«В меня полетели обломки и осколки»
— Под заметками о том, что ты помогал спасать людей после взрыва газа, появился такой комментарий: «Глупый поступок, мог сам погибнуть. Надо звонить в МЧС и думать головой». Что бы ответил?
— МЧС мы вызвали сразу, но отчасти и прав этот человек — это было очень рискованно. Сейчас, «на трезвую голову», понимаю: может быть, и не стоило. Но когда я увидел, что произошло, сердце сказало помочь. Там все ощущается по-другому.
Когда у тебя адреналин зашкаливает, ты ни о чем не думаешь. Была только одна мысль: «Я отделался, надо помочь другим».
— Как все произошло?
— Я ехал в школу, вышел на остановке, снял наушники и пошел по тротуару, а потом по тропинке около того дома. Просто иду — и вдруг взрыв. Сразу же присел, в меня полетели обломки и осколки, но я остался цел, потому что было очень холодно, около –25, а я был тепло одет.
На несколько секунд меня оглушило, я ничего не слышал и отбежал оттуда метров на 40. Подбежала женщина, спросила, цел ли я. Она стала вызывать МЧС, я кинулся смотреть номер дома и крикнул ей, а потом побежал по подъездам будить жильцов. Получалось так, что я выбегал из одного подъезда и забегал в другой, а из того выходили люди.
Взрыв был во втором подъезде, но задело и левую часть третьего — на четвертом и пятом этажах дымилось. Я почувствовал запах газа, начал успокаивать дыхание, чтобы меньше дышать, и натянул маску. Иногда задерживал дыхание — на всякий случай. Этому меня научили на ОБЖ. У нас очень интересный учитель, он не дает скучную теорию, а сразу ставит перед фактом, что тебе это точно пригодится.
Дальше я забежал, постучал — никого не было. Вернулся на улицу, в это время подошли мужчины из соседних домов и сказали, что у них выбило стекла. Под завалами мы нашли женщину, она была тепло одета — видимо, собиралась выходить из дома. Сначала с ней разговаривал один из этих мужчин, но, кажется, она его не слушала. Потом подбежал я. Там была щель, сквозь которую пролезала рука, но вытащить женщину было никак нельзя. Я поговорил с ней, сказал, что скоро приедут спасатели и все будет хорошо.
Еще одного пострадавшего нашли под лопнувшей арматурой, мы впятером ее отогнули и держали, пока двое вытаскивали этого человека. Он оказался мертв, на нем все сгорело. Я аккуратно отодвинул его с дороги.
— Что у тебя внутри происходило?
— Я как будто ничего не чувствовал. К тому же в это время приехала первая пожарная бригада, мы сразу сказали, что под завалами женщина, но без спецтехники было ее не вытащить. Бригада подогнала машину поближе и начала тушить пожар — уже было сильное возгорание. И через минуты две приехало МЧС.
А дальше мы помогали выбираться женщине лет пятидесяти с первого этажа. Меня подсадили, я залез в окно кухни. Женщина была в шоке от того, что все потеряла. Я взял у нее два больших пакета и помог вылезти из окна, а мужчины приняли ее на улице. Приехала полиция, оцепила территорию, сказала всем гражданским выйти. Я отдал пакеты и пошел в школу.
«Кажется, я все еще не пришел в себя»
— Не слишком очевидный выбор. Я бы после такого домой пошла.
— Просто до школы ближе. Мне до дома надо было бы садиться на автобус и ехать еще где-то полчаса. А так оставалось буквально три минуты пешком. Тем более, холодно, а я весь мокрый и грязный.
В школе, конечно, все удивились: меня немного трясет, глаза выпучены. А наш учитель физики всегда просит, чтобы мы отчитывались, почему опоздали. Я говорю: «Слышали, был взрыв недалеко?» — «Ну да, у нас стекла походили». — «Я оказался там и чуть-чуть помог».
Потом сижу на уроке и понимаю, что у меня очень болит бок и не слышит одно ухо. Позвонил родителям, сказал, что надо сходить к врачу, провериться.
— Как они отреагировали?
— На самом деле, до этого по дороге в школу я уже написал им, что случилось. Они начали переживать, спрашивали, все ли со мной хорошо — первое время вообще ведь никто не знал, что там произошло: просто слышали взрыв, во всех частях Новосибирска видели столб дыма.
Родители сказали: «Если ты был бы с нами, мы бы тебя не пустили забегать в подъезды». Но не ругались. Наоборот, похвалили, что я помог людям.
— Сколько ты приходил в себя после того дня?
— Мне кажется, я все еще не пришел. Сейчас каждую неделю занимаюсь со школьным психологом. Я же много участвую в разных мероприятиях, она часто меня видит. И вот написала: «Костя, что-то не то, приходи ко мне». Я хожу, разговариваю…
Меня не отпускает, что я там находился. Все равно в мыслях прогоняешь тот день. Вроде было и было, пора забыть. Но не получается. Все говорят, мне повезло, что я хожу на лыжные тренировки пять-шесть раз в неделю, они полностью отвлекают. А слух полностью восстановился где-то за неделю.
