Что общего между дорожной разметкой и выборами в парламент? В поведении водителей VIP-персон на дороге и православных активистов на частной гей-вечеринке? Наблюдениями за тенденциями нашей жизни делится Андрей Десницкий.
Актриса Марина Голуб погибла в аварии, каких происходит в нашей стране немало — и не будь она известной актрисой, никто бы и не обратил внимание на обстоятельства дела. Как это вышло, если отвлечься от громких имен, детективных сюжетов и обращений к мировому сообществу?
Да очень просто: лихач на очень крутой машине летел с дикой скоростью по ночному городу, на светофоре не стал притормаживать, а наперерез ему поехал — может быть, чуть раньше и чуть быстрее, чем следовало — частный извозчик на обычной машине. В результате лихач отделался ссадинами и ушибами, в другой машине — два трупа.
Говорят, теперь может оказаться так, что вина была обоюдной: да, лихач превысил скорость, но другой водитель рано стартовал. И даже выясняется, что лихач не зря скрывался поначалу от следствия: если он был пьян или под наркотой, то теперь этого уже никак не докажешь, а без такого доказательства наказание ему будет менее суровым.
Вина, может, и обоюдная, но по справедливости — никак не равная. Один, допустим, рано стартовал, допустил небрежность — другой заранее на всех плевал, несясь по ночному городу с безумной скоростью. Он если бы и захотел остановиться на красный свет, уже бы не смог. Авось проскочу…
Таких лихачей видишь на улицах наших городов буквально ежедневно. Они обгоняют по встречке в местах с ограниченной видимостью, «вышивают» в плотном потоке, несясь со скоростью вдвое большей, чем все, и втискиваясь в любое свободное пространство, и т. д. Глядя на такого водителя, понимаешь: всё будет в порядке ровно до той поры, пока остальные водители сосредоточены и внимательны, а техника безотказна.
Малейшая ошибка, малейшая неисправность — и будет авария, причем не с побитыми бамперами, как в обычном случае, а с трупами. И что особенно важно, трупы будут в других машинах, потому что лихачи, как правило, ездят на очень хороших тачках со всеми мыслимыми системами безопасности. Они играют со смертью — но не со своей, а с чужой.
Поневоле приходит на ум еще одна резонансная авария, случившаяся два с лишним года назад на Ленинском проспекте: лобовое столкновение очень крутой машины (ссадины и ушибы) и другой, обычной (двое погибших). Виновной, по старой традиции, сходу объявили погибшую женщину.
Потом были другие экспертизы, и самой убедительной лично мне кажется такая версия: крутой водитель привычно и вполне сознательно ехал по разделительной, потому что его босс опаздывал на работу. Другую машину или слегка занесло, или еще что-то случилось — и она тоже попала хотя бы краешком на эту самую разделительную полосу. Формально это тоже обоюдная вина… Но снова не равная.
Наши дороги далеко не идеальны, а правила не предусматривают всех мыслимых ситуаций. Но в них заложен очень важный принцип: общее пространство безопасности. Желтый сигнал светофора, разделительная полоса, дистанция между автомобилями в потоке и многое другое предназначены именно для того, чтобы мелкая погрