Проповеди, сказанные в кафедральном соборе г.Днепропетровска

На Богоявление
19 января 1957 г., Божественная литургия

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Перед Крещением Господним святой Пророк и Предтеча Иоанн собирает на берегу реки Иордан толпы людей. Это были люди, чувствовавшие свою большую греховность перед Богом.

Сюда приходили мытари, обижавшие сбором податей людей, воины, которые жестокостью своей причиняли много зла. Сюда приходили и другого рода люди, которые нуждались в очищении души своей.

И вот среди этих великих грешников явился Сам Христос, Спаситель, Сын Божий и Человек без всяких грехов, совершенный человек. Святой Пророк и Предтеча Иоанн, который много раз говорил народу о том, что он является только предвестником Христа Спасителя, что он только предтеча Его, решительно отказывается от совершения крещения над Тем, у Кого не было грехов. Он говорит: Мне следует у Тебя креститься и Ты ли приходишь ко Мне?

Но Господь наш Иисус Христос сказал ему: Нам следует исполнить всякую правду. И святой Пророк Иоанн Предтеча повиновался Ему и совершил над Ним крещение покаяния. И в этом крещении означилось желание очищения от грехов. И явилась Слава Божия. Дух Святый явился и был глас Отца Небесного: Сей есть Сын Мой возлюбленный… Итак, то, что, казалось бы, было уничижением Спасителя, Сына Божия, — крещение покаяния, — явило в Нем великую силу Божию. Вот в этом и заключается смысл слов: надлежит нам исполнить всякую правду. Правду, что Он принял на Себя тело человеческое, принял на Себя все множество грехов человеческих и искупил их; таким образом Его уничижение стало славою Его.

Другая сторона слова о исполнении правды относится к нам. Все мы крещены Святою Церковью, может быть, в юности, может быть, и в зрелом возрасте. Каждому человеку нужно очистить душу от греха и дать благодати жить в ней. Эта сила Божия преподается каждому православному в таинстве крещения.

Это таинство установил Христос. Таинство Крещения возрождает нас и возводит к Богу, и делает нас не сынами противления, а сынами Божиими, — только бы мы сохранили эту благодатную истину, преподанную нам во святом Крещении.

В знак крещения мы должны на себе носить святой Крест. Как же ты можешь называться крещенным, если не носишь креста? Но мало того. Крест — это знак того, как должно жить. Мы должны вспоминать обеты, данные во святом Крещении.

Над Христом Спасителем совершено Крещение, в подражание которому и над нами совершалось крещение. И как тогда освящалась вода, и ныне освящается вода и молятся об очищении ее от злой силы.

Мало того; человек дает обещание знать свою веру, поэтому он читает Символ веры — исповедание нашей веры в Господа. И затем преподается нам благодать Духа Святаго. Эта благодать Духа Святаго должна остаться в каждом из нас и быть действенной в нас. Если утеряет кто ее из-за великих грехов или из-за отречения — молись Господу, чтобы Он вновь дал тебе эту благодать и укрепил тебя.

Для того сегодня мы празднуем Крещение Господне, чтобы вновь получить и оживить в себе благодать Духа Святаго. И каждый из нас должен употребить все духовные силы, чтобы очистить свою душу и жить благодатию Божиею.

Аминь.

В день святых Первоверховных апостолов Петра и Павла
12 июля 1958 г., Божественная литургия

во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Ныне чтим мы, братие, святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Слово Первоверховные говорит о их высоком положении среди других Апостолов, которые были учениками Спасителя, именно их послал Иисус Христос проповедовать всему миру слово истины.

В Евангельском чтении, которое сейчас вы слышали, говорится о словах Христовых, обращенных к апостолу Петру. Но только ли к нему были обращены эти слова? Ты Петр — это значит “камень”, —è íà ñåì êàìíå ß ñîçäàì Öåðêîâü Ìîþ, è âðàòà àäà íå îäîëåþò åå — то есть Церковь всегда была твердыней, стоящей на основе учения Апостолов, и не только апостола Петра, но и других.

