Главная Церковь Беседы о главном Популярные статьи

Проповедовать веру Христову. Миссионерство в современной России

Весь двадцатый век был веком подмен и крушения традиционных церковных, государственных и культурных структур, менталитета христианских народов. Сегодня по всему миру агрессивно наступает растление, стяжательство, насилие через рекламу, Интернет, телевидение, радио, СМИ. Прятаться невозможно. В молодежи идет разделение — одни отдаются порокам ради жизни в этих страстях вплоть до открытого служения сатане; другие в поисках духовности попадают на всевозможные подмены сектантов, и лишь малая часть приходит к Православию и в Церковь.

Весь двадцатый век был веком подмен и крушения традиционных церковных, государственных и культурных структур, менталитета христианских народов. Сегодня по всему миру агрессивно наступает растление, стяжательство, насилие через рекламу, Интернет, телевидение, радио, СМИ. Прятаться невозможно. В молодежи идет разделение — одни отдаются порокам ради жизни в этих страстях вплоть до открытого служения сатане; другие в поисках духовности попадают на всевозможные подмены сектантов, и лишь малая часть приходит к Православию и в Церковь.

Следует напомнить, что сектанты и протестанты, отчасти католики лучше нас были подготовлены к переменам в нашем обществе. По оценкам известного профессора Трофимчука на подготовку и присылку к нам миссионеров — сектантов и протестантов, особенно в первые годы перестройки, тратились   и тратятся огромные средства: около 1 миллиарда долларов ежегодно. В основном деньги шли и идут из США, Германии, Кореи и Японии. И сегодня сектанты свободно покупают время на телевидении, издают огромными тиражами нужную им литературу и т. д.

В 1969г. о. Всеволод Шпиллер писал: «Настало время… Все чаще и неотложнее встречаешь людей самых разных возрастов и положений, прошедших через глубокие духовные и умственные кризисы, иногда через трагические конфликты, оказавшиеся неразрешимыми для них на внерелигиозной почве. И нередко теперь там и тут, пусть приглушенно и совсем по-новому, иногда с вопросительным акцентом, но звучат слова поэта: «Недавно мне тайно сказали, что скоро вернется Христос…» Так религиозная тема мысли верных Христу умов становится темой жизни вопрошающих Церковь то об одном, то о другом. Все чаще, все глубже, все серьезнее…» [i]

Идеологическое давление в России начало ослабевать в семидесятые годы, поскольку высшие партийные круги занялись более понятным делом — стяжательством.

Перелом наступил   в восьмидесятые годы. После периода борьбы за власть в партии и государстве, утвердилась позиция на празднование тысячелетия Крещения Руси. Когда святейшему патриарху Пимену председатель Совета по делам религии Харчев предложил передать 1000 полуразрушенных храмов Церкви, то патриарх Пимен отказался, потому что Синод не видел ни средств, ни кадров для их восстановления и служения.

Само празднование 1000-летия происходило в переданном Церкви и быстро восстановленном Даниловом Монастыре. Торжественная Литургия совершалась на помосте под открытым небом, десятки тысяч молящихся заполнили всю территорию монастыря и окрестные улицы. Запрет на открытие храмов и монастырей был снят. И в том же 1988г. к имевшимся 7000 храмам по всему «Советскому Союзу» народ сам открыл тысячу храмов [ii]. В следующие годы ежегодно открывалось не менее тысячи храмов.

В настоящее время в России более 130 епархий, около 170 архиеерев, 700 монастырей, количество приходов – более 27000, воскресных школ – около 10000. Более половины епархий имеют духовные училища или семинарию.

В Москве храмов и часовен -720, священников и диаконов более 1500.

1. Подготовка духовенства и миссионеров.

Главной нашей заботой и бедой была и остается проблема спасения, образования и воспитания детей и юношества. Дух стяжательства и разврата захватил подавляющее число детей и молодежи первых лет перестройки. Во всех 52 детских домах Москвы дети несли продавать вещи из детского дома. На сегодняшний день количество бездомных, бродячих, одичавших детей оценивается в два миллиона человек. Все усилия Церкви в первые года перестройки были направлены прежде всего на спасение детей и молодежи, которые уже стали ходить в Церковь. Это воскресные школы, паломнические и другие экскурсии, летние лагеря и т.д. Для налаживания работы воскресных школ в 1991г. был создан Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации (иеромон. Иоанн (Экономцев), о. Глеб Каледа и другие), была создана, в основном о. Глебом Каледой, концепция развития миссионерско-катехизаторских работ Церкви. Он же был первым организатором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ) в Москве (сегодня Православный Свято- Тихоновский Гуманитарный Университет, ПСТГУ).

Тогда летом 1990 года в наши храмы родители, бабушки привели детей и внуков, чтобы мы дали им духовно-нравственный стержень, чтобы эти дети выросли людьми. В Николо-Кузнецкий храм привели 650 детей разного возраста, в соседний — 450 и т.д. Для того, чтобы организовать около 40 классов воскресной школы нужны были прежде всего преподаватели: привлекались студенты, аспиранты, родители, и для них в первую очередь был создан Православный Свято- Тихоновский Богословский Институт.

Первые 300 студентов ПСТБИ   с огромным воодушевлением учились вечерами в подвалах, на чердаках, так же вдохновенно преподавали священники и более опытные миряне. Постепенно приобретались новые знания, преподавание вводилось в некоторую систему. Учебные планы, программы, курсы с годами совершенствовались и во многом достигли университетского уровня. Сегодня Университет имеет более 600 преподавателей, более 1000 студентов на дневном и вечернем отделениях на 7 факультетах и около 3000 студентов на заочном отделении.

В ПСТГУ преподают профессора и доценты из МГУ, Духовной Академии, Академии Наук, из других ВУЗов, действует Ученый Совет, на заседаниях которого защищаются кандидатские, магистерские и докторские диссертации.   Подобного типа ВУЗы сейчас   существуют в Москве, Петербурге и многих других городах. С 1990г. начали возникать и православные гимназии, лицеи.

