Как именно любит нас Бог
…Я качал дочку. Точнее, она, словно маленькая панда, лежала на моем предплечье, расслабленно свесив ручки и ножки, блаженно посапывая. Конечно, ее четыре килограмма веса могли более чем комфортно расположиться на руке стокилограммового отца-спортсмена. Мою супругу подобное всегда умиляло: «Ты такая глыба, что она в твоих руках кажется еще меньше!» А мое сердце замирало от счастья и любви к этому теплому комочку нежности. В такие минуты хочется лишь одного — чтобы мои дети были безмятежны и счастливы.
И однажды меня осенило (бывают в нашей жизни подобные озарения — вроде бы и знал раньше, читал, сам другим рассказывал, но, оказывается, до конца не понимал).
Так и сейчас меня озарило, что если я со всеми своими грехами и прочим несовершенством могу так любить своих детей, как же тогда Бог любит Свое творение и Своих детей — нас, людей!
Да, я знал это раньше, но в этот момент знание стало, как говорили древние, эмпирическим, то есть основанным на реальном опыте.
И правда, разве может Он любить нас меньше, чем мы любим своих детей? Даже сам акт творения был начат Богом из стремления разделить с нами Свое блаженство. Он не нуждается в нас, но любви свойственно изливаться, поэтому Тот, Кто Сам является любовью, сотворил материальный мир, чтобы дети Его могли приобщиться любви и блаженства. Или, проще выражаясь, чтобы были счастливы.
Да, взирая на окружающую действительность, это трудно понять. Еще труднее — поверить в это. Но вспомним историю первых людей: живут Адам и Ева в раю и наслаждаются счастьем. Им принадлежит весь сотворенный мир и даже древо познания добра и зла, которое, как оказалось впоследствии, являлось орудием выбора или способом проявления свободы. Бог творил человека по Своему образу и подобию, поэтому наделил его и свободой, как одним из самых главных собственных качеств.
Божественная «Угадайка»
Сегодня, проходя свою череду бед, скорбей и искушений, некоторые невольно вздыхают: «Да на кой ляд нам эта свобода? Лучше бы нам ничего не выбирать, а просто быть…» Но, лишившись свободы сейчас или не получив ее тогда в раю, человек лишился бы богоподобия, превратился в слепое орудие. Венец творения стал бы механизмом, роботом. Поэтому Адам и Ева, проходя мимо древа познания добра и зла, делали свой выбор, постоянно проявляя свою свободу.
Скептик спросит: какую свободу, если они зла не знали? Ответим — так и зла сначала не было. Бог предложил Своим детям положительный путь саморазвития: постоянно совершенствуясь в добре, восходя от силы в силу, люди и ангелы должны были со временем понять, что то, что не является добром, является злом. В богословии это называется апофатическим путем познания, когда мы, не постигая сути предмета, получаем представление о нем через отрицание.
Есть такая детская игра «Угадайка» — когда нельзя называть черты предмета, но можно отсекать лишние предположения. Так и разумные существа (люди и ангелы), постигая добро и не приобщаясь зла, могли постепенно получить представление о зле, его природе и последствиях. То первозданное удержание от зла, на самом деле, было проявлением неповрежденной свободы.
Но люди и часть ангелов выбрали другой путь, решив пойти отрицательным путем познания. Ангелы — возгордившись, а люди — вкусив от запретного плода, встали на путь познания прежде всего зла. Сейчас мы сначала полной ложкой хлебаем его и сопряженные с ним беды, скорби, болезни, смерть, чтобы в какой-то момент понять, что то, что не является злом, является добром и именно его ищет наше существо.
«И жили они долго и…»
Грехопадение было страшной трагедией, ужасающей изменой детей своему Отцу. Сегодня мы несколько вульгарно понимаем изгнание из рая. По-моему, правильнее было бы представлять его как исхождение — когда обличения совести не позволяют Адаму и Еве остаться в Эдеме. Именно такими, терзаемыми совестью, они изображаются в иконографии и большинстве живописных работ: взрослые люди, так искренне и по-детски переживающие муки совести.
И Бог не проклинает, Он просто констатирует произошедшие изменения. Более того, дает надежду, что «семя жены некогда сотрет главу змия». Отец не изменяет в Своей любви к нам, даже обманувшим Его, и оставляет Свои дары, одним из самых ценных из которых является свобода.
Более того, Творец делает сначала совесть, а потом заповеди способом становления на путь исцеления нашей поврежденной природы для тех, кто осознанно или интуитивно будет искать возвращения на путь положительного познания и развития богоподобия.
Да, снова представляю кривую ухмылку скептиков: «Заповеди — путь свободы! Ха!» Но именно так.
Желая нас уберечь от лишних бед, Бог указывает в первых пяти заповедях, что нужно делать, чтобы достичь долголетия и счастья, а в последних — чего нужно избегать, чтобы не лишиться достигнутого. Помните, как заканчивается пятая заповедь? Правильно: «И счастлив ты будешь, и долголетен…»
А теперь вспомните, как мы заканчиваем большинство сказок. И снова правильно: «И жили они долго и счастливо…» Заканчиваем такими словами, потому что именно этого более всего желает наша душа, именно с этим стремлением сотворил нас Господь!
Просто убьет, и всё
Верующие глубоко убеждены, что заповеди — это не ограничение свободы, а действие Божественной любви, указующей правильный путь и предупреждающей об опасностях.
Для примера вспомните надписи на электрических будках и трансформаторных щитках. Там всегда написано страшное: «Не влезай, УБЬЕТ!» И рожу еще такую противную костлявую нарисуют. Но что это на самом деле — запрет или предупреждение? Если бы был запрет, тогда штраф бы еще написали и взимали его в пользу казны. А здесь нет, просто УБЬЕТ, и всё.
Ах да, милый скептик снова аргументирует: систему штрафов можно усмотреть в ветхозаветных текстах. Но это не штрафы, а детализированные предупреждения на случай детских вопросов типа, «что будет, если я…»
Ведь Богу наши «духовные штрафы» не нужны. Он не нуждается ни в наших молитвах, ни в жертвах, ни в постах, ибо говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13).
По этой же логике сегодня борются с курением, когда на пачках сигарет изображают поврежденные органы. Хочешь курить? Кури, но знай, что курение убивает через такие-то болезни. Вот и Господь в заповедях предупреждает о смертельных опасностях, описывает симптомы духовных (ведущих впоследствии и к телесным) болезней и указывает способы возможного решения.
Давайте вспомним, сколько святых прошли путем греха и после покаяния достигли духовного совершенства. Они, как и все люди, были призваны к святости и совершенству, но Бог не лишал их свободы в грехе, а терпеливо ждал, указав путь исправления в заповедях. Апостол Павел говорил, что все христианину можно, но не все полезно и не все созидает. Поэтому каждый из нас ежедневно делает свободный выбор, как он будет познавать этот мир — путем положительным или отрицательным.
Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.