«Не все в математическом классе лютые математики»
— Ты учишься в волонтерском классе, почему именно там и что в нем особенного?
— Я перешел в этот класс после девятого, потому что он физико-математический. Параллельно он считается и волонтерским. Из-за того, что мне нужны физика, математика и информатика, автоматически я стал учеником и волонтерского класса.
Не то чтобы я всего себя посвящаю волонтерству. У меня очень много времени уходит на тренировки — я занимаюсь лыжным спортом, часто приходится уезжать на сборы, поэтому я просто на подхвате. Некоторые одноклассники каждую неделю ходят куда-то, а у меня такой возможности нет. С радостью могу собрать крышечки, бумагу, помочь ветеранам, но не всегда это получается.
— Почему ты хочешь поступать на IT?
— Сфера IT очень широкая. Можно пойти в связь, регулировать мобильные сети. Можно спокойно пойти в кибербезопасность, в разработчики. Что будет получаться, тем и займусь.
Последнее время мы часто на информатике пишем какие-нибудь массивы… Это структура данных, которая хранит упорядоченный набор однотипных элементов. Представьте, что в дневнике выставляют отметки и вычисляется средний балл. С массивами похожая история, только у вас может быть, например, 250 тысяч значений. Я до конца еще сам не знаю, для чего это, но мне просто нравится.
— Как ты понял, что тебе надо в точные науки?
— Не уверен, что математика мне ближе всего. Я просто решил, что это лучше. Мама вообще считает меня гуманитарием. А я вроде и не гуманитарий, и в математике не выделяюсь. Ни туда ни сюда. Не все в математическом классе лютые математики. Пока не могу даже сам разобраться, кто я больше.
— Уже начал готовиться к ЕГЭ?
— Сейчас я в 10-м классе, с октября стал с репетитором готовиться к профильной математике. Хожу к нему два раза в неделю и еще самостоятельно занимаюсь, когда есть время. Геометрия дается мне со скрипом, а где вычисления — нормально. Задачи на вероятность, финансовые задачи идут как по маслу, а вот геометрию… не одобряю (смех).
Математика в школе и математика у репетитора — две разные вещи. То, что мы проходим в школе, иногда не нужно для ЕГЭ.
В школе говорят, что надо решать вот таким способом, а репетитор рассказывает про более короткие пути. Я считаю, самому здесь нереально подготовиться, если ты не истинный математик.
— Как ты учишься? Важны ли для тебя оценки?
— Я хорошист, в четверти у меня без троек. Четверки в основном по математике, английскому, информатике, русскому, литературе, химии. В аттестате за 9-й класс стоит четверка по ИЗО.
У меня нет комплекса, что нужно быть только отличником, но летом бывают порывы: «Ну все, надо на отличника идти». Проходит сентябрь, и ты такой: «Хоть бы хорошистом остаться». Конечно, хочется быть отличником, и мне все учителя говорят, что я могу им стать. Но из-за спорта мне просто не хватает времени, и вообще я иногда ленюсь.
«Ночами спать не буду, но лыжи не брошу»
— Лыжи для тебя — это способ классно время провести или что-то большее?
— Спорт — это как наркотик. Пропущу несколько тренировок, и уже не могу… Вот я заболел, к примеру. Меня только выписали, дали справку с освобождением, а я в тот же день иду на тренировку.
Когда я был в первом или втором классе, тренер из секции лыжных гонок предложил попробовать, и мне очень сильно понравилось. Я занимаюсь профессионально, часто езжу на соревнования. На межрегиональных не добиваюсь вау-результатов, обычно на шестом-седьмом месте. В области могу блистать, могу плохо пробежать. Мой уровень выше среднего, но до элиты еще не достаю.
— А надо?
— Да! Вот здесь хочется очень сильно… У меня есть кумир — олимпийский чемпион, лыжник Сергей Устюгов. Он вдохновляет меня тренироваться. Ему 30 лет, и он все еще бегает на очень хорошем уровне.
Все равно учеба — это главное, но спорт тоже для меня важен, я не могу представить, что буду только учиться.
— Почему тебе тогда не пойти в профессиональный спорт, зачем над геометрией ломать голову?
— Рискованно. А вдруг не получится?
Спорт — это лотерея, где очень маленький шанс на победу. В России такая бешеная конкуренция, что один из десяти тысяч человек сможет пробиться на вершину.
У меня был выбор, что делать после девятого класса. Можно же пойти в училище олимпийского резерва, что и сделали многие мои друзья. А я не пошел. Мой тренер всегда говорит: «Может быть, олимпийским чемпионом ты не станешь, но человеком быть обязан».
У меня учеба и спорт наравне, стараюсь успевать там и там. Но я не собираюсь бросать лыжи и после школы: хочу выступать за вуз, поехать на Универсиаду — если, конечно, допустят.