2. Ежегодные Международные Образовательные Рождественские Чтения.

Тогда же стали проводиться ежегодные всероссийские конференции: Рождественские Образовательные Чтения. Уже в 1993г. Чтения выросли до уровня международных и привлекли представителей всех регионов СНГ и всех епархий РПЦ. Сегодня Рождественские Образовательные Чтения – это международная конференция, первые два пленарных заседания которой проходят в Кремлевском Дворце Съездов. На этих заседаниях выступают Святейший Патриарх, митрополиты, министры, общественные и государственные деятели, крупные ученые. Зал на 5500 человек всегда полон. В своих выступлениях президент РАН Юрий Осипов , и президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров и другие говорят об острых проблемах, стоящих перед отечественным образованием и воспитанием, о невозможности наладить воспитание школьников и студентов без активного участия Церкви. На проходившем в январе 2006 г.   пленарном заседании выступления министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко было встречено враждебно, поскольку широко известна его антинациональная политика, ориентированная на реформы глобализации. Выступление было прервано голосами, топотом ног и даже свистом. Министру не давали говорить до тех пор, пока Патриарх не успокоил зал. Подобный прием этот министр встретил и на общем собрании Российской Академии Наук.

  Затем проходившая в январе 2006г. конференция разделилась на 70 различных секций и закончилась общим заключительным заседанием в зале Церковных Соборов. Одним из главных был и остается вопрос о начале преподавания Православия в форме предмета «Основы православной культуры» широко по школам России.

Например,   секция «Наука в свете православного миропонимания» в значительной мере занималась проблемой согласования Библии и данных науки о Шестодневе.  

На этих ежегодных конференциях происходит встреча священноначалия, церковной общественности, преподавателей с представителями правящей администрации, образования и нецcерковной творческой интеллигенцией.

На предыдущих XIII Чтениях присутствовал и выступал министр регионального развития Российской Федерации В.А.Яковлев, на ХIV – генеральный прокурор России В.В. Устинов, который с болью, как православный христианин, говорил о духовно-нравственных болезнях нашего общества.

3. Образовательные конференции в провинциях.

Затем в течение года подобные чтения проходят в регионах и городах России. Например, первые Иоанновские Образовательные Чтения (в память св. праведного Иоанна Кронштадского) в 1995г. в г. Архнгельске прошли в   зале заседания местной Областной Думы. Огромный металлический барельеф Ленина на стене был завешен простынями с изображениями правед. Иоанна Кронштадского. Тогда впервые произошла встреча Церкви и православной интеллигенции с местной администрацией и интеллигенцией, впервые были достигнуты договоренности о сотрудничестве в деле спасения детей и молодежи в регионе.

В 2005г. автору довелось принимать участие в подобных конференциях на Сахалине и на Камчатке.

4 . Введение предмета «Основы православной культуры».

Проблема православного просвещения и воспитания детей и юношества остается и сегодня центральной, самой сложной. Борьба за наших детей может объединить все здоровые силы общества, и опыт такого объединения у нас есть: в некоторых регионах выдающимся архиереям Бог дает сделать очень многое.   Приведем примеры   нескольких таких случаев.

В Курской епархии митрополиту Ювеналию   стал помогать занявший пост губернатора генерал Александр Руцкой. В результате на сегодняшний день более чем в 500 школах преподают предмет «Основы православной культуры». В Курском Педагогическом Университете православный профессор В.М. Меньшиков добился создания группы студентов, которых готовят специально для преподавания этого предмета. Была создана проблемная лаборатория при Университете, которая разрабатывает учебные программы для различных классов, учебные пособия и методические материалы. Вся эта деятельность ведется под контролем Церкви уже более пяти лет.

Подготовку учителей и преподавание этого предмета в широких масштабах ведется также в Екатеринбургской, Кемеровской и в некоторых других епархиях.

Подробнее можно остановиться на опыте подмосковного Ногинского района. Шесть лет назад глава администрации В.Н. Лаптев, позвал благочинного прот. МихаилаЯлова , и в разговоре об удручающем состоянии молодежи предложил преподавать Православие во всех школах района. Отец Михаил приехал в ПСТГУ еще с двумя опытными образованными священниками и нами был разработан план постепенного введения православного предмета   сначала в отдельных классах. Были выявлены через приходы православные учителя и те, кто потенциально могли бы ими стать. Для них были организованы интенсивные краткосрочные курсы, знакомившие с основами Православия, с методикой его преподавания в различных классах. Была организована конференция для директоров и учителей всех школ района с приглашением опытных сильных священников и православных деятелей культуры. Конференция была необходима для того, чтобы директора и учителя школ, многие из которых были атеистами, поняли значение и смысл вводимого предмета и стали бы из противников его введения нашими соработниками. Без такой подготовки православные учителя оказались бы в изоляции в школах. После этого по школам были проведены родительские собрания, где была объяснена совместная позиция администрации и Церкви. Поскольку согласно Российскому законодательству православные предметы могут вводиться только факультативно с разрешения родителей и дирекции школ, то по всем школам был проведен опрос, хотят ли и согласны ли родители с преподаванием Православия в школах. Все, и русские, и татары, и евреи, и мусульмане, и баптисты, и католики, сказали, что мы живем в православной стране и должны быть знакомы с Православием. Во всем районе только несколько семей агрессивных сектантов отказались посылать детей на уроки православной культуры. После летней подготовки учителей был проведен отбор, и только часть из них была допущена к преподаванию в школах. В тот первый учебный год нашлись учителя для преподавания лишь в некоторых классах половины школ района. Остальные кандидаты в преподаватели продолжили заниматься, и только через год были допущены к преподаванию.

В конце учебного года по школам прошло анкетирование: 86% опрошенных школьников сказали, что предмет им нравится, они хотят его продолжения, что предмет интересен и их родителям, и их друзьям, и помогает им принимать в жизни решения. Более 80 % сказали, что считают себя православными. Вся эта большая и непростая работа продолжается уже шестой год. Сегодня во всех школах района, в большинстве классов преподаются «Основы православной культуры». Постепенно изменяется атмосфера в районе. Почти прекратилась нецензурная брань в общественных местах, молодежь уступает старикам место в городском   транспорте и т.д.