Что это верно, мы видим из того, что в дальнейшем Господь говорит: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Эти слова говорил Христос Спаситель и по отношению к другим Апостолам, так что тут апостол Петр выразил свою веру не только от себя, а и от других Апостолов, но говорил апостол Петр, и потому Господь обратился к нему как к говорившему.

Двух Апостолов чтим мы сегодня. Апостол Петр был всегда при Христе Спасителе, когда Он был на земле. А другой Апостол, Павел, тоже Первоверховный. Он на земле не видел Христа Спасителя. Сын Божий только явился ему чудесным образом и открыл Свою волю, Свое учение. Апостол Павел позднее других Апостолов вступил в Церковь — и все-таки он на первом месте. Почему это так? Да потому, что эти два Апостола были главными проповедниками Христова Воскресения на земле. Апостол Петр проповедовал и написал два послания. А апостол Павел, который пришел позднее, тот больше апостола Петра трудился, он написал 13 посланий. Он благовествовал в разных местах древнего мира и умер вскоре после апостола Петра, в том же Риме, где и апостол Петр, умер мученически.

Апостол Павел в своих посланиях излагает христианскую веру, так что все христиане и поныне и всегда будут пользоваться его посланиями.

Господь проявил Свою волю в жизни Павла. Этого злого врага христианского учения, который предавал в тюрьмы христиан, Господь чудом обратил, призвал его, идущего в Дамаск, в Сирии. И он уверовал и вскоре на долгое время удалился в свой родной город, в Тарс, в Малой Азии. Там он много молился, много читал Слово Божие и вернулся уже готовым проповедником Христовой веры.

Что же в посланиях своих проповедовал апостол Павел? Он очень ясно и последовательно изложил христианский путь ко спасению. Прежде всего он говорит, что является для нас гибельным. Это — грех. Грех мешает нам на пути к Богу.

Ветхозаветный закон выражен Моисеем в десяти заповедях Моисеевых. И эти заповеди и весь Ветхий Завет только разъясняют и осуждают грех, но не указывают средства, чтобы освободиться от греха и его страшных последствий. Обличают грех, но не освобождают от него.

Апостол Павел говорит, что избавить от греха может только одно — та благодать, которую принес Сын Божий. Он открыл нам Отца Небесного еще на земле, и потому мы можем прибегать к средствам, которые дает Сын Божий, можем найти путь ко спасению.

Кто узнает этот путь? Пришествие на землю Сына Божия дало благодать, показало путь ко спасению. Эти благодатные средства ко спасению даны через Церковь; Церковь Христова спасает нас своею верою, своею молитвою и особенно таинствами. Это учение апостола Павла в его посланиях.

Наша искренняя вера основывается на вере во Христа как Сына Божия, она открывает в нашем сердце путь ко спасению и к чистоте и правде Божией, если мы держимся Церкви.

Главой Церкви является Христос Спаситель. Церковь основана на священстве, на иерархии церковной. Апостол Павел в своих писаниях раскрывает нам это и призывает нас держаться церковной благодати, ее таинств, ее священства.

И затем говорит о конечной судьбе человечества. Будет время, что Господь придет опять, и совершится Страшный суд над всем человечеством — и это есть последнее, что будет в мире.

И мы припадаем к его писаниям как к целительному источнику, который утверждает нас в истине Божией и раскрывает нам путь ко спасению.

Аминь.

В неделю седьмую по Пятидесятнице,
20 июля 1958 г., Божественная литургия

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Братие и сестры, сегодня слышали мы слова Спасителя. Он, обращаясь к Своим ученикам, сказал: Жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы Он послал делателей на жатву Свою.

Сам Спаситель, Который подготовлял Апостолов для проповеди по всему миру, через них и других проповедников говорит: Жатвы много, то есть желающих воспринять слова Божии много, а делателей, которые бы наставили их и открыли глаза людям, — мало. Молите Господина жатвы, то есть Отца Небесного, чтобы Отец Небесный послал делателей на жатву Свою.