— А в 11-м классе ты что будешь делать, когда впереди ЕГЭ, а у тебя каждый день тренировки?
— Буду ночами не спать, но лыжи не брошу. Возможно, не шесть раз буду ходить, а пять.
— Сколько одна тренировка длится?
— Часа полтора-два, летом бывает и по три-четыре. Я думаю, что получится совмещать спорт с подготовкой к экзаменам, потому что организм адаптировался к таким нагрузкам. Раньше, когда приходил с тренировки, часа через два наступала сильная усталость, хотелось просто лечь и лежать. Так было где-то до прошлого года. Теперь придешь, поешь, отдохнешь и делаешь уроки. Наоборот, если не сходил на тренировку, ленишься и ничего не хочешь делать.
— Что говорят по этому поводу родители? Они интересуются твоей учебой?
— Они поддерживают и считают, что спорт — это хорошо. Конечно, следят, чтобы я не расслаблялся. Домашнюю работу за мной не проверяют, но спрашивают: «Ты сделал?» — «Да, сделал». Но «принеси-покажи», такого нет. Просто напоминают, и все.
— А если факультет IT не понравится и надоест, что потом?
— Такого не может быть. Если я что-то начал, то заканчиваю. Никогда не бросаю дело на полпути. Думаю, все будет нормально.
«Я не вижу себя винтиком в механизме»
— Откуда в тебе столько воли? Неужели не хочется иногда просто в YouTube зависнуть на видео с котиками?
— И такое бывает. Но я научился останавливать себя. Может быть, дело в компании. Большинство моих друзей — лыжники. Мы не умеем сидеть дома, постоянно куда-то ходим. Если нам сказали отдохнуть три дня, через день мы уже пишем друг другу: «Может, побегаем или покатаемся?»
— Такое впечатление, что ты очень правильный мальчик. На лыжах бегаешь, учишься хорошо, людей спасаешь. Где подвох?
— Я очень капризный, мне много чего не нравится, но я об этом не говорю, потому что считаю это неправильным.
— Например?
— Скажем, едем мы на сборы, заселяемся в гостиницу, не нравится цвет занавесок в комнате — и сразу же пропадает желание там спать… Потом настроение другое — и вроде они уже кажутся симпатичными. В общем, если что-то не по-моему, я недоволен. Иногда это плохо. Все зависит от настроения. Могу просто закрыться от людей и ни с кем не общаться неделю-две. Даже если иду на тренировку, ни с кем не поболтаю: уеду в лес и буду там кататься.
Еще я непослушный. Скажут на тренировке проехать четыре круга по пять километров, а я не хочу. Вместо этого проеду два круга по десять. И все время спорю, а тренер говорит, что я слишком самостоятельный. Он же пишет план, знает, что для нас важнее, а я делаю наоборот.
Но самое плохое качество — я часто опаздываю. Если пришел вовремя, все аплодируют. Вообще стараюсь с этим бороться и сам себе говорю: «Ты не один, вокруг тебя мир не вертится». Вроде получается.
— Каким ты себя представляешь лет через десять?
— Как говорят друзья: «Его надо в президенты». Я часто руковожу процессом. Второй год я староста класса. Сначала был старостой одного, потом другого, с незнакомыми людьми. Если надо, могу с учителями поговорить по поводу какого-нибудь одноклассника, поручиться за кого-нибудь, какие-то проблемы решить в параллели или в классе.
Обычно в школе ребята любят разбиваться на группы, кто с кем дружит. Я не с теми и не с другими, стараюсь как мозг всех соединять.
— Ты одиночка?
— Нет, просто считаю, что надо общаться со всеми, и стараюсь, чтобы конфликтов у них было меньше. Ответственность меня не напрягает, мне это интересно. Конечно, бывает, кто-то доволен, кто-то нет, одни меня ненавидят, другие любят, но это со временем проходит — и мы опять начинаем нормально общаться.
— А ты сам как видишь свое будущее?
— В любом случае останусь в России. Если честно, хочется работать в правительстве или на высокой должности, условно, в «Яндексе». Я не вижу себя винтиком в механизме. Винтиком тоже хорошо быть, если тебе это нравится, но мне интереснее руководить процессом и его анализировать.
Самое главное, что вопрос не в деньгах. Просто хочется отличаться от других.
Если бы я работал в правительстве, во-первых, я бы хотел обогнать промышленность, которая была еще в СССР, и вернуть все рабочие места, потому что действительно очень много чего закрылось. Во-вторых, привлекал бы иностранный капитал. Это и так стараются делать, но хотелось бы больше. В-третьих, выделял бы больше денег на спорт, на постройку сооружений: не площадок во дворе, а центров спортивной подготовки, у нас их очень мало.
И, конечно, сделал бы многое, чтобы лучше развивалась моя Сибирь. Здесь такие богатые ресурсы, что можно построить хорошую экономическую базу и развивать ее — чтобы не только добывались газ и нефть, но и работали предприятия. Надеюсь, что-то однажды получится.