Самые практичные вопросы на свете — это вопросы богословские. А один из самых важных из них — это вопрос о Божием прощении.
Недавний инциндент вновь заставил об этом задуматься. “Бог прощает всех” — сказала дама, демонстрировавшая за задержанных участниц панк-группы. “Нет, Бог не прощает кощунства!” — ответил молодой человек и ударил ее по щеке. После чего дама обратилась в полицию. Я ничуть не осуждаю обращения в полицию по поводу тех или иных безобразий. Полиция — великое учреждение, благодаря которому все мы наслаждаемся благоустроением и многим миром. Не верите — спросите у жителей тех стран и областей, где ее нет.
Но как же все-таки с этим “Бог прощает всех”?
Бог должен простить наших безобразниц, но вот не нашего безобразника надо сдать куда следует?
Интересна и реакция некоторых православных — за кощунниц нечего заступаться, но вот нашего-то паренька надо накормить блинами и немедленно простить, потому как довели же человека.
Чтобы запутать нас окончательно, в эти же дни некие художники-на-заборах в Иркутске нарисовали свастики на стене синагоги и на заборе мечети. Истинные арийцы редко отличаются умом и сообразительностью — вот и в этот раз они совершенно упустили из виду камеры слежения, которые их и засняли. Так что, вероятно, скоро юных художников арестуют. И что можно наверняка предсказать — мы не увидим писем, подписанных мастерами культуры, с требованием их освобождения, раз они никого не убили и ничего не украли, а нанесенный ими материальный ущерб совершенно ничтожен. Общественность и не подумает яростно требовать от лидеров Иудейской и Исламской общин ходатайствовать об их срочном освобождении, укоряя их в крайнем жестокосердии, если они не станут этого делать. Этого общественности даже и в голову не придет. Это не те безобразники, которые осквернили не те места поклонения не по тем мотивам. На них прощение не распространяется.
Так что же означает это “Бог прощает всех”? Боюсь, что обычно это означает “Бог снисходительно и с пониманием смотрит на наши безобразия и безобразия тех, кого мы считаем своими; грехи остальных подлежат справедливому суду”. Друзьям — все, врагам — закон. Наших обязаны прощать, а вот их — “не забудем, не простим”. Справедливость, как и милосердие, как и честность — чисто инструментальные понятия для обеспечения интересов нашей группы. Когда это выгодно нам — будем слезно взывать к милосердию, когда нет — будем гневно требовать справедливости.
Что же говорит Писание? Что Бог пугающе нелицеприятен. Он воздаст каждому по делам его. Принадлежность к правильной группе, правильного происхождения, или правильных убеждений, совершенно не избавляет от Его суда. “Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. (Рим.2:9-11)”.
Бог видит грехи православных, грехи либералов, грехи всех остальных — и в Его святых очах они все заслуживают осуждения. В Библии довольно много говорится о Божьем гневе на грех; надо это усвоить, перед тем как говорить о Его прощении.
Потому что одна из проблем нашего общества — это полное непонимание того, что такое прощение и милосердие. Прощать можно только согрешивших людей, заслуживающих осуждения. Милосердие можно оказать только тем, кто в нем нуждается.
Если Вы не сделали ничего худого — напротив, сделали нечто доброе — а Вас посадили в тюрьму, то Вы не нуждаетесь в прощении. Вы нуждаетесь в оправдании, которое по праву Ваше, и в выплате надлежащих компенсаций со стороны Ваших обидчиков. Если через какое-то время власти скажут — ну ладно, мы добрые, мы проявляем прощение и милосердие, так уж и быть, выпустим Вас на свободу, идите и со слезами умиления нас благодарите за великую нашу доброту — это будет издевательство. (Добрейшей души люди! А ведь могли бы и расстрелять!) Несправедливо прощать того, кто не виноват. Его можно только оправдать.
В отношении людей к греху часто совмещаются две несовместимые позиции — 1)это вовсе и не грех 2)Бог же добрый, он наверняка его простит. Если это не грех, то и прощать тут нечего — а если грех, то давайте начнем с того, что признаем его грехом. Иначе бессмысленно говорить о прощении и милосердии. Фраза “Бог прощает всех”, в русском языке (и, боюсь, что в любом другом) подразумевает, что все — грешники. Фраза “Васю Пупкина надо простить” неизбежно подразумевает, что Вася согрешил.
Когда люди начинают требовать одновременно оправдания (да довели, и вообще они за правое же дело) и прощения, их требование бессмысленно — или человек с самого начала не виноват, или простить.
Итак, прощать можно только виновных; но в чем заключается Божье прощение? Часто под “прощением” подразумевается просто ленивое игнорирование, как будто Бог — это такой ленивый полицейский, который сквозь пальцы смотрит на безобразия на своем участке. Но проблема в том, что такого рода “прощение” означало бы, на самом деле, осуждение — оставить человека на самого себя значит обречь его на гибель. Ад — это ровно то место, где нераскаянные грешники предоставлены самим себе.
Прощение Божие предполагает восстановление отношений — причем не на наших, а на Его условиях. Чтобы войти в Царство Божие, мы должны покориться Царю и признать Его законы. Фраза “Бог прощает всех” верна в том отношении, что все могут обрести прощение — все, кто его захотят. Христос умер за всех людей, Его Жертва полностью достаточна для спасения всех.
Однако эта фраза неверна в том смысле, что все реально прощены. Вы не можете восстановить отношения с Богом, если Вы не хотите их восстанавливать. Вы не можете их обрести, пока ставите свои условия, а не принимаете Его. Вы должны покаяться — то есть переменить путь, признать Христа Господом в Вашей жизни, покориться Его заповедям, и веровать — то есть возложить Вашу надежду на Него. Пока Вы не сделали этого, Вы не прощены. Если вы согрешили уже после обращения, Вы должны признать грех грехом, без ссылок на “меня довели”, и еще раз принять Его прощение. Он не устает прощать — всех. Но это требует покаяния и веры. Вы не можете быть прощены без этого.
Прощение Божие — это не то же самое, что амнистия со стороны государства; преступники, покаявшиеся в тюрьмах, обычно отбывают свой срок до конца — хотя Бог их давно уже простил. Государство действует по закону, оно не видит сердца человека, подлинно он обратился или нет — хотя и может обращать внимание на изменения в его поведении.
У нас могут быть обоснованные сомнения в том, правильно ли в том или ином случае государство поступает (я, например, не считаю, что безобразниц следует так долго держать за решеткой), но это уже вопросы к государству, не к Богу и не к Церкви.
Если же говорить о Божьем прощении — то оно нам предложено на определенных условиях, и мы всегда можем его принять, если проявим немного доброй воли.