Сегодня в этом благочинии активно ведется работа с православной и неправославной молодежью. Создан православный туристический клуб, и благочинный о. Михаил со своими подопечными ходит на плотах по бурным речкам Карелии, а на кораблике по Белому морю.

Можно добавить, что введение православной культуры, является органичным для нашего государства, где подавляющее большинство православных. Например, в результате проведенного московским центром опроса, выяснилось, что 54% опрошенных доверяют Русской Православной Церкви, а лично патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — около 70%. Сознательными верующими себя считают около 70% респондентов, из которых 10% посещают богослужения не реже раза в месяц и еще 15% отмечают крупные религиозные праздники.

Проблема подготовки преподавателей, создание программ, методических материалов, учебников по «Основам Православной Культуры» была и остается основной темой и Рождественских Чтений, и Синодального Отдела Катехизации. В Москве постоянно действуют различные курсы повышения квалификации для педагогов, которые только начинают преподавание, или уже имеют опыт преподавания этого предмета. Такие летние курсы при Московской Духовной Академии собирают по 800 человек ежегодно со всех уголков России, и транслируются по Православному спутниковому каналу СТВ в программе «Покров».

Именно таких преподавателей для младших классов готовит Педагогический факультет ПСТГУ, а для старших классов – Миссионерский факультет с его выпускающими кафедрами культурологи и религоведения.

Богословский факультет готовит православных теологов-священнослужителей, а также преподавателей по специальности «Православная теология». Такая специальность уже несколько лет как включена в государственный список специальностей светских ВУЗов. Сегодня около 20 светских ВУЗов готовят студентов по этой специальности и еще столько же готовы открыть прием на эту специальность.

150 лет тому назад Иван Сергеевич Аксаков писал, что главная беда России в отсутствии православных образованных людей, в духовном невежестве подавляющего большинства людей всех сословий России. Более того, одной из главных причин падения старой России было потрясающее православное невежество русской интеллигенции. Сегодня после 70 лет атеизма проблема стоит во много раз острее. Глубоко образованные православные люди требуются сейчас не только в системе образования, но и в сфере администрации, культуры и т.д. Сегодня наши выпускники и заочники-студенты работают в различных общественных и государственных структурах.

4. I , II , III Всецерковные Съезды епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви

Миссия, обращенная к современному россиянину, как главная задача Церкви, была сформулирована на архиерейском Соборе 1994г. Тогда же было поручено составить концепцию миссионерской деятельности РПЦ и подготовить создание Синодального Отдела. Созданная концепция была утверждена в 1995г. и тогда же возник Синодальный Миссионерский Отдел. Организация Отдела и его работы была поручена епископу, ныне архиепископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну (Попову). В 1996г. в Белгороде прошел первый (6-й) Миссионерский Съезд РПЦ. Затем состоялись еще два съезда в Москве; планируется провести 4-й Съезд.

На II (VII) Всецерковном Съезде епархиальных миссионеров в Москве Святейший Патриарх Алексий II сказал: « XXI век мы должны сделать Православным веком, ибо альтернатива этому — полная бездуховность, размывание традиционных устоев нравственности, и, как следствие, — гибель России, потерявшей свою историческую память и духовную самобытность. Под понятием «Православный век» имеется в виду не то, что мы в отдельно взятой стране устроим некое подобие симфонии Церкви и государства, а то, что Православное миросознание станет с нашей помощью противостоящей силой той разрушительной культуре, которая не встречает сопротивления в общественном сознании… Нам придется действовать так, чтобы каждый услышал и понял голос Православия, и чтобы с этим голосом Православия каждый живущий в России соотносил бы свое слово и дело».

Церковь должна явить высоту и красоту Православия, прежде всего для народов России, а затем и для всего мира.

Концепция миссионерской деятельности включает разработку методов и средств миссионерского свидетельства, обращенного к различным слоям населения, в различных формах, в том числе в СМИ по радио, телевидению, а также координацию миссионерской деятельности в епархиях, монастырях и т.д.

5. Виды катехизаторско-миссионерской деятельности.

Подготовка к крещению и катехизация в приходе. Рождение каждого прихода совершается подвигом верующих, которые часто возглавляются сильным священником. Это рождение всегда трудно, всегда сопровождается испытаниями и искушениями, всегда обращено к Евхаристии, бывает явлением силы и милости Божией. В результате рождается юный церковный организм. Если он здоровый, то он крепнет и вырастает как зерно горчичное, под ветвями которого собирается множество людей. И каждый новый приход в России стремится быть тем праведником, без которого не стоит ни одно село на Руси. Главное в миссионерском росте прихода, в создании храма – это праведность, подвиг и пример. Если все это есть, все это подлинное, без прикрас и ретуши, то с помощью Божией, с помощью опыта Церкви и с помощью епископа создаются те или иные формы катехизации тех, кто делает шаг в этот храм. Это не просто, поскольку главная трудность у нас в недостатке подготовленных православных людей и материальных средств. Решающую роль, как правило, играет личность пастыря. Крепкие подвижники-пастыри находят людей или их подготавливают, находят связи с образовательными православными структурами, налаживают и катехизацию приходящих, и просветительскую деятельность, обращенную к внешним.

Миссионерская жизнь прихода: братства,   сестричества. С 1991г. начался бурный рост братств. Возникли сотни братств и Союз православных братств России. Братства возникали по-разному и разные. Некоторые занялись почти исключительно коммерческой деятельностью. Тогда решением Священного Синода был дан образцовый Устав для братств, согласно которому братства могут быть только при храме и приходе и должны подчиняться настоятелю. Но все же формы организации и виды деятельности братств очень различны. Например, братство во Имя Всемилостивого Спаса (Спасское братство) – межприходское.   В него входит актив около 20 московских приходов. Духовник Братства — прот. Владимир Воробьев, председатель Братства – проф. Н.Е. Емельянов. В братство входит два больших сестричества при 1-й градской и 50-ой больницах, три гимназии, училище медсестер, музыкальная школа. Оно опекает несколько детских домов, организует летние и зимние детские и семейные лагеря, медико-просветительский центр «Жизнь» и др. Братство является основателем и ядром ПСТГУ.

