– Отец Виталий рассказывал о себе, что он мог родиться американцем. Его отец уехал на заработки в Америку, за ним отправилась беременная мать, но ее по какой-то причине развернули на границе.
Жили они бедно, отец Виталий был пастушком, в селе, где была польская начальная школа. Мальчишкой отец Виталий зачитывался книжками, и стадо у него разбегалось, за что его неоднократно били.
Отчаявшаяся мать, ее звали Христина, повела его к священнику, и тот посоветовал отдать «Витьку» (так мама его называла) в Виленскую семинарию, где было бесплатное обучение и предрешило его судьбу. В последующем отец Виталий закончил Богословский факультет Варшавского университета.
Рукоположение
Священником Виталий Боровой быть не собирался. В годы войны отец Виталий оказался в Минске епархиальным секретарем. Во время оккупации в епархии были открыты в Белоруссии множество храмов, чему отец Виталий очень радовался.
Отцу Виталию пришлось иметь дело со СМЕРШем, как пособнику оккупантов. Его вынуждали оговорить себя, угрожая расстрелом. Спас отца Виталия прибывший с советскими войсками архиерей Василий (Ратмиров), которому он сдал епархиальные дела. Ратмиров сказал, что отца Виталия может спасти только согласие на рукоположение, потому что священники в то время для народа были как «скорая помощь».
Рукоположение спасло его и священничество стало делом его жизни.
Отца Виталия направили в Гомель. В Гомеле он имел большую популярность. Во-первых, он мечтал быть профессором, а оказался среди простого народа. Во-вторых, он относился к своему служению достойным образом, проповедовал в нелегкое время, в годы войны.
Отцу Виталию нужно было утешать людей в тех скорбях, которые были тогда: разруха, голод. К нему стали приходить люди. Даже не ради богослужения! Приходили слушать его, отца Виталия.
В древности было положено по уставу читать Евангелие и только потом проповедовать, отец Виталий так и делал. Стоило ему только заметить, что люди приходят ради его проповеди, как он стал иногда проповедовать после отпуста, как сейчас это и принято. Так он чередовал порядок проповеди, и люди стояли всю службу.
Советская власть
Советской власти его популярность не нравилась, протопресвитера Виталия перевели в другой приход. Служение протопресвитера Виталия Борового выпало на сложные годы богоборчества и государственного контроля. Он достойно прошел через эти испытания. Помогала вера, живая, настоящая, искренняя вера. Отец Виталий был человеком недюжинного ума и хорошим аналитиком. Он понимал, какие последствия будут у любого сказанного им слова.
Появилась возможность открыть семинарию. Отцу Виталию предложили быть там инспектором. (В 2015 году там же открыли мемориальную доску в память о нем, была проведена единственная конференция его памяти). Было холодное, голодное время, 1946 год, и отец Виталий много трудов положил на создание семинарии и, по сути, хотя не был ректором, выполнял его роль.
Он был не просто начитанным, а настоящим ученым, собирал уникальную библиотеку. Все книги покупал на свои средства. Студенты любили удивительного рассказчика и человека, требовательного к знаниям.
Наука
Отец Виталий любил и изучал византологию.
Мне как студенту Академии в свое время очень повезло. В 1976–77 учебном году отец Виталий Боровой заболел и поэтому не ездил в международные командировки. Тот год он посвятил преподаванию в Академии и полностью прочитал нам курс лекций по Византологии.
Сказать, что я был потрясен – мало. Это было удивительно, захватывающе. Лучшего лектора я не слышал никогда. Отец Виталий смог донести до нас свою огромную любовь к Византии и ее истории. У него был дар. Он держал аудиторию в напряжении в течение всей лекции. Блестящий лектор, блестящее, глубокое владение материалом. У меня до сих пор хранится рукописный конспект его лекций.
Помню, как на последней лекции, рассказывая о падении Константинополя, отец Виталий заплакал.
