Проповеди о преподобном Серафиме

Преподобного Серафима Саровского
Воскресенье 1 августа 1976 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня празднуем день святого Серафима Саровского. В на­шем храме, у его иконы, небольшой лоскуток материи, на котором осталась кровь святого Серафима. Этот лоскуток материи был нам привезен с далекой, многострадальной, кровоточивой нашей ро­дины. В Ветхом Завете есть рассказ о многострадальном Иове — как, желая испытать его, сатана сначала отнял у него все его имущество, лишил его детей, оставил его бездомным, нищим; но еще оставалось у него в неприкосновенности его тело, — тело, которым мы так дорожим, к которому относимся так бережно и которое является для нас часто — нет: всегда! — предметом такого страха: как бы через него, им не пострадать… Но и его кос­нулся сатана, противник Божий: неисцельная болезнь его косну­лась, отвратительная, устрашающая, которая лишила его близких людей, — и тут он устоял. Только жизни его не трогай, — повелел Господь Своему противнику…

Преподобный Серафим потерял все вольной волей; он отказался от родного дома, отказался от сродства и племени, отказался от родных краев, ушел ни с чем, кроме Бога и молитвы, в монастырь. И там он себя отдал послу­шанию; внимательно, смиренно он принимал от Бога все, что Гос­подь ему пошлет, и от людей — все, что они захотят возложить на его плечи. Он сломил свое своеволие, он отдал себя через людей до конца воле Божией; и ушел он в лес, в дальнюю пус­тыню, для того, чтобы ничего его не отделяло от Бога, но так­же для того, чтобы ничто не служило ему искусственной подпор­кой, чтобы только благодать укрепляла его немощь, только верность Богу служила ему опорой… И 47 лет про­жил он в различных подвигах отшельничества, молчальничества, затвора. Но на этом пути встретилось ему второе иовлево иску­шение: когда он уже был лишен всего, перед ним встал вопрос о сохранении своей жизни, об избежании страдания. На него напали разбойники, он был вооружен топором, он мог защититься — но он не захотел спасти свою жизнь никакой ценой, а отдал ее еще раз Богу. И эту жертву Бог принял; он был избит, изра­нен, и кровь его осталась на его одежде, кусочек которой мы можем здесь созерцать. Он остался верен Богу до крови; жизнь его — сохранил Господь…

Так идет и Церковь Русская, так идет и наш народ — до крови… Будем молиться, чтобы святой Серафим вспомнил свои родные края — широкую, многострадальную Русь, чтобы он воз­нес свои молитвы о ней, о тех, которых жизнь, человеческая жес­токость, верность их вере своей лишила всего земного; чтобы он помолился о тех, тела которых коснулось страдание — в тюрь­мах, в застенках, в лагерях; чтобы он помолился о тех, над ду­шой которых стараются получить власть, душу которых силятся разрушить их гонители; чтобы он, который был верен Богу до крови и до готовности умереть, и которого сохранил Господь на долгий и многострадальный подвиг, был с теми, которые — хрупкие, слабые порой, испуганные, отчаянные — несут подвиг в терпении и в страхе, как он нес его несокрушимой верой и бесстрашием своей преданности Богу. Да помянет Господь нас и всех молитвами преподобного Серафима. И когда мы будем взирать на эту капельку его крови, поставим перед собой вопрос: до какой меры, до какого предела готовы мы быть верными? Аминь.

Память преподобного Серафима Сурожского

15 января 1978 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Рядом с иконой святого Серафима Саровского, память кото­рого мы сегодня совершаем, в нашем храме лежит под стеклом небольшой лоскуток материи; это дар, полученный уже несколько лет назад, частица той рубахи, которую святой Серафим носил, когда был застиг­нут в лесу разбойниками и до полусмертиими избит. Он мог защищаться, он был крепок телом, несокрушим духом, он был вооружен тяжелым топором; но по образу Христа, Который, как Агнец перед стригущими Его безгласен, наподобие ветхозаветного образа Христова Мужа скорбей, Который принимает не только унижение, но и биение и раны и смерть, без сопротивления отдавая Себя, и через это получая власть простить, — так и Серафим отдал себя в руки разбойников. До крови он поверил Христу, до готовности излить свою кровь и истощить свою жизнь он поверил Христу.