Кроме спонсорской помощи Братство имеет несколько скромных источников доходов. Основной источник- это магазин «Православное Слово», который является одним из крупнейших сегодня распространителей духовной литературы, икон, церковной утвари и т.д. Магазин вместе с ПСТГУ ежегодно издает десятки православных книг.

•    Благотворительность и милосердие. В 1990г. впервые Церкви было разрешено заниматься благотворительностью и милосердием. Вскоре возник Синодальный отдел по благотворительности. Тогда же впервые после Отечественной войны пенсионеры, даже в Москве, пошли собирать куски хлеба на помойках Москвы. Многодетные семьи голодали. Сельское население дошло до полной нищеты, и многие пошли странствовать в поисках кусках хлеба. Более сильные приходы и монастыри сразу же откликнулись на эту беду и начали возникать различные формы благотворительности и милосердия. Тогда же через Церковь пошла в значительных размерах гуманитарная помощь продуктами и вещами, в том числе с Запада. Такая помощь проходила и через Спасское братство, в том числе из Франции, о чем многие с благодарностью помнят. Сегодня понемногу жизнь становится легче, хотя, только в одной Москве бедствуют сотни тысяч бездомных людей всех возрастов. Число беспризорных детей в России по оценкам достигает 2-х миллионов, в последние годы не уменьшается. Многие оказываются во власти криминальных структур или наркотиков. Только в последнее время государство стало серьезно относиться к этой тяжелейшей проблеме и все чаще обращается к помощи структур Церкви, поскольку необходимы нравственно-здоровые кадры, а вне Церкви надежных людей оказывается все меньше. Первые государственно-церковные проекты помощи этим несчастным показали способность Церкви выделить людей и организовать необходимую, весьма трудную работу с бомжами, беспризорными, наркоманами и т.д. Во главе церковной социальной работы г. Москвы стал священник Спасского братства прот. Аркадий Шатов и его Свято-Дмитриевское сестричество. При сестричестве действуют детские приюты, центры реабилитации.

•    Православие в больницах, домах престарелых и инвалидов, детских домах. Сегодня в Москве действуют много сестричеств при больницах и 52 больничных храмов и часовен, в том числе в центральном военном госпитале имени Бурденко. В храме этого госпиталя мироточат иконы. В окормлении больных, медицинского персонала храму помогают студенты миссионерского факультета ПСТГУ. То же самое происходит в домах престарелых и инвалидов. Например, привилегированный дом для бывших ответственных партийных и советских работников также помогают опекать студенты ПСТГУ.   Свято-Дмитриевское сестричество было создано о. Аркадием Шатовым при 1-й градской больнице, и тогда же был восстановлен домовый больничный храм. Штат священников с сестрами окормляет все отделения огромной больницы. Соседняя 5-я городская больница полностью передана на попечение Церкви.

В Москве 52 детских дома. Сегодня в некоторых из них существуют домовые храмы, и многие из них опекаются священниками, приходами и братствами. Спасское братство помогает окормлять 8 детских домов. Возникают православные детские дома при монастырях и храмах. В 1992г. в Оренбургской епархии приходской батюшка прот. Николай Стремский устроил домашний детский дом, в котором воспитывает 60 приемных детей (24 из них усыновлены, остальные находятся под опекой).

•    Православие в армии. Уже много лет православные священники посещают и окормляют армейские подразделения. В военных поселках при крупных воинских частях строятся храмы. Существуют воинские части, где большинство солдат и офицеров – православные. Там удается создать особую православную атмосферу. В некоторых военных учебных заведениях существуют молельные комнаты и домовые храмы. В некоторых епархиях окормляется большая часть воинских частей, расположенных на их территории. Особую роль играют священники в «горячих точках», окормляющие солдат и офицеров прямо в окопах. Бывают случаи, когда епископ на военной подводной лодке идет в дальний рейс, служит, исповедует и причащает (Камчатский и Петропавловский епископ Игнатий). Сегодня обсуждаются конкретные возможности ввести штатных армейских священников. Для всей армии потребовалось бы около 5000 священников – капелланов.

•    Православное просвещение в тюрьмах. С первых лет перестройки и наступления «беспредела» катастрофически выросла преступность, прежде всего, в молодежной среде. Для многих отрезвление и пробуждение веры произошло в местах лишения свободы. Первыми в тюрьмы пришли сектанты, но уже в 1993г. появились и первые тюремные храмы и тюремные общины, постепенно священники стали систематически навещать тюрьмы. По-видимому, первый тюремный храм был открыт о. Глебом Каледой в Бутырской тюрьме в Москве. Сегодня в некоторых епархиях систематически окормляются почти все места лишения свободы. Регулированием отношений Церкви   с тюрьмами занимается специальный синодальный отдел. Почти одновременно в нескольких местах началось обучение заключенных основам православной веры. Наиболее успешно работает группа при Миссионерском факультете ПСТГУ во главе с его выпускницей Натальей Пономаревой, которая разработала ряд методик, ее группа создала учебные пособия для обучения православию по переписке. Сегодня это движение быстро расширяется, его пособия и описания методик издаются; опыт расходится по всей России.

Православная пресса. По оценкам тираж всех православных изданий   сегодня составляет около трети всех нетехнических изданий России.

  Какова роль СМИ сегодня в миссионерском служении? С одной стороны, сегодня доверия к средствам массовой информации практически нет. Это и понятно, поскольку СМИ в советское и постсоветское время в значительной степени служили делу разрушения душ человеческих. С другой стороны, немощные современные люди – их душа, интересы, система жизненных ценностей, — во многом формируются благодаря СМИ. Поэтому нельзя недооценивать роль СМИ в жизни современного человека, а также пренебрегать теми возможностями, которые открывают нам СМИ. Сегодня без информационной поддержки не обходится ни одно явление общественной жизни.