Он сделал паузу и сказал: «Простите, я плохо спал этой ночью». Мы подумали, что это уникальный случай, но оказалось (мне потом об этом рассказали), что о. Виталий плакал всякий раз, когда говорил о гибели Византии. Настолько глубоко он переживал эту трагедию. Я благодарен Богу за то, что прошел эту школу горения и любви к Византии», — писал о нем протоиерей Сергий Правдолюбов.
Протоиерей Сергий Правдолюбов также упоминал, что отец Виталий всегда плакал, когда говорил о падении Византии, так неравнодушно он относился к Византологии. Все исторические события он пропускал через себя.
Экуменизм?
Протопресвитер Виталий был одним из первых представителей Всемирного Совета Церквей на Западе. Ему доверяли. Группу тогда сопровождал сотрудник КГБ, в Совете по делам религии группу проинструктировали, что говорить, что просить, что спрашивать.
Вся миссия должна быть направлена на мир во всем мире, этим занималась Церковь в период гонений на международной арене. Отец Виталий же добивался уважения Церкви со стороны Запада и имел личные отношения с некоторыми представителями из-за рубежа во Всемирном Совете Церквей. Благодаря ему все знали, что происходило в те годы с Церковью внутри страны.
Сейчас часто можно услышать, что отец Виталий был экуменистом. Он был глубоко православным человеком, всегда принимал международное представительство Русской Православной Церкви, как свидетельство православия протестантам и всегда об этом говорил. Отец Виталий не раз упоминал, что наша цель – это свидетельство. Ему удалось свидетельствовать! Это не значит, что все, кому он проповедовал, стали веровать так. Но он был услышан.
С отцом Виталием я познакомился в 1976-м году, у меня тогда еще не было верующих друзей. В Елоховский собор я начал ходить в 1970-м году, а отца Виталия впервые увидел, спустя шесть лет. Увидел и услышал как проповедника. Он служил поздние литургии как настоятель Патриаршего собора. Меня поразила его неординарность и эмоциональность, он говорил очень живо: жестикулировал, иногда повышал голос, иногда переходил на шепот, даже ходил по амвону. Все слушали отца Виталия очень внимательно.
Проповеди отца Виталия были необычны тем, что он говорил не отвлеченно о событиях давно минувших дней, не языком 18-19 века, а обычным современным языком, понятным всем, да еще и с белорусским акцентом. Говорил о событиях так, как будто он был их участником или знал это по рассказам очевидцев. При этом прослеживалась связь с современностью или он сам делал вывод и заключение, как мы должны воспринимать Евангельские события в наше время.
Таким образом, вера наполнялась смыслом и одухотворялась, праздник превращался в радость, наполненную жизнью и призывом к духовному и практическому действию.
Я нашел друзей и среди прихожан собора, и мы решили записывать проповеди. Тогда у меня был магнитофон «Весна», величиной с дипломат. Микрофоны тоже были большие, всё это было видно. Отец Виталий еще не очень хорошо меня знал, но я не скрывал, что веду запись, всегда был в первых рядах. Отец Виталий продолжал говорить все, что думает.
В проповедях отец Виталий давал советы, как поступить, чтобы остаться со Христом, призывал нас быть свидетелями Христа в этом мире.
Его проповеди были похожи на лекции, нам открывался другой мир и знания, потому что духовных книг тогда практически не было.
В 1983 году нами была издана книга «Проповеди протопресвитера Виталия Борового» в самиздате, в машинописном варианте. В последующем была издана книга с добавлением других проповедей «Быть свидетелями Христа» издания Свято-Сергиевского Братства, Москва 2006 год.
Пророчества
В своих проповедях отец Виталий пророчествовал. Я помню проповедь, произнесенную отцом Виталием на всенощном бдении в память мученицы Татианы, это примерно 1977-78-й год. Мы тогда были молодыми студентами. Отец Виталий произнес очень интересную проповедь, рассказал, кем была мученица Татьяна, упомянул, что она была диакониссой, объяснил, что такое диакония в наше время…
Потом отец Виталий перешел к современной истории нашей Церкви: сказал, что был храм святой мученицы Татианы в Москве, храм был университетским, профессура, студенты в день памяти мученицы Татианы собирались для молитвы.
