Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…
Воскресенье перед Рождеством
Мф 1:1
Сегодня особенное воскресенье, которое предшествует празднику Рождества Христова. В этот день читается первое Евангельское зачало, с которого начинается Новый Завет. Обычно, когда мы берём в руки эту святую книгу с желанием найти в ней ответы на свои вопросы, познать чрез неё мир, себя и свой путь к Богу, нам не интересна эта первая глава. Мы её либо пропускаем совсем, либо быстренько проглядываем странные имена, звучащие для нас словно на иностранном языке, ничего нам не говорящие и ни о чём не возвещающие.
И вот сегодня мы слышали перечисление этих многочисленных родов, думая, что это, наверное, для того, чтобы рассказать нам о том, что у Христа есть Своя человеческая родословная, что Он не появился откуда-то внезапно, а продолжает перечень тех имён, с которыми мы встречаемся в Ветхом Завете. Там часто перечисляются роды племён израилевых, но их мы тоже обычно пропускаем, стремясь узнать о следующих событиях. А на самом деле стоит внимательно прочитать и понять, что же это за имена, кто же эти люди, о которых говорит сегодняшнее Евангелие.
Некоторые из них нам хорошо известны: пророк Давид, Авраам, Исаак и Иаков — это те, которых мы считаем своими праотцами, кому посвящено сегодняшнее воскресенье, в которое мы вспоминаем святых Отцов, то есть тех, от кого по плоти произошёл Христос. Так естественно сегодня перечисление этих имён. Но вместе с ними вдруг встречаются имена таких людей, присутствие которых кажется удивительным, если вспомнить о том, как они жили и чем занимались. Например, Христос включает в Свой род ужасного царя Манассию, который умучил пророка Исайю, отступил от Бога и только в последний момент на смертном одре в слёзном покаянии возопил ко Господу, осознав весь ужас своей жизни. Встречается в этом списке и имя Раав (Рахавы), о которой в Ветхом Завете написано, что она была блудницей, но впустила в город израильских лазутчиков, чтобы языческий город был взят сынами Израиля. Потом мы читаем имя Фамари, которая очень странным образом продолжила свой род, переодевшись блудницей, чтобы родить от Иуды и чтобы его семья взяла её в свой шатер. Очень много и других странных имён, которые по нашему представлению, по правилам этого мира как бы скомпрометированы: жизнь этих людей недостойна того, чтобы о ней говорили с восхищением. И тем не менее мы видим, что Господь не отказывается от них, не стесняется брать их в Свой род, а хотя есть и такие имена, которые должны были быть включены в этот перечень, но их там нет. Так, вычеркнуты несколько имён царей Иудейских, которые отступили от Бога, отреклись от истинной веры и полностью посвятили себя служению идолам. Был такой позорный период в истории Израильского Царства после Соломона, когда оно было разделено — и в том числе в родах иудейских царей.
Мы знаем, что Евангелие называется Книгой жизни. Новый Завет начинается со слов: книга родства Господа нашего Иисуса Христа. А потом мы читаем Евангелия, Деяния Апостольские, Послания, в конце — Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, который говорит о последних временах нашей земной истории. Там тоже говорится о Книге жизни, как в неё вписываются имена и как из неё имена истребляются. И действительно, мы видим, что какие-то имена вписаны в книгу родства, а какие-то истреблены. И вдруг понимаешь, что евангельская Книга жизни не кончается перечисленными родами, но это та Книга, в которую должен быть вписан весь род Христов. Ведь далее говорится о том, как Христос родился на этой земле, а потом о том, что Он всех нас включил в Свой род, даровал носить Его имя. Каждый из нас был вписан в этот род через принятие святого Таинства Крещения, каждый обновляется, когда искренне кается, и снова восстанавливает свой образ, затемнённый грехами, когда снова и снова соединяется со Христом.
И вот оказывается, что Евангелие и есть эта Книга жизни — нашей жизни. Каждый из нас должен это Евангелие продолжить, что в этом и есть смысл и цель, и сердцевина всего, что есть в нашей жизни: жить по-евангельски, жизнью новозаветной. И когда мы живём по Евангелию, тогда мы в этой Книге жизни, а когда мы не живём по-евангельски, мы себя вычёркиваем.
Книга жизни продолжается жизнью каждого из нас, мы сами её исполняем, мы продолжаем Евангелие до тех пор, пока Евангелие становится нашей жизнью, а наша жизнь становится самим Евангелием, благовестием Христовым. И вот знак того, что мы вписаны в Книгу жизни: наша жизнь становится благовестием. Она сама становится зовом, возвещением о том, что Христос пришёл в этот мир, и мир получил от Бога спасение, потому что этот мир со Христом соединился. Это так важно услышать: сегодняшнее чтение является для каждого из нас напоминанием о том, что мы не чужие Богу, что мы Ему свои, что мы Ему родня, что книга родства продолжается каждым из нас. Это и большая радость, и величайший труд и ответственность, потому что странно представить себя в перечислении этих родов — рядом с царём Давидом и царём Соломоном, рядом с Авраамом и Иаковом, рядом с теми, о ком сегодня говорит апостол Павел, что они верою заграждали уста неверных, верою побеждали целые народы, сокрушали города, останавливали солнце, были крепки во брани своей.
И в этот род вписан каждый из нас, каждому дана та же самая власть и та же самая сила Божия, и тот же самый Дух Святой, Который руководит всеми, вписанными в Книгу жизни Божией. Будем об этом знать. Будем об этом помнить. Будем всю свою жизнь полагать на то, чтобы наша жизнь по-настоящему стала Евангелием, а Евангелие стало нашей жизнью. Аминь.
О богатом урожае
Лк 12:16–21
Сегодня я хочу обратить ваше внимание на апостольское чтение, на отрывок из четвёртой главы Послания апостола Павла к Ефесянам. Он звучит так: Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф 4:1–6).
Вот такие слова обращены ко всем нам. Апостол просит, не просто просит, а умоляет всех нас быть совершенно едиными друг ко другу, хранить союз любви в духе мира, быть единым телом, в котором пребывает Сам Господь.
Когда я читал эти слова, готовясь к сегодняшней проповеди, для меня стало очевидным, к чему призывает нас Апостол, о чём он нас умоляет. Быть достойным звания, в котором мы призваны, — это конечно же, быть достойными христианами. Об этом идёт речь. Апостол умоляет нас быть Церковью. Апостол умоляет нас быть единым телом. Апостол умоляет нас жить святой Евхаристией, жить причащением Тела и Крови Христовой как единственным, настоящим и самым главным стремлением христианина: соединяться со Христом, в этом союзе пребывать с Ним и в этом союзе пребывать друг с другом. Каждая Божественная Литургия — это не только призыв апостола Павла, но призыв всей Церкви, это призыв Самого Господа, потому что мы каждый раз слышим те же самые слова. Господь нас призывает: Примите, сие есть Тело Мое, пейте все, это Кровь Моя.
Многие пришедшие сегодня в храм не причащаются. И вот, зададим себе вопрос, почему приходящие на Литургию не причащаются на ней. Многие из тех, кто причастился сегодня, могут не причаститься завтра на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы или в следующее воскресенье, и как-то так естественно не причаститься, как будто так положено — не причаститься на Литургии… как будто причаститься на Литургии есть что-то для нас сверхдолжное, словно мы совершаем какой-то особенный поступок, сверх наших сил. А ведь это совсем не так.
Давайте зададим себе вопрос: а что препятствует нашему причащению на Божественной Литургии? Что является препятствием на нашем пути ко Христу? Это очень простой вопрос, который часто человек задаёт сам себе или священнику на исповеди: “Батюшка, я не знаю, что делать. Каждый раз одно и то же, у меня в жизни ничего не меняется, ничего не происходит, всё как было, так и есть. Я вроде стараюсь, а ничего не получается”. А ответ на этот вопрос коренится в самой Литургии. Надо спросить себя: А почему я не причащаюсь? Что мне мешает? Вот что мешает причащаться, то и является основной проблемой твоей духовной жизни, самым основным препятствием ко Христу. Чаще всего оно заключается в обычной человеческой лени, в маловерии, в нежелании над собой трудиться, по-настоящему усердно жить духовной жизнью.