Православная пресса в России достигла заметных успехов. Существуют издания для священнослужителей, для семейного чтения, для военнослужащих, студентов, детей и молодежи, антисектантские, о делах милосердия   и т.д. Если до революции издавалось около 400 православных периодических изданий, то сегодня их около 700 .

В поле зрения православной прессы находятся важнейшие сферы общественной жизни — религии, Церковь и политика, экономика. Газеты и журналы имеют свою аудиторию — православные и околоправославные читатели всех возрастов и профессий. Главная целевая задача этих изданий — информировать о жизни внутри Русской Православной Церкви и за ее пределами, анализировать процессы религиозного, духовного развития российского общества.

Православные газеты и журналы разделены по составу учредителей:   первая группа — официальные издания, т.е. газеты и журналы, учрежденные церковными структурами и отражающие официальную позицию церковного руководства. Например, «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП), «Церковный Вестник», «Приход», «Встреча». Важную роль в жизни нашей Церкви играет «ЖМП» — главный церковный печатный периодический орган. Учредитель издания — Московская Патриархия РПЦ. На протяжении всего времени своего существования «ЖМП» был летописью трудов и дней Русской Православной Церкви. 25 января 2006 г. журнал отметил свой 75-летний юбилей.

Вторая группа православной прессы — издания, которые не являются формально официальными, но пользуются поддержкой священноначалия, например, средства массовой информации общества «Радонеж».

Православная пресса разделена также на центральные и региональные издания, издания православных братств, монастырей, храмов. Епархиальные газеты первыми из православных изданий установили тесную связь со своими читателями, стали жить их проблемами, поэтому с каждым днем возрастает влияние этих изданий на духовную и социально-политическую жизнь регионов.

Сегодня широко распространена православная полоса в светских газетах и журналах (или вставленная православная страница). Такие газеты и журналы идут многомиллионными тиражами по России.

Православная пресса постоянно пополняется новыми электронными видами изданий. Интернет является необъятным полем для миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и помогает в налаживании связей между епархиями.

Приведем примеры некоторых журналов, расположенных в порядке посещаемости их Интернет-страниц:

•    Русский Дом. Журнал для тех, кто любит Россию   http://www.russdom.ru/    

•    Фома. Православие для сомневающихся http://www.foma.ru/

•      Альфа и Омега. Научно-просветительский журнал   http://ao.orthodoxy.ru/

•    Отрок.ua. Православный журнал для молодежи http://otrok.n-t.org/

•    Нескучный Сад. Православный журнал о делах милосердия http://www.nsad.ru/

•    Московские епархиальные ведомости. Журнал   http://vedomosti.meparh.ru/

•    Мир Божий. Православный журнал http://mir.voskres.ru/

Православные инетернет-сайты собраны   в каталоге православных ресурсов www.hristianstvo.ru

Приведем одни из наиболее посещаемых сайтов.

1. Православие.Ru    http://www.pravoslavie.ru/

2. Русская Православная Церковь. Официальный web-сервер Московского Патриархата    http://www.mospat.ru/

3.   Седмица Ru. Православная Энциклопедия    http://www.sedmitza.ru/

В 2002 году был создан клуб православных журналистов, и с тех пор он собирается ежегодно. Клуб объединяет главных редакторов и ведущих журналистов основных православных СМИ. На его заседаниях заслушиваются аналитические сообщения о состоянии СМИ в России, проводится свободная дискуссия. В результате обсуждений Клуб называет лучшие издания, публикации и авторов года, а также издания и авторов, сознательно порочащих Русскую Православную Церковь. http://www.radonezh.ru/club /

В 2006 г. Москве в Малом зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов творческого конкурса I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово». http://www.ortho-media.ru  

•    Православие на   телевидении. Наибольшее влияние на современного человека оказывает телевидение. Прежде всего, необходимо сказать о трех регулярных православных передачах, которые транслируются по основным каналам телевидения. «Слово пастыря» (суббота, 9.00, 1-й канал ОРТ) – беседы митрополита Смоленского Кирилла (Гундяева); «Православная энциклопедия» (суббота, 8.30, 3-й канал «ТВЦ Москва») — историко-познавательный телеальманах. В программе — рассказ о новостях культуры и событиях православной жизни, встреча с известными православными деятелями культуры и науки, связь и вопросы телезрителей в прямом эфире. «Библейский сюжет» (суббота, 10.10, 5-й канал «Культура») выпускается студией «Неофит» при Московском Даниловом Монастыре.

Во многих епархиях существуют регулярные православные программы на местных каналах, на которых часто выступают епархиальные архиереи (Ярославль, Саратов, Ростов-на-Дону, Кемерово, Тобольск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск и другие).

В последние годы началось создание православных телевизионных каналов. Было несколько неудачных попыток. Успех был достигнут в Екатеринбурге. И не случайно. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (?) – один из самых энергичных и миссионерски настроенных архиереев РПЦ. Благодаря его организационным способностям вместе с высокой духовностью был создан первый региональный православный телеканал, который транслируется через спутниковую систему во многие кабельные сети России. Канал действует круглые сутки и включает следующие основные программы: «Церковный календарь», “Событие дня”, «Проповедь», «Православное утро», «Беседы с батюшкой», Лекция профессора МДА А.И.Осипова и других известных ученых, «Епархия. События недели», “Музыка. Время. Человек”, «Литературный квартал», «Духовное возрождение России», «Дорога к храму», православные фильмы, программы для детей, мультфильмы.

На сегодняшний день действует спутниковый канал интернет-телевещания СТВ, который хотя и является светским, но полностью стремится быть христианским, православным. Его основу составляет православный образовательный видеоканал «Покров», созданный «СТВ» совместно с Учебным Комитетом Русской Православной Церкви. http://www.stv.su/

Видеоканал призван создать единую информационно-образовательную среду Русской Православной Церкви, повысить общероссийский уровень православного и общего образования, обеспечить постоянный обмен информацией между московской и региональными   епархиями.   В него входят как специализированные материалы для православных учебных заведений и церковных структур, так и материалы просветительского характера для широкого круга лиц:

•   Программы дистанционного обучения для учащихся православных учебных заведений.