Неожиданно он перешел к тому, что придет то время, причем отец Виталий с воззванием это сказал, когда будет восстановлен храм святой мученицы Татианы, а молодежь и интеллигенция пойдут в храм.
Мы развели руками, заулыбались, думали: вот это фантазия! Это случилось более, чем за тридцать лет до открытия храма. Пришло то время, о котором говорил отец Виталий.
Было и другое пророчество, которому я не был личным свидетелем, но оно – известный факт. Пророчество, посвященное возвращению иконы Божией Матери Тихвинская. Отец Виталий рассказал, что наша Русская Православная Церковь – молчащая, она не имеет возможности выходить в общество, к людям, но за нее свидетельствует церковное искусство: песнопения, иконы, архитектура храмов. Люди приходят в храм, слушают пение, смотрят на иконы и задумываются.
Он рассказал историю Тихвинской иконы Божьей Матери: как она оказалась на Руси, об изъятии во время войны, о том, как она оказалась в Чикаго в Америке и хранится у священника, настоятеля Троицкого собора отца Сергия… Потом отец Виталий сказал, что будет восстановлен монастырь Тихвинской иконы Божией Матери, и она будет принесена в этот монастырь. Это поразило всех, но вновь прошло тридцать лет, и пророчество сбылось.
«Тогда, когда Богу будет угодно, когда благословит это Сама Пресвятая Дева — что чудотворная икона Божией Матери Тихвинская вернется опять в великую Россию, вернется опять в наново построенный монастырь в Ее честь в городе Тихвине, и там опять засияет солнцем над всей нашей землей. Когда это будет? Конечно, никто не знает, дорогие братья и сестры. Но это будет! И тогда наши потомки — второе, третье, пятое поколение после нас — опять торжественно, в самом городе Тихвине, у иконы этой в новом монастыре скажут: «Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, — новая, обновленная, верующая Россия! — яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприимши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно» — (Прим.ред. – Фрагмент проповеди 08.07.1977 г.)
Возрождение Церкви
Протопресвитер Виталий всегда думал о возрождении Православной Церкви в России
«Как говорил Христос: не может дерево вырасти, если семя раньше не падает в землю и не умрет (Ин 12:24). И оттуда, из этого мертвого как будто бы зерна вырастет новое дерево, новая жизнь. Так и мы, дорогие братья и сестры, мы, святая Русская православная церковь в нашей стране, мы, верующие, может быть, и являемся тем семенем, которое пойдет в землю, но из этого семени вырастает новое дерево, могущественное дерево, новая Русская православная церковь, славнал, сильная не вниманием человека, не властью, а сильная верой, сильная святостью, сильная благодатью Божией.
Вот это, дорогие братья и сестры, приходило мне на ум, когда я молился у Гроба Господня, когда я прикасался на святой Голгофе к тому месту, где стоял крест Господень, когда я преклонил свои колени и облобызал Камень Помазания, на котором помазали Тело Христово, когда я прославлял Его Воскресение. Там я молился за Русскую церковь, за всех нас в надежде и вере, в той вере, которая должна быть у каждого из нас, что нам, может быть, и надо умаляться. Но это не напрасное, не к смерти умаление, а умаление к новой жизни с тем, чтобы прославилось наново, блистательно, великолепно всесвятое имя Господа Иисуса, Ему же слава во веки веков. Аминь». — (Прим.ред. – Фрагмент проповеди 06.05.1978 г.)
Слушать об умалении Церкви маститым протоиереям, архимандритам было, конечно, необычно. Отец Виталий говорил о том, что мы – навоз, но без навоза не вырастишь урожая, что придет время, когда будут хвалить Церковь, а про нас даже не вспомнят. Но это время пришло. Пришло еще при нем.