Когда человек готовится к Причастию, когда он готовится к встрече со Христом, он естественно напрягает свои внутренние силы, он пытается осмыслить свою жизнь, посмотреть вглубь себя и увидеть свои немощи. Ему, конечно, становится неприятно от зрения своей беспомощности и косности, неприятно напрягать себя снова и снова, чтобы на это смотреть. И поэтому всякое участие в Литургии человек воспринимает как подвиг, как нечто особенное, как нечто такое, что не является естественным для него. И это очень трагично. Как раз об этом и говорит сегодня Апостол, потому что един Господь, едино Крещение, едина наша Церковь, едино наше Тело, где Господь пребывает с нами и пребывает в нас. А Он пребывает в нас, когда мы Его в себя принимаем, когда мы Ему причащаемся, когда мы с Ним соединяемся, когда мы с Ним по-настоящему разделяем Его жизнь, которую Он нам предлагает в Божественной Литургии. А причащаясь Ему, мы естественно становимся и друг другу причастны, и друг с другом по-настоящему едины.
Правда, может быть, мы этого единства не всегда хотим, именно его нам как раз и не хочется. Нам хочется чего-то своего: как-то по-своему жить духовной жизнью, чтобы нас никто не трогал, не касался, чтобы наша жизнь была обособленной, чтобы мы могли сказать — ну что, душа моя, много у тебя всего на всякое время, веселись, пей и ешь, покойся, всё у тебя есть, тебе никого и ничего не нужно. А вот Апостол призывает нас сегодня по-настоящему разобраться, что значит в Бога богатеть.
Сегодня мы слышали коротенькое Евангельское чтение про безумного богача, которому Христос сказал: Безумец, в сегодняшнюю ночь душу твою от тебя отнимут. Кому же достанется то, что ты для себя скопил? И заканчивается оно такими словами: вот что бывает, когда человек не в Бога богатеет. А в Бога богатеть у нас только одна возможность: Ему приобщиться, Его принять, с Ним соединиться. По-другому нельзя в Бога богатеть. Эту возможность Господь нам подаёт на каждой Литургии и каждого допускает, каждому даёт возможность открыть себя для Бога. В этом суть нашей жизни христианской и больше ни в чём.
Когда мы приходим на Литургию, заранее говоря себе, что вот я на Литургию пойду, а причащаться не буду, — кому эти слова сказаны? Себе самому? Нет. Это сказано Господу. Это надо понять и принять, потому что духовная жизнь строится только так: либо ты с Богом, либо ты без Бога. Вот такие жёсткие слова. Либо ты к Нему идёшь, либо ты от Него уходишь, а не просто сидишь где-то на одном месте и ждёшь следующего поезда. Нет, духовная жизнь, она такая: или — или. Либо ты здесь, либо ты там, далеко от Бога. Либо ты сказал: я к Тебе иду, — либо ты от Него отвернулся. И когда звучат слова евхаристического канона, которые призывают нас к Причастию, а мы слушаем, а ответить ничего не можем, так ведь это тоже вопрос на страшном судилище Христовом: почему же ты, придя ко Христу, ничего не можешь Ему сказать?
Вот об этом сегодняшнее апостольское чтение. Апостол умоляет, Церковь нас призывает, Христос нас зовёт, чтобы наша жизнь была настоящей, чтобы мы действительно были достойны того звания, в котором призваны. Аминь.
2007 г.