•   Семинары повышения квалификации преподавателей учебных заведений, церковных работников, сотрудников административных структур РПЦ.

•   Проповеди и обращения архиереев, известных священников, духовенства.

•   Трансляции Православных Соборов, Форумов и других важнейших событий церковной жизни.

•   Лекции по богословским, церковным, а также общеобразовательным дисциплинам — культуре, искусству, истории, литературе с участием церковных, общественных, государственных деятелей, затрагивающие насущные проблемы современного общества.

•   Документальные фильмы и передачи по православной, образовательной, культурной тематикам.

•   Детские передачи и фильмы обучающего и развивающего характера.

Видеоканал «Покров» транслируется по всей европейской территории России. Есть надежда, что этот канал вырастет в значимое явление не только для православных людей, но и для широких слоев народа.

Уже второй год существует спутниковый канал «Спас», который вещает 13 часов в сутки. В его сетке программ новостные передачи, беседы в студии с известными православными людьми и документальные фильмы. Соотношение передач: 60% общественно-политических программ и 40% религия. Основные передачи канала: Православный календарь, «Канон», «Образ жизни»(например: «Адриан и Ксения», «Иван Охлобыстин», «Матушка Ксения»),   «Русский час» с протоиереем Дмитрием Смирновым, «Русский час. Итоги» с А. Батановым, «Русский час. Вехи» с А.Дугиным, «Русский час» с Н. Нарочницкой, «Русский час. Фома» сВ.Легойдой, документальные фильмы.

Следует сказать о радиоканале и интернет-телеканале «Радонеж» http://www.radonezh.ru/telekanal/ .

  Уже много лет идет борьба за государственный православный канал на Центральном   телевидении.

•   Православные фильмы. Постоянно идет работа по созданию православных и около-православных фильмов, документальных, учебных и даже игровых. Систематически проводятся фестивали и семинары. Например, Х Всероссийский фестиваль-семинар «Православие на телевидении и радиовещании»   привлек 50 телерадиокомпаний России — от Иркутска до Ростова, представивших на конкурс 82 теле- и радиопрограммы . http://ipk.ru

  С 1995 года проводится Международный Фестиваль православных телевизионных и радиопрограмм «Радонеж»   В нем традиционно принимают участие более 100 государственных и негосударственных телерадиокомпаний и представители Поместных Православных Церквей.

  Самым представительным является ежегодныйМеждународный кинофорум «Золотой Витязь». На нем демонстрируются фильмы в рамках славянской и христианской кинематографической традиции, соответствующие девизу: «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека». На последнем форуме приз «Серебряный Витязь» получила студентка ПСТГУ Марина Добровольская за короткометражный фильм «Мироносицы». Недавно вышел удачный православный игровой фильм «Остров».

  Православие в среде творческой интеллигенции, в музеях.

В среде творческой интеллигенции с самого начала перестройки идет дифференциация на людей, ориентированных на Запад и на православную российскую культуру с ее традиционной иерархией ценностей. До сих пор стоял вопрос о том, чтобы просто выжить творческой интеллигенции. В последнее время появляется все больше поддержки творческим людям, ориентированным на национальную, традиционную культуру. Поддержка оказывается не только на уровне частных благотворителей, но и государственная. Например, Российский Гуманитарный Научный Фонд (РГНФ) все чаще дает гранты в поддержку православной тематики исследований, в том числе о новомучениках и исповедниках российских, по православному церковному искусству. В 2006 г.   получен грант этого фонда профессором ПСТГУ Ю.Т. Лисицей на тему: «Идеи и идеалы России в истории и современном мире». Профессор Ю.Т. Лисица более 15 лет посвятил изданию трудов Ивана Ильина, недавно вышел из печати 27-й том сочинений русского философа. Значимым событием 2005г. было перезахоронение останков генерала Антона Деникина и Ивана Ильина в Донском монастыре в г. Москве.

Многие музеи создавались Советской Россией в начале 20 века, чтобы сохранить остатки святынь и культурного наследия в эпоху большевистского безбожия. В течение всех лет советской власти музеи были точками борьбы за святыни. С начала перестройки музеи-монастыри стали передаваться Церкви с частичным сохранением функций музея. Несмотря на несовершенство нашего законодательства этот процесс в основном идет успешно. Характерным примером может служить Государственная Третьяковская галерея в Москве. Одинадцать лет назад полуразрушенный храм галереи был передан общине верующих во главе с прот. Николаем Соколовым. Сегодня, оставаясь в структуре государственной галереи, храм стал действующим, полностью восстановлен, в нем беспрепятственно совершаются все церковные богослужения. Настоятель отец Николай и его сотрудники (в том числе хор) являются сотрудниками отдела древнерусского искусства, который он возглавляет. В храме находится наша великая святыня Владимирская икона Божией Матери, а «Троица» преподобного Андрея Рублева переносится из экспозиций музея в храм на большие праздники. При этом храме построена крещальня, где приняли крещение многие сотрудники Третьяковской галереи.

•    Крестные ходы. Еще совсем недавно Церковь являла свою красоту и святость внешнему миру только в Пасхальный крестный ход. Освещенные свечами, одухотворенные верующие лица, сосредоточенные и радостные, вызывали удивление, недоумение, насмешку толпы. Сегодня все меняется. Крестный ход на Пасху не вызывает того удивления, а привлекает, зовет, и каждый год новые, часто молодые встают в его ряды.