Навещая мой приход (Храм Святителя Тихона, патриарха Всероссийского в городе Клин), отец Виталий отмечал, что таким видит возрождение Церкви: участие детей, молодежи в церковной жизни. Он видел наши летние лагеря, молодежный хор, его это вдохновляло и радовало.
Конечно, не все отцу Виталию нравилось в церковной жизни. Он считал, что катехизации недостаточно, что Церковь недостаточно активна в плане работы с народом, в обществе. Это происходило в 90-е годы, Церковь тогда еще только вставала на ноги после советских гонений.
Часто рассказывал отец Виталий и о его встречах с владыкой Никодимом (Ротовым). Владыка Никодим учился у него, а потом стал его руководителем. При владыке Никодиме Русская Православная Церковь должна была участвовать во втором Ватиканском Соборе. Решение отправить в составе делегации отца Виталия принималось на уровне политбюро ЦК, об этом мне рассказывал отец Виталий.
Католическая Церковь имела огромное влияние в мире, важно было знать, какое направление она выберет. Отцу Виталию тогда предложили все стенографировать и отправлять в Москву, но он категорически отказался! На Ватиканском соборе он внимательно всё слушал, вечером диктовал референту записи и тот передавал их в консульство.
Владыка Никодим возмутился, что отец Виталий не делал записей – их не оказалось в Совете по делам религии, зато они нашлись в МИДе. Настолько были важны эти наблюдения, выводы для нашего государства. Святейший Патриарх Кирилл и Патриарх Алексий II обращались к отцу Виталию за консультациями. Их ранг, конечно, был гораздо выше, и чувствовать себя просто учениками отца Виталия они не могли. Но советовались с ним часто. Отец Виталий рассказывал о разработке статей для них, помогал писать выступления.
Наследие
Наследие протопресвитера Виталия Борового еще предстоит изучать. Сам он говорил: «Я мемуары писать не хочу». Я подарил ему простенький компьютер в виде пишущей машинки, но он так и не научился на нем работать. Дважды дарил ему диктофон, он иногда пытался записывать, но так сам ничего и не записал. К счастью, отца Виталия записывали люди в его окружении. Многие записи еще не расшифрованы.
Почему отец Виталий не хотел писать мемуары? Он говорил, что необходимо объективное расследование того, что происходило в Православной Церкви в годы гонений, что должны быть открыты архивы КГБ. Отец Виталий мечтал об этом, но, к сожалению, он так и не смог ничего сделать, здоровье его ухудшалось, условия жизни были тяжелыми. Он жил со своей матушкой Галиной Валентиновной, которая была ему предана до конца своих дней. Они жили вдвоем, когда я приходил к ним в гости, я видел, что вся квартира до потолка завалена книгами! У него была огромная библиотека. Книги были и в его кабинете в Отделе Внешних Церковных Связей. Он дорожил ими.
Отец Виталий был настоящим богословом, мечтал о возрождении Русской Церкви, и, конечно, хотел, чтобы наследие богословов, философов в Русской Православной Церкви изучалось. Изучалось, чтобы видеть будущее нашей Церкви, свидетельство Церкви в обществе, чтобы мы не пришли к обществу потребления, к которому сейчас идем так усиленно».
7 фактов про протопресвитера Виталия Борового:
1. Мечтал стать профессором, а не священником, рукоположился, чтобы избежать расстрела.
2. Стал одним из первых представителей Всемирного Совета Церквей на Западе.
3. Предсказал открытие храма мученицы Татианы при МГУ и возвращение Тихвинской иконы Божьей Матери.
4. Святейший Патриарх Кирилл и Патриарх Алексий II обращались к отцу Виталию за консультациями.
5. Решение о включении отца Виталия в состав делегации на Ватиканский Собор принималось на уровне политбюро ЦК, а он отказался стенографировать с заседаний Собора.
6. Был свидетелем возрождения Церкви после гонений, но не хотел писать мемуары.
7. Весь дом протопресвитера Виталия Борового от пола до потолка был полон книгами.