Наступило Прощеное воскресенье — день, когда по сложившейся традиции христиане просят друг у друга прощения за причиненные обиды. Вечером в храмах будет совершаться вечерня с чином прощения, являющаяся первой службой Великого поста.
Как связаны в Православии прощение и наступающая Четыредесятница? Что делать, если не можешь простить? Как с пользой для души провести Великий пост? Отвечает проректор Саранского духовного училища игумен Спиридон (Баландин).
— В чем смысл сложившейся в Церкви традиции просить прощения у ближних перед Великим постом?
В прощении мне, прежде всего, видится освобождение от уз греха, свобода от боли, с которой невозможно никакое благое дело, никакое творческое созидание. Для меня «прости меня», это «помоги мне освободиться».
Я вижу в традиции Прощёного Воскресенья некоторые отголоски ветхозаветного юбилейного года, на иврите «йовел». Это был особый год, «время благоприятное», когда отпускались на свободу рабы, прощались долги, и даже утерянная земля передавалась обратно бывшему владельцу. Иудеи видят в празднике юбилейного года Библейское обоснование апокатастасиса*. Не будем заходить так далеко, обратим внимание лишь на идею возвращения «на круги своя», восстановления и обретения первоначальной свободы чад Божьих, которая иносказательно заложена как в ветхозаветном празднике, так и в Чине Прощения, хотя в нем есть и общие покаянные мотивы.
— Если держим на человека тяжелую обиду, если сама мысль о нем вызывает раздражение — что делать?
— Вспомним, о чем пишут Святые Отцы, у которых был личный живой контакт с горним миром: Бог целует и намерения.
Очень сложно попросить прощения у человека, являющегося твоим врагом, предпринять первые шаги к примирению, мне кажется, не надо этого делать этого только для формы, устава ради. Но надо убедить себя и вложить в сердце такое желание: я хочу с этим человеком помириться, и если мне представится такая возможность, я постараюсь с Божьей помощью её реализовать. Этого будет достаточно для того, чтобы приступить к Таинству Евхаристии.
— Завтра начнется Великий Пост. Вы когда-нибудь видели, чтобы человек действительно духовно преобразился за период Великого поста? Можно ли такое преображение увидеть?
— В предпасхальные дни Страстной седмицы, особенно на утрене Великой Пятницы, обычно уже видишь на лицах (как монашествующих, так и мирян) свет пасхальной радости. Это — плод поста, определённое освобождение, одухотворение. Миряне гораздо откровеннее выражают свои чувства, чем монашествующие, которые зачастую свои подлинные эмоции скрывают.
— Согласно опыту Церкви, у поста предполагаются три аспекта: определенные ограничения в пище, более глубокая молитва, а также экономия средств на дела милосердия. В реальности получается так: постная трапеза — либо страшно вредная (булочки), либо страшно дорогая (фрукты и овощи), никакие средства на благотворительность не освобождаются, молитва, как была «на бегу» так и осталась. Что Вы можете посоветовать?
— Место для поста есть всегда, Бог от нас не требует ничего неподъемного. Надо просто постараться внести свои две лепты. Каждый может воздержаться, например, от просмотра развлекательных телевизионных программ в период Великого поста, да и вообще, возможно, телевизор просто занавесить белой тряпочкой. Это действие не требует никаких финансовых затрат, больше будет времени для того чтобы почитать духовную литературу, не говоря уже о молитве.
Можно изменить свое поведение в повседневной жизни. На ногу наступили — в другое время человек бы «рявкнул», сказал бы что-нибудь обидное, — а ведь можно подавить в себе гневные чувства. Пост — это время внимательного, духовного времяпрепровождения. Неубедительны жалобы: «Нет у меня денег заниматься благотворительностью, нет времени молиться, нет здоровья для уставного соблюдения поста», — в наше время разве что у монаха, да и то монастырского, есть такие возможности, но возможности для духовного делания есть всегда. Желаю молитвенно, чтобы Господь подсказал каждому, какой он может на себя взять посильный подвиг, какими будут эти две брошенные на церковный жертвенник лепты.
— Как человеку, из-за работы не успевающему на будничные великопостные службы, восполнить этот пробел?
— Здесь общие советы давать тоже сложно. Если человек, например, не ходит каждое воскресенье в храм (христианин должен быть по воскресеньям на службе и причащаться вместе со всей общиной) — пусть ходит. Если человек не бывает на всенощных бдениях перед воскресной службой — пусть найдет время, чтобы посетить. Люди, конечно, работают, никто не отменяет рабочий день ради первой или последней недели Великого поста. Я считаю, что, прежде всего, надо ориентироваться на субботу и воскресенье, потому что эти дни — выходные. Соответственно можно несколько увеличить богослужебную нагрузку: в воскресенье вечером сходить дополнительно в храм на Вечерню — она Великим постом особенная, — или, например, в субботу посетить литургию, панихиду.
Молитвенно желаю всем посетителям и читателям сайта «Правмир» успешно провести Святую Четыредесятницу, достичь очищения от грубой материальности, утончения умственных свойств души, ощутить своё греховное несовершенство и в сердце вложить желание исправления. Возможно даже посредством молитв, милостыни и поста достичь некоего небесного откровения ради укрепления веры.
* Апокатастасис — всеобщее восстановление. Осужденное Церковью учение о всеобщем спасении.