Сегодня крестный ход выходит за ограду храма, многократно и разнообразно. Это может быть возрожденный крестный ход   в праздник к чтимому источнику или часовне, может быть и традиционный крестный ход с древним огромным чудотворным образом Спаса, который идет в особые четыре праздничные дня года по всему старинному городу Романову-Борисоглебску, стоящему на р. Волге Ярославской епархии. Образ на специальных носилках несут 30 крепких мужчин. Иногда шествие возглавляет архиерей, и крестный ход идет по древней части города Борисоглебска, затем в новые кварталы к строящемуся храму в честь местного священномученика Вениамина, далее на пароме переправляется и проходит по всему древнему Романову. Весь город встречает и провожает образ Спаса и крестный ход. Перед образом землю посыпают скошенной травой и цветами, а после усердные богомольцы подбирают эти освященные потоптанные цветы на благоговейную память. Автобусами приезжают приходы из соседних поселков и городов, чтобы вкусить благодать участия в этом свидетельстве Православия.

Другой многодневный крестный ход идет по ярославской земле с чтимой иконой Казанской Божией Матери, от села к селу, от города к городу. И так в каждой епархии.

Знаменитый традиционный крестный ход с иконой Божией Матери Курская-Коренная в последнее время собирает столько людей, что епархия и власть решили не проводить его через центр города, потому что мост через реку может не выдержать.

Вспоминается крестный ход, теперь уже давний, с обретенными мощами преподобного Серафима Саровского по Петербургу, затем в Москве, а потом через всю Россию в Дивеево. Это было особое духовное и народное явление: свидетельства Церкви и веры.

А покаянный крестный ход из г.Екатеринбурга на Ганину яму, где на месте захоронения останков царственных мучеников воздвигнут мужской монастырь!   Здесь вся земля, сосны, воздух освящены кровью мучеников. Из собора 8-10 км. по городу, а затем столько же до монастыря, после ночной литургии ранним утром идет многотысячный крестный ход, который возглавляет архиепископ Викентий и десятки священников. Такой крестный ход невольно напоминает слова нашего святого современника Серафима Вырицкого: «Крестные ходы спасут Россию». У каждого крестного хода свой звук и глас, своя цель, свой особый дух, свое свидетельство.

Совершенно особый нового типа крестный ход с мощами святой мученицы Елизаветы Федоровны прошел почти по всем большим городам России, Украины!   Многотысячные очереди ожидали приезд преподобномученицы где-нибудь в Магадане, на Сахалине или в храме Христа Спасителя в Москве, и затем всю ночь и день шли к ней люди, многие из которых впервые услыхали о ней, о ее святости и подвиге. К ее мощам пришли миллионы (до 10млн.чел.). Это ли не свидетельство веры и духовной жажды народа?

6. Проблемы и перспективы

Как и во все предыдущие десять веков главными трудностями в веропроповедании в России сегодня остаются недостаток подготовленных проповедников и материальных средств.

На всех этапах жизни Русской Церкви миссионерство расцветало, когда появлялись высокообразованные исполненные верой и любовью ревнители православия, когда Господь давал благодетелей, обеспечивающих их материальную поддержку и помощь. В истории России расцвет веропроповедания, как правило, было связано с именами ревностных князей, царей. Тогда соработничество Церкви и государства приводило целые народы в Божий храм. И сегодня, по крайней мере по-человечески, не видно иных путей спасения молодого поколения, как только совместными силами Церкви и государства.

Уже сейчас идет создание центров духовного просвещения — миссионерских центров — которые иногда называются центрами православной культуры. Работа таких центров оказывает влияние на все слои населения. Центры имеют библиотеки, фоно- и видеотеки. При всем разнообразии современных православных изданий необходима дополнительная издательская работа с миссионерскими целями, в том числе для детей, юношества, пожилых людей.

Из конкретных планов веропроповедания делом первейшей необходимости стало создание одного, а затем несколько миссионерских центров, собирающих и обобщающих миссионерский опыт, как старый, так и современный. На сегодняшний день такой полноценный центр отсутствует. Центр призван содействовать образованию и воспитанию миссионеров, участвовать в создании православных СМИ, в том числе образовательных. Возможный вариант функционально-содержательной структуры центра: информационно-аналитический отдел, отдел сопровождения социального служения, отдел методического обеспечения и организации духовного просвещения, отдел методического обеспечения подготовки миссионерских кадров, экспертизы просветительских проектов и др. Полноценный центр может быть создан на базе Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

Заключение

В Москве жил известный профессор-математик Н.В. Зволинский, духовный сын старца о. Иоанна Крестьянкина. Когда он скончался в 1995г., оказалось, что он монах, и после отпевания его, в монашеском облачении, привезли в Академию Наук прощаться. Это произвело впечатление на ученых, произвело впечатление   и его последнее небольшое сочинение о проблемах жизни России. В начале он анализирует состояние и ставит диагноз: наш народ, наше общество, наша страна больны утратой идеала святости… Как вывести наш народ из хаоса и поднять на духовно-нравственную высоту?.. Важно прежде всего, чтобы как можно большее число русских людей поняли, в чем состоит беда страны. А затем каждый должен начать с себя… Вспомним слова преп. Серафима Саровского: «Приобрети мирный дух, и около тебя спасутся тысячи».

Заканчивается сочинение так: «Здесь уместно привести слова П.А. Столыпина по поводу министра Витте: «Человек он очень умный и достаточно сильный, чтобы спасти Россию.. но, боюсь, что он этого не сделает, так как, насколько я его понял, это человек, думающий больше всего о себе, а потом уже о Родине. Родина же требует служения настолько жертвенно-чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует всю работу». Вот каких людей надо искать. Есть ли они теперь? (Апрель, 1995г., инок Никита)» [iii] .


 


[i] Шпиллер Всеволод, прот. Слово Крестное: беседы, прочитанные во время пассий в Николо-Кузнецком храме в Москве. – М.,1992. – С.5.

[ii] Филиппов Б.А. Советское государство и Православная Церковь (1917-1991). Пособие для учащихся 9-11 классов. – М.,2005.

[iii] Никита, инок. Вот что хотел бы я сказать, если бы мне была предоставлена возможность выступить в Государственной Думе // Наука и технология в России.   – 1997. – № 4 (21). – С.28-29.