Что это значит? Что больше должно быть тех, которые могут благовествовать Слово Божие, чтобы были не только пастыри и архиереи, но и вообще люди, которые бы могли передать свою веру другим людям. Это слово Христово вспоминается особенно много за Божественной Литургией. Та часть Литургии, которая сейчас совершается, кончается словами “Оглашенные, изыдите” и говорит о научении. Тут и Евангелие читается, и Апостол читается. Предлагается и проповедь, часто мы ее слышим после Евангелия. И псалмы пред тем поются, и Заповеди Блаженства, и те тропари, которые их сопровождают, — все это для научения. Эта часть Литургии называется “Литургия оглашенных”; Оглашенные значит, что люди с голоса научались вере.

Кто же эти оглашенные? Вот сейчас вы услышите ектению об оглашенных: “Помолитеся, оглашеннии, Господеви”. В древ­ности это были те, кто собирался креститься, но еще не был научен в вере. Можно ли отнести эти слова ко всем верующим? Можно. Мало людей, которые могут похвалиться знанием веры. Можно эти слова применить и к себе.

Далее говорится в ектении: “Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Огласит их словом истины” — с голоса, словом, научит их истине, Христовой вере, о которой они слышат в читаемом Апостоле и Евангелии, в псалмах. И все это есть оглашение, научение вере, то есть слово истины. “Открыет им Евангелие правды” — благовествует о правде Христовой.

Дальше мы молимся о оглашенных, чтобы Господь соединил их “Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви”. Мы с вами уже присоединены к Церкви. А есть люди, которые только подходят к дверям Церкви, ищут войти в них. О них-то и молится Церковь.

А дальше диакон призывает оглашенных выйти из храма. Он повторяет это несколько раз, а на больших службах это говорят два диакона в Царских Вратах, а один на середине солеи.

В древности было не так, и диаконы стояли не на амвоне, а в храме в разных местах. “Выйдите”, — говорили они оглашенным.

Но, братие и сестры, разве к нам не относятся эти слова об оглашенных? Разве мы не нуждаемся в познании веры? Несомненно, многие, почти все очень нуждаются в этом.

Я уже перечислил, чем научаются люди. А само по себе богослужение разве не научает нас вере? Возьмем хотя бы краткую молитву: Господи, помилуй. Разве не очень многое выражено в этих словах: чтобы Господь помиловал, избавил от душевных страданий, научил вере и доброй жизни.

Как много мы слышим поучительного в храме Божием. Если только открытой душой будем все это воспринимать, как много мы можем получить. Если же закрыта будет наша душа, — то сколько бы ни учились мы, — пользы не будет. Вот в Евангельском чтении говорится, что Господь послал делателей. Делатели, — это благовестники веры, когда будет у них желание благовествовать, передавать веру другим. Все это великое дело служения Богу и служение верующим.

Аминь.

На Введение во храм Пресвятой Богородицы
4 декабря 1958 г., всенощное бдение

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Вспоминаем мы ныне Введение во Храм Пресвятыя Богородицы.

Матерь Божия тогда была только трехлетней. По обету родители привели Ее в храм Божий для посвящения Богу. Дети одного возраста с Ней провожали Ее со свечами. А там, в храме, встретил Ее священник, который по откровению Божию ввел Ее во Святая Святых, куда входил один раз в год только Первосвященник. И там Она оставалась до возраста, когда Ее надо было передать родителям. И Матерь Божия узнала там Закон Божий, Она училась вере Своей, читала Слово Божие и вникала в него. По преданию, Ангел являлся Ей и открывал то, что неизвестно обычному человеку.

В этот день мне хочется, братие и сестры, вспомнить вместе с вами, как мы пришли в храм Божий, как душа наша припала к этому святому храму, как он стал самым дорогим для нас.

Знаю я людей, которые с раннего возраста ходили в храм Божий, которые живут верой. Счастливы эти люди, ибо не коснется их сердца то, что приводит к печали. Но знаю и других, которые утеряли свою детскую веру, когда напали различные искушения. Оскудела детская вера их. Но Господь милостию Своею вновь возродил ее, уже сознательную, убежденную. Они нашли то сокровище, которое было зарыто.