Исцеление дочери Иаира
Мк 5:22–43; Лк 8:41–56
К Христу подошёл начальник синагоги Иаир и, поклонившись в ноги, попросил придти к нему в дом, потому что его двенадцатилетняя дочь была при смерти. И Христос сказал такие слова: Я приду и исцелю её. Но когда Христос шёл в дом Иаира, Его окружила большая толпа народа, как это всегда бывало, и одна женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением, всё своё имение раздала на врачей, но никто ей не помог, подошла тихонечко ко Христу, с верой и упованием к Нему прикоснулась и в этот момент исцелилась. И пока Христос разговаривал с женщиной, пришли к Иаиру его слуги и сказали, что не о чем больше просить у Учителя, дочь умерла. А Христос сказал Ему: не бойся, только веруй. Он вошёл в дом Иаира, и тут ещё раз подтвердили, что девица умерла. Но Он сказал: Нет, она не умерла, но спит. И все стали даже ругаться, насмехаться над Ним. Но Христос взял дочь Иаира за руку, она встала и воскресла от сна смерти.
Вот такие чудеса описывает сегодня Евангелие. Но мы остановимся сегодня на вере Иаира, начальника синагоги, потому что то, что с ним произошло, имеет очень глубокий духовный смысл. В нём раскрывается смысл нашей веры, и нашей молитвы, и наших отношений с Богом: отношения нашего к Богу и отношения Бога к нам.
С каждым из нас в жизни случается ситуация, подобная тому, что случилось с Иаиром. Не буквально такая же, но бывают в жизни каждого человека моменты, когда ему кажется, что всё вокруг него умирает. Кажется, что вся жизнь рушится: самые близкие отношения умирают, самые лучшие жизненные возможности и перспективы умирают, силы жизненные умирают. Человек остаётся в пустоте, в одиночестве, ему некуда идти. И вот он идёт ко Христу. Он идёт с верой и упованием, потому что Христос о Себе сказал: “Я — жизнь, Я — путь, Я — истина”. Он ещё сказал каждому из нас, что кто будет просить с верой и упованием во имя Отца, тот несомненно получит то, что ему так нужно. Ещё Он говорил: там, где двое или трое соберутся во имя Моё, всякое ваше прошение будет исполнено. Очень много таких обетований дарует нам Христос в Евангелии. Очень много ободряющих и обнадеживающих слов говорит нам Священное Писание, говорят нам святые Отцы, говорит нам сама Церковь о том, что кто будет веровать во Христа, не постыдится. Эти слова мы слышим на каждом богослужении: не постыдится верующий во Христа.
И вот Иаир идёт ко Христу. И Христос обещает: да, я приду и исцелю. И что же получается? Он не идет. На глазах Иаира происходит такая ситуация: Он пошёл, а Его задержали. Он уже не смотрит на Иаира, уже не слушает его, он смотрит на кровоточивую женщину, Он полностью во внимании к ней. А толпа настолько плотная, что Иаир даже подойти не может ко Спасителю. Он возложил всё упование на Него. Он Ему свою жизнь доверил, Ему всё вручил, а Христос пообещал и не выполнил. Когда надо было идти к дочери и спасать её, Он не пошёл, и всё рухнуло, пришли люди и сказали: всё, умерла, нет смысла больше обращаться к этому Учителю. А Христос ему говорит: не бойся, а только веруй.
Это очень важные слова, потому что мы часто, не дождавшись их, разворачиваемся и уходим от Христа. Уходим обиженные, помрачённые, в состоянии отчаяния и уныния: Христос нас не слышит, Христос к нам не пришёл, Христос не ответил на нашу молитву. И этих слов, которые Господь говорит нам, — Не бойся, но только веруй, по-настоящему веруй, до конца — мы не слышим. А вот Иаир услышал, потому что напряжение его отношений со Христом было таково, что во всё то время, когда Христос как бы его не слышал, как бы от него отвернулся, он всё равно не переставал на Него уповать, не переставал веровать. Его вера была очень активной, всепоглощающей, он не мог думать ни о чём, как только о своём уповании на Христа. И Христос его поддержал: “Не бойся, только веруй. Доверься Богу до конца”. Если Бог однажды сказал тебе: Я приду и исцелю, — значит, придёт и исцелит, потому что слова Божии нестираемы, это вечные слова. Их ничто не может отменить, даже наше маловерие. И Христос приходит, берёт дочь за руку и возводит её от смертного сна.
Вот бы нам научиться такой вере — до конца и во всём довериться Богу, не бояться веровать в него, не бояться, когда под ногами уходит земля, не бояться, когда уже все говорят: “О чём ты думаешь, зачем ты веришь в Бога, надо другими делами заниматься, предпринимать какие-то действия, на других упование возложить. Нет, Христос тебе не поможет… видишь, какая теперь жизнь… на другое надо упование возложить”. Но в любой ситуации нам надо помнить, что мы не должны бояться этого мира, мы не должны бояться в этой жизни что-то потерять, если мы рядом со Христом, если Христос рядом с нами.
Это Евангельское чтение должно обязательно укрепить всех безнадёжных, всех отчаявшихся, всех маловерных. Нет в нашей жизни никакой другой помощи, кроме помощи Самого нашего Господа. Никто не дарует нам жизни, кроме Того, Кто Сам назвал Себя жизнью, никто не укажет нам пути, кроме Того, Кто Сам назвал Себя путём, никто не раскроет нам никакой истины, кроме того, Кто Сам назвал себя Истиной.
Видя веру Иаира, не будем бояться того, что мы христиане. Не будем бояться того, что написано в Евангелии. Не будем бояться креста, который Господь на нас возлагает, потому что Христос говорит: “Не бойся”. А раз Он так говорит, Он никогда нас не оставит. Аминь.
Покров Пресвятой Богородицы
Сегодня мы празднуем великий праздник, Покров Пресвятой Богородицы. История этого праздника уходит в древние времена, когда Византия, православная христианская страна, была достаточно сильным государством, являла всему миру свет Христовой истины, но часто вела войны, подвергаясь нападениям иноплеменников. Не раз Константинополь бывал окружён войсками язычников или иноплеменников, стремящихся захватить этот великий город и уничтожить его, но по заступничеству Пресвятой Богородицы и столица, и сама империя были спасены.
Одним из знаков того, как Матерь Божия хранит веру истины, хранит Церковь и людей Своих, было Её удивительное явление во Влахернском храме. Во время Литургии блаженный Андрей, Христа ради юродивый, увидел и показал своему ученику Епифанию, как во время Малого входа вместе с Ангелами и Архангелами, в сопровождении святых Апостолов и Святителей в храм вошла Сама Божия Матерь. Они наблюдали, как Пресвятая Богородица сняла со Своей головы платок, омофор, и простерла его над всеми молящимися в храме как знак постоянной помощи и попечения о Своих людях. Этот момент изображается на иконе: Матерь Божия простирает Свой Покров над молящимися, над всеми, кто любит Бога, подобно тому, как Она Его любила и слышала.
А в сегодняшнем Евангелии мы слышали про Марфу и Марию. Это чтение всегда звучит во время праздника Покрова. О Самой Богородице в этом отрывке почти ничего не говорится, только немножко странные слова Иисуса. Когда приходит Матерь Божия, одна женщина, желая похвалить Пресвятую Богородицу, говорит: “Блаженно чрево, которое носило Тебя, и сосцы, которые Тебя питали”. А Христос на это отвечает, что гораздо блаженнее те, кто слышит Слово Божие и умеет его хранить. Может показаться, что в этот момент Христос как бы отвернулся от Своей Матери, не дал Ей должного поклонения и уважения. Но на самом деле как раз наоборот: Господь восхвалил Пресвятую Богородицу не только за то, что Она Его родила, как человек рождает на земле человека (уже за это каждый из нас должен почитать своих родителей), но Он восхвалил Свою Мать за то, что Она как никто в этом мире умела слышать слово Божие и хранить его. Её блаженство святости переросло человеческое материнство, просто человеческие отношения матери и сына, потому что Пресвятая Дева, подобно Евангельской Марии, о которой мы сегодня слышали, постоянно внимала Слову Божию. Это Слово сделало Её превыше всех Архангелов и Ангелов, честнее всех херувимов и без всякого сравнения славнее всех Серафимов. Её внимание Слову Божию, желание жить по нему, полное соединение с евангельским Словом сделало Её первой в нашей Церкви, сделало Её такой всемогущественной. Все, кто этому Слову хоть как-то сопричастен, верят в Него, стремятся исполнить своей жизнью заповедь Божию и живут по-евангельски, становятся Ей близкими и родными, и Она простирает над ними Свой спасительный Покров, берёт под Своё покровительство, принимает в Свою семью.
И в сегодняшний день исполняется эта радость нашей Церкви, потому что мы собрались здесь — все, кто слышит Слово Божие, кто когда-то его сердцем своим воспринял, кто постарался хотя бы в мыслях и намерениях своих принять его как самое главное в жизни. А если кто-то ещё не принял, то пусть услышит сегодняшнее Евангельское благовестие и постарается понять, что тот, кто слышит Слово Божие и хранит Его, как Матерь Божия, становится сопричастен семье Христовой, он делается сопричастным родству Божией Матери и становится под Её честной и всемогущественный Покров. И только одно может нас лишить этого покрова: неверность Слову Божию, неверность Богу.
В 1453 году пала Византия, великая православная империя, пал великий город. Когда Константинополь был окружён войсками турок, православное государство сделало страшно неверный шаг: фактически отреклось от верности Православию. Была заключена уния, в Софийском соборе служилась униатская литургия, где поминался папа римский. В этот момент православное государство уже не находило опору в вере в Бога, как было раньше, не уповало на милость Божию, на присутствие святынь, которые хранились в великом городе, не простирало свою настоящую искреннюю молитву Пресвятой Богородице, а надеялось на князей и на сынов человеческих, ожидая, что войска могущественной Римской империи помогут отстоять Византию. Они хотели отстоять Византию не как Церковь, а как государство, стремились только государственными способами утверждать себя на земле и искали союза с отступившими от истинного Православия.
И в этот момент произошло ужасное явление. Город уже был окружён, помощь от Запада не пришла. И тогда люди вспомнили о том, как Матерь Божия спасала город, взяли чудотворную икону Пресвятой Богородицы из Влахернского храма, из того самого храма, где был явлен Покров Пресвятой Богородицы, и попытались обнести её вокруг города. Но они не смогли её поднять, сколько ни старались. Они пытались умолить Богородицу, но уже ничего не получилось, потому что произошло отступничество от Слова Божия: люди думали о земном, не о спасении своей души, а о спасении своей земной жизни, не о спасении Церкви, а о спасении внешнего государства, давно потерявшего внутреннюю духовную силу.
Это знак очень важный для каждого из нас. Слово Божие, как сказал апостол Павел, как меч обоюдоострый. Это сила великая, это то, что может человека по-настоящему преобразить и сделать совершенно иным, могущественным, прекрасным, полноценным, гармоничным, великим не среди людей, а великим в Боге. Слово Боже говорит, что то, что славно у людей, то мерзко у Бога, что уважается в этом мире, то Богом презирается. И наоборот, то, над чем мир смеётся, то, что мир, может быть, презирает и отвергает, это и есть самое важное: смирение, любовь, чистота, целомудрие, служение ближнему, молитва, — то, что Господь каждому из нас подаёт и что мы можем взять как Его великий Дар. Пока мы слышим Слово Божие, пока мы храним Его своей жизнью, стремимся Его воплотить и сделать действенным, и нас хранит Божия Матерь, и мы — под Её честным Покровом. Если мы отступаем, небрежём этим великим, удивительным даром любви Божией и предстательством Матери Божией, то тогда всемогущественный Покров, покрывающий каждого человека и всю общность нас, христиан, от нас отходит. Он оставляет нас в тот самый момент, когда мы перестаём хранить Слово Божие.