 

Основная литература:

1.   Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский. Миссионерское служение Русской Православной Церкви и вызовы современного мира // Церковь и время. – 1999. — № 1(22) — С. 49-59.

2.   Каледа Г., свящ.    Задачи, формы и структуры катехизации в Русской Православной Церкви в современных условиях // Путь Православия.   – 1993. – № 1. – С. 19-32.

3.   Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. – М.,2005.

4.   Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. – Белгород, 1999.

5.   Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси.    О миссии Русской Православной Церкви в современном мире: Речь на торжественном акте по случаю присуждения ученой степени доктора богословия “ honoris causa ” Тбилисской Духовной Академии // Церковь и Время. — 1998. — № 1(4). — С. 8-14.

6.   Алексий II, Патриарх Моск. и всея Руси   Доклад на   юбилейном Архиерейском Соборе   Русской Православной   Церкви   13-16. 08. 2000г. // Миссионерское обозрение. – 2000.-   №8. — С.2-23.

7.   Программа XIV Международных Рождественских Образовательных Чтений: Школа и Церковь – традиции и реформы Российского образования. – М.,2006.

8.   III ( VIII ) съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви: рабочие материалы. – М.,2002.

9.   300 лет Православия на Камчатке. Миссия Церкви в прошлом и настоящем: материалы научно-богословской конференции. – М.,2005.

10. Бадя Л.Б. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. М.,1993.

11. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М.,2001.

12. Православие и медицина. Сборник избранных докладов медицинской секции (Конференции IX — XII ). – М.:ПМПЦ «Жизнь», 2005. – 352 с.

13. Филимонов С., свящ. Пастырское служение в больнице. – СПб., 2003.   – 256 с.

Дополнительная литература:

14. Миссия Церкви и современное православное миссионерство / Международная богословская конференция к 600-летию преставления свт. Стефана Пермского. – М., 1997.

15. Православная Миссия сегодня: Сборник текстов по курсу Миссиология. – СПб., 1999.

16. Православная церковь в современном мире / Чтения памяти прот. Вс. Шпиллера.  – М., 1992.

17. Федоров В., прот.   Христианское единство и задачи православной миссии: [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25-26 дек. 1996 г.]   //   ХЧ. 1997. № 14. С. 46-60.

18. Итоговый   документ   Первого   съезда епархиальных   миссионеров Русской Православной   Церкви // Миссионерское обозрение.   1997г. №1 с.2-5.

19. Первый   съезд   епархиальных   миссионеров   Русской   Православной   Церкви // Миссионерское обозрение. –   1996. —   №11-12 (13-14) с.2-19.

20. Православная культура: концепции, учебные программы, библиография. – М.,2003.

21. Глинские чтения: Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. – М.,2002.

22. Питирим (Нечаев), митр. Волоколамский и Юрьевский. Культурное наследие Руси как объект паломничества. – М.,2003.

23. Церковь и духовное возрождение России. – М.,2004.

24. Сборник учебных программ и методических материалов по богословским и религиоведческим дисциплинам для светских и учебных заведений / Сост. свящ. Д. Лескин. – Тольятти, 2001

25. Паломничество и туризм в программе возрождения регионов России: Сборник докладов и тезисов сообщений Всероссийской научно-практической конференции. – Сергиев Посад, 2002.

26. Программа XI Международных Рождественских Образовательных Чтений: Образование и культура в свете Православия. – М.,2003.

27. Программа XII Международных Рождественских Образовательных Чтений. – М.,2004.

28. Программа XIII Международных Рождественских Образовательных Чтений: Школа, Семья, Церковь – соработничество во имя жизни. – М.,2005.

29. Итоговый документ III ( VIII ) съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // Миссионерское обозрение. –   2002. — №12 (86), декабрь. – С.19-22.

30. Худошин А. Мои беседы с православными врачами. – М.,2004. – 384 с.

31. Основы Православного образования в России: Доклад Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на встрече с членами Российской Академии образования 29 декабря 1994 г. – М.,1995.

32. Никита, инок. Вот что хотел бы я сказать, если бы мне была предоставлена возможность выступить в Государственной Думе // Наука и технология в России.   – 1997. – № 4 (21). – С.28-29.

33. Абросимова Б.А. О благотворительных организациях в России // Советское государство и право. 1992. №1.

34. Худошин А. Мои беседы с православными врачами. М.: Благовест, 2004. 384 с.

35. Алексеева О. Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций. М.,1994.

36. Филимонов С., свящ. Православный взгляд на   онкологию. – М.: Паломник. 2006.   – 64 с.

37. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М.,1995.

38. Швецов В., протоиерей. Опыт душепопечения в психоинтернате.//Материалы IX Рождественских международных образовательных чтений. М.: Медицина, 2001.

39.    www . diaconia . ru – Отдел по социальной благотворительности и социальному служению Московского патриархата.

40. pms . orthodoxy . ru – сайт Общества православных врачей.

41. orthomed . ru – сайт Московского общества православных врачей.

42. life . orthomed . ru / zhizn / – сайт Православного медико-просветительского центра «Жизнь».

43. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М.,   2000.

45. Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви.

46. Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Министерством здравоохранения Московской области.

47. http://www.russdom.ru/   – Русский Дом. Журнал для тех, кто любит Россию      

48. http://www.foma.ru/   – Фома. Православие для сомневающихся

49. http://ao.orthodoxy.ru/   – Альфа и Омега. Научно-просветительский журнал  

50. http://otrok.n-t.org/Отрок.ua. Православный журнал для молодежи

51. http://www.nsad.ru/Нескучный Сад. Православный журнал о делах милосердия

52. http://vedomosti.meparh.ru/ Московские епархиальные ведомости. Журнал  

53. http://mir.voskres.ru/  – Мир Божий. Православный журнал      

54. www.hristianstvo.ru

55. http://www.pravoslavie.ru/

56. http://www.mospat.ru/   – Русская Православная Церковь. Официальный web-сервер Московского Патриархата   

57. http://www.sedmitza.ru/ – Седмица Ru. Сайт   «Православной Энциклопедии».   

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.