апостола Петра, чтобы и нам Господь щедротами Своими послал Свою спасительную благодать, чтобы мы, подобно Апостолам, пошли за Ним в Царствие Небесное. Аминь.
2003 г.