И эта капля крови его, которуюмы видим на кусочке материи — сколько она вызывает дум и благоговения. Человек, подобный нам, сумел так поверить в любовь, в Божию беззащитность, в то, что Господь Себя нам отдал без остатка, без слова ропота, без дви­жения руки, чтобы отвести удар, без молитвы, чтобы сила Божия Его избавила, что Он Сам отдал Себя другим…

От нас такой жерт­вы, такого мужества не требует никто; от нас ожидается, чтобы мы быливерны жизнью, а не смертью; никто не требует от нас теперь, чтобымы кровью запечатлели нашу веру и верность Христу. А как мы бываем малодушны, испуганы, как легко мы за­бываем, что мы Христовы, и прибегаем к мерам защиты своей жиз­ни, своей чести, своего имущества, всего своего, которое не Христово, а принадлежит миру, духу язычества… Подумаем об этой капле крови и о том, что она говорит нам; не будем за нее восхвалять Серафима, — ему наша похвала не нужна. Хвалить может тот, который сам, делом, а не только словом, прошел подобным, одинаковым путем, и изведав его трудности, может другого похвалить за то, как мужественно, как терпеливо, как прекрасно он прошел до цели. Наша похвала даже не выражает изумления, а толь­ко удивление тому, что бывают такие люди.

И как жалко за себя, за нас всех, чтомы теперь так измельчали, что удивляемся тому, что было таким обычным, таким естественным каких-то пятнадцать столетий тому назад. Когда читаешь страницы календаря, видишь: здесь тысяч десять человек были сожжены в Никомидии; там один человек умер одинокой смертью… Мужчины, женщины, дети не колебались отдать свою жизнь, отдать ее до конца, прожить ее по-Христову и отдать, вернуть ее Богу достойно своего христи­анского имени. Сейчас никто не просит нас ее вернуть; но Хрис­тос нас зовет к тому, чтобы мы ее прожили достойно Христа.

И вот, взглянем еще раз на этот лоскуток материи, на эту каплю крови, на лик святого Серафима, и поставим перед собой вопрос: А я? Как я отвечаю, когда передо мной стоит не угроза даже, а насмешка? Как я отвечаю, когда передо мной стоит соблазн? Как я живу изо дня в день, когда меня кротко и твердо зовет Господь, и требовательно, соблазнительно, грубо манит темная власть? Где я стою?..

Помогинам Господь вдуматься в это. В старое время люди стояли перед жизнью и смертью, когда делались Христовыми; мы не стоим перед этой угрозой, во вся­ком случае, еще нет. Но они устояли, потому что для них Христос был — жизнь, а отойти от Него было немыслимо; а мы отходим, отходим — все время… Как это жалко, как это больно!

Для того ли жил Христос, для того ли Он умер, чтобы мы только дивились и надеялись, что Его страданием душевным, крестной смертью мы будем спасены от опасности от себя самих? Не для того ли Он умирал, чтобы вызвать к бытию новый род людей, лю­дей бесстрашных, людей, уверовавших в любовь, в ту любовь, которая свою жизнь отдает, не требуя ничего другого, кроме радости любить… Да благословит и помилует нас Господь! Будем помнить: Он — путь, и Он прошел перед нами весь путь жизни, и Он имеет право свидетельствовать, что человек может этим путем пройти и силой Божией все победить. Аминь.

Преподобного Серафима Саровского
Воскресенье 1 августа 1982 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день святого Серафима Саровского, одного из самых любимых, самых славных святых Русской Церкви. Но празд­новать день святого, это значит в первую очередь, будучи по­раженными его духовной красотой, обратиться к нему с вопросом: как последовать твоему примеру? что сделать, чтобы научиться тому, что ты познал, стать таким человеком, который, как ты, жил во славу Божию и, через столетия и столетия, сияет вечной славой?

На поставленный ему однажды вопрос о том, что отли­чает погибающего грешника от спасающегося праведника или от святого, преподобный Серафим ответил: только решимость… Спасение наше — в нашей воле, в нашей твердости, в непоколебимости на­шей решимости быть Божиими до конца. Господь дает Своего Духа не мерой, дает Свою благодать не мерой, — Он все дает, и Себя Самого. Но принимаем мы благодать и используем дары Божии в меру нашей готовности принять то, что Он дает — и именно то, что Он дает, а не то, чего мы хотим, и принести тот плод, которого от нас Бог ожидает.

Этого было бы достаточно, чтобы целую жизнь построить на примере и на слове преподобногоСерафима. По­ставим, каждый из нас, перед собой вопрос: хотим ли мы быть Христовыми? Хотим ли мы быть Божиими? Хотим ли мы уподо­биться тем, кто вызывает в нас такое благоговение, такой вос­торг, такой трепет и такую любовь, к кому мы обращаемся с каждой нуждой, к кому мы обращаемся со всей болью и со всей радостью своей? И если так, то услышим всерьез, и примем, и исполним этот завет святого Серафима: решимостью вступим в путь Господень. Сила Божия в немощи совершается — но в той человеческой немощи, которая себя Богу отдает с решимостью на жизнь и на смерть оставаться Ему верными. Аминь.

Публикация Е. Майданович

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.