И знаю таких людей, которые и в зрелом возрасте не имели веры. Но коснулась их рука Божия, испытания, страдания, скорби, которых не желает ни один человек. Видели они страх, который привел их в радость Божию и открыл в сердце то, что долго было зарытым. И в сознание и в сердце проникла вера и дала смысл их жизни.

Знал я и таких людей, которые обрели веру незадолго до смерти. Всю жизнь они были далеки от веры, были у них только добрые чувства к людям. И вот пришло время, когда они задумались, что же дальше делать? И открылось у них в совести и в сознании то, что было зарыто, потому что заняты они были суетой и некогда было думать о том, что дороже всего. И на склоне своих лет они нашли истину, христианскую веру. И все это привело их к Богу. Или, может быть, вспомнили они в прошлом, в детстве, Рождество Христово, Пасху, исповедь, огоньки, которые горели, люди кругом молятся. Может быть, бабушка научила их истинам христианской веры. Все это загорелось огоньками в душе человека и пробудило теплое чувство. Он вспомнил о Боге, молиться стал, стал плакать и искать правды Божией. Может быть, грех его пробудил в нем совесть и стыдно ему стало перед Тем, Кто все видит, и открылись у него очи, и покаялся он.

И в этот день нам надо подумать, чтобы, придя в храм Божий, не уйти со смущением и соблазном, не отойти от Бога, а держаться твердо Христовой веры.

Аминь.

Послесловие от редакции

Возможно, некоторым нашим читателям (особенно из молодых) проповеди владыки Гурия могут показаться “слишком уж простыми”. Но за этой простотой стоит многое…

Обратив внимание на датировку проповедей, мы видим, что они произносились во времена так называемых “тихих” гонений. Что это означало на деле? Вновь, как в 20–30 гг., закрывались храмы; духовная литература, включая Писание, молитвословы и даже церковные календари, была почти недоступной; человек, входящий в храм, не мог быть уверен в том, что его не “выследили” и не занеслиâ ÷åðíûé ñïèñîê; äàæå åñëè ïðîñòî îáíàðóæèâàëîñü, ÷òî îí íîñèò êðåñò, ýòî ñóëèëî ìíîæåñòâî íåïðèÿòíîñòåé, âïëîòü äî óâîëüíåíèÿ ñ ðàáîòû, èñêëþ÷åíèÿ èç èíñòèòóòà.

Тайная исповедь вызывала страх и ярость властей, потому что была единственным оазисом свободы в несвободной стране; ее приходилось практически заново внедрять в церковную жизнь с великими трудами, — ýòî áûëî íàñòîÿùèì ïîäâèãîì. Òî÷íî òàêîå æå îòíîøåíèå áûëî è ê öåðêîâíîé ïðîïîâåäè.

Наверное, сейчас уже трудно представить себе такие условия существования Церкви, для которых, например, вполне характерно то, что когда Святейший Патриарх Пимен путешествовал на отдыхе по Волге, ему в Ульяновске не разрешили посетить храм. Но если принять во внимание эти условия, то видно, что проповеди владыки Гурия идеально соответствуют нуждам Церкви: они кратки, очень доходчивы, их легко запомнить; они адресованы тем, кто не имеет возможности регулярно читать Евангелие. Рассмотрев их с этой точки зрения, мы видим, что они дают главное: настраивают на мысли о Боге и вечности человека, живущего жизнью, из которой долго, тщательно и умело вытравлялось все, что могло пробудить в нем духовное начало.

Наконец, ценность этих проповедей — просто в том, что они были. И коль скоро мы в нашей церковной жизни свободны от внешних утеснений, а все проблемы, связанные с православной литературой, сводятся к проблеме выбора, нам следует с постоянной благодарностью вспоминать как подвижников Православия тех, кто с немалыми трудами следовал словам Писания: духа не угашайте(1 Фес 5:19).

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.