Буквально на днях одна женщина рассказала мне историю, что время от времени она встречается с давней подругой. И та при встрече неизменно говорит: «Послушай, у меня есть такое ощущение, что ты на меня какую-то обиду держишь».
Моя собеседница в очередной раз удивляется и возражает, что никакой обиды у неё за душой нет, всё в порядке. Та настаивает: «Я чувствую, что это не так, и ты обижаешься!»
Я прокомментировал эту ситуацию так, что, наверное, та женщина сама не может простить чего-то, и это не прощение трансформировалось в ней вот таким образом.
Простить и просто – однокоренные слова. Тот, кто не прощает, – непросто относится к другому человеку. Т.е. той, которая все спрашивает – все как-то не просто. Она не может простить, хотя не понимает, за что и как.
Мне кажется, что слово «простить» очень важно в контексте простоты отношений. И в этом смысле – что значит простить даже очень серьезного обидчика, причинившего глубочайшую боль? Ведь боль все равно никуда не денется. Но можно не держать зла в сердце на причинившего её.
Между людьми может не быть каких-то серьезных конфликтов, претензий, но между ними очень часто всё как-то не просто. И мне кажется, одна из задач на Прощеное воскресенье – это как раз постараться понять, с кем у нас не просто, попытаться осознать почему, и как-то это распутать.
Простить – это не значит обязательно принять человека в друзья, в близкие, знакомые, в соратники, но – смириться с тем, что он живет такой, какой он есть.
Потому что «непростые» бытовые истории – это то, что постоянно происходит с нами, например, классическое противостояние тещи и зятя, невестки и свекрови. У них вроде и конфликтов особых нет, но все как-то сложно, они в чем-то не нравятся друг другу, постоянно возникают незначительные стычки, претензии, осуждения из серии – не туда кастрюльку поставила, не так посмотрел и так далее.
Все это зиждется на наших обычных страстях: это может быть и зависть, и ревность, и сребролюбие, и что угодно. Но они не обязательно принимают характер открытого или даже осознаваемого конфликта.
Человек может не понимать, что он находится в таком состоянии, и именно непростота отношений, как лакмусовая бумажка, указывает на то, что надо что-то делать.
Долги
Вообще в реальной жизни чаще сталкиваешься с примерами неумения простить. В основном – денежные долги. Сложно объяснять людям, что раз Господь не отдает тебе долги с этим человеком, значит, так надо.
Я знаю, что некоторые церковные, серьезные хорошие люди очень трудно прощают, если это затрагивает их не просто лишние деньги (если человек дал, и их ему не вернули, это легко принимается), а те, которые самому нужны.
Причем заемщик брал «на недельку», и человек, чтобы помочь ему, сам занял у бабушек-дедушек-знакомых приличную сумму. Но вот проходит год, другой, а заемщик не отдает, не отвечает на звонки.
И вот приходит такой человек, которому не отдают долг, ты долго говоришь, объясняешь, что это внутреннее непрощение сказывается разрушающе на самом человеке, как любая страсть. Денег это все равно не возвращает, а человеку становится внутреннее только хуже.
Собеседник вроде бы соглашается, оставляя надежду, что хоть в какой-то степени простит. Но нет, проходит несколько месяцев, он опять приходит и вываливает на тебя кучу горя, обиды и непрощения.
Прощение матери
Если говорить о запоминающихся случаях прощения, то это отношения матери и ребёнка. Даже отец простить бывает не в состоянии.
Знаю тяжелую ситуацию, когда выросший ребёнок стал наркоманом и сменил пол. Мать пытается как-то помогать ему, а отец категорически против, запрещает матери общаться: «Это не наш сын теперь и вообще не человек». Мать живет в состоянии отчаяния уже много лет. Но сын для неё все-таки остаётся сыном.
Это и пример материнского прощения, и родительский инстинкт, когда ребёнок принимается любым (то есть грех не принимается, а сам несчастный человек за ним – да). С другой стороны, отец, страдая, не сумел найти в себе сил для этого приятия…