19 января весь православный мир празднует Богоявление, т.е. Крещение Господне. Исключением не является и огромная по площади (1/5 часть всей России, 2/3 площади Западной Европы) территория республики Саха (Якутия). Согласно церковному уставу во всех храмах Якутии будет совершаться Великое освящение воды, так называемая Великая Агиасма.
Всем известно, что этот праздник непосредственно связан с водой. Именно поэтому тысячи людей, начиная с 18 января, захватив пустую посуду, устремляются в храмы, чтобы побольше зачерпнуть божественной благодати и понести её домой. К сожалению, для многих наших современников благодать измеряется литрами. Лишь немногие к крещенской воде относятся подобающе – хранят её трепетно в течение года и потребляют с благоговением и молитвой.
Уже привычным и традиционным за последние несколько лет для якутян стало освящение воды в проруби. Впервые чин Великой Агиасмы на реке Лене совершил покойный епископ Зосима (Давыдов) в 2005 году. Тогда оно прошло спокойно, и едва ли нашлось несколько сотен смельчаков на весь город, чтобы в лютый мороз войти в эти воды. Нынче уже в шестой раз будет совершаться освящение Крещенской купели на Лене. Теперь об этом знает весь город и его округа.
Подготовку столь серьезного и опасного мероприятия в Якутске и районах республики всегда берет на себя МЧС. Делаются замеры толщины льда, расчищается площадка, спецтехникой выпиливается крестообразная прорубь. Порой лед может достигать двухметровой толщины, а под ним еще 4 метра воды. Поэтому изготавливается специальная огромная металлическая люлька, которую обшивают досками и потом монтируют в лед для безопасности купающихся.
В дни Крещенских праздников десятки тысяч людей выстраиваются в длинные очереди на берегу Лены, чтобы получить возможность окунуться в воды «Иордани» и получить от Бога благодать.
Но не только за благодатью идут к проруби. Одни – за весельем, другие, подчиняясь общему стадному инстинкту, – за компанию, но большинство, пожалуй, жаждет здоровья. Ведь многие думают, что окунувшись в святую крещенскую воду, получишь иммунитет от всех болезней на целый год. А некоторые уверены, что крещенские воды смоют все их грехи. Так ли это?
Когда я, человек, приехавший в Якутию из центральной России, впервые в жизни в 2006 году отважился подать добрый пример своим прихожанам и вместе с ними окунулся в прорубь, то получил незабываемые впечатления. Подумать только, температура воды была +4 при -52° воздуха! В такой мороз мало кому придёт в голову просто так искупаться. Однако мы окунались и неоднократно.
Вернувшись в теплую квартиру, я отправил в Курск смс-сообщение, желая поделиться радостью с родителями. «Поздравляю с праздником Богоявления. У нас -52. Купался сегодня в проруби». На что получил резкий ответ от мамы: «Ну и дурак, – сказал отец». Я не удивился и понял родительскую реакцию, поставив себя на их место. Конечно, они и не догадывались, что над прорубью была установлена большая палатка с раздевалками и тепловыми пушками внутри. Поверхность же льда была устлана сеном. Но дело не в этом. В короткой эсэмэске невозможно было поделиться переживаниями.
Раздевшись и подойдя к купели, ты чувствуешь, как она притягивает к себе и манит кристальным блеском водной глади. «Во имя Отца. И Сына. И Святаго Духа», – произносишь мысленно, лихорадочно осеняя себя крестным знамением, при этом жадно глотаешь живительный воздух, выныривая из ледяной воды. Ты повторяешь обеты святого Крещения, некогда данные за тебя твоими восприемниками, т.е. крестными родителями: погружаешься и умираешь, поднимаешься и воскресаешь со Христом. И тут же: «Слава Тебе, Боже!» – восклицаешь сердцем, ощущая прилив энергии, радости и решимости жить с Богом.
Ты получаешь Божию благодать (если ищешь её, если к ней стремишься!). Простит ли Господь при этом твои грехи? Даст ли здоровье? Православная Церковь даёт однозначный ответ: только слёзы покаяния могут омыть наши грехи. А здоровье? Кому-то оно, может быть, дастся, а у кого-то отнимется. Соприкосновение со святыней не проходит для человека бесследно. Очень важно с каким сердцем и с какими мыслями ты к ней подходишь. Вспоминается мне один случай в якутской глубинке, где со времён революции не было священника. Собрались люди у проруби, стали кругом и, прежде чем набрать воды, говорят: «Прости нас, прорубь!».
В прошлом году по всей Якутии окунулось в воду около 65 тыс. человек. Почти во всех районах, где есть поблизости водоём, устраивается купание. Однако, не каждый приход Якутской епархии, с её огромными расстояниями и маленькой плотностью населения имеет своего приходского священника. Несомненно, где-то будет людям великая радость в праздник. К ним приедет батюшка, которого они могут ждать целый год, ждать… как Бога. Наверное, в центральной России это трудно представить. Порой идёшь в рясе по посёлку где-то в отдалённом улусе Якутии, а дети показывают пальцем и кричат: «Танара! Танара!» (что значит Бог). Помню, ещё в начале миссионерской деятельности, мы приехали в поселок Югорёнок на границе с Охотским краем, там священника не было лет пять, как минимум. Люди со слезами радости на глазах нас встречали и говорили: «Ждали вас, как Бога!… Так принимают священника, настолько дорого и ценно общение с ним.
Но священников не хватает.
И где-то прихожане сами соберутся в храме или молитвенном доме, сами совершат назначенное им батюшкой молитвенное правило мирянским чином, а затем пойдут на реку набрать святой воды. Пойдут и принесут её домой, зная, что «днесь освящается вод естество». И нет в этом никакого сомнения, ведь они верят в Бога и доверяют Ему, а значит и им Господь в этот день не забудет послать Свою благодать в святой воде.
Конечно, нельзя забывать о том, что наше спасение зависит не от количества литров святой воды, выпитой в эти дни, или числа погружений в прорубь, а от пристального взгляда в свое сердце и душу, и от покаяния.
Прости нас, но не прорубь, а Милосердный Господи!