Так вот вдумаемся в сегодняшнее Евангелие. Постараемся услышать эти слова от сердца своего: Блаженны те, кто слышит Слово Божие и сохраняет Его. Да будут всегда с нами эти слова. Будем стараться хранить всем сердцем Слово Божие. Будем стараться исполнять заповеди Христовы. И будем молить Божию Матерь никогда от нас не отступать и всегда охранять нас честным своим омофором. Аминь.
Успение Пресвятой Богородицы
Сегодняшний день — особенный, он почитается Церковью как Богородичная Пасха.
На самом деле этот праздник разрушает человеческое представление о смерти, потому что когда мы говорим о смерти, то всегда испытываем боль, горечь, тоску. Для нас встреча со смертью является самым величайшим горем, которое может постигнуть человека. А смерть Богородицы мы празднуем как величайший праздник, потому что в празднике Успения Пресвятой Богородицы всем верующим христианам явлена тайна, что не может быть смерти для того, кто свою жизнь соединил со Христом, кто свою жизнь до конца и полностью сумел доверить Богу, жить Им до конца, соединиться с Ним, как при Своей жизни соединилась Богородица. И такое полное доверие Богу своей жизни, полное устремление в небо и устранение от земного делает человека совершенно неуязвимым. Если он следует стопами Пресвятой Богородицы, то ничего в этой жизни для человека не будет страшного, отчаянного и безнадёжного.
Мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы как торжество человеческой веры. Ведь Богородица — такой же человек, как и мы. Когда каждую Пасху мы радуемся, что Христос воскрес из мёртвых, как Бог победил смерть, это всем нам понятно: Он всемогущ, всесилен, Он — начальник жизни и неподвластен смерти, хотя Он и воскрес из мёртвых, как человек. А в Успение мы встречаемся с тем, что побеждает смерть не Бог, а побеждает смерть человек, который родился на земле от земных родителей таким же точно образом, как родился на земле каждый из нас, был зачат, как каждый из нас, во всей полноте испытал всё человеческое. Пресвятая Богородица ничем от нас не отличается. И в Ней, и в нас по человеческой природе всё совершенно одинаково. Но только одно Её отличает от нас: Она сумела всю Свою жизнь посвятить Богу. И это, конечно, очень понятно, потому что Она Бога родила. Но ведь на самом деле не то важно, что Матерь Божия родила на свет Христа. Она Своей жизнью естественный подвиг рождения Христа на свет превозвысила иным подвигом — доверия Своей собственной жизни Богу, тому, как Она сумела всю Свою жизнь Богу посвятить. И в этом смысле каждый из нас к этому способен, и каждый из нас к этому призван, и каждому из нас это дано, — потому что подумайте, как Бог изначально доверил Себя нам! Как Бог доверился людям, как Он доверился Своей Матери, Пресвятой Богородице, что родился от Неё на землю! Какое же это колоссальное доверие к нашему миру, к нашему безумному человечеству, когда Господь доверил Себя нам, отдал Себя в наши руки! И Он снова Себя нам доверяет каждый раз, когда мы приходим причащаться Святых Христовых Таин, снова отдаёт Себя в наши руки. И в ответ Он ждёт того же — чтобы мы себя Ему доверили, всю свою жизнь Ему вручили, не побоялись жить небесным, а не земным. И когда человек не боится, а стремится жить небесным, тогда для него нет никаких преград, никакая смерть ему не страшна. Когда он встречается со смертью, он с Жизнью встречается, как мы слышали сегодня в стихирах Пресвятой Богородице, что для Неё гроб стал лестницей в небо. Это для каждого из нас звучит, каждому из нас дано, чтобы гроб стал лестницей в небо. Надо только смотреть на то, как Матерь Божия живёт, как Она Себя Богу доверяет, и поучиться у Неё этому самому главному в нашей жизни: жить небесным, а не земным. Аминь.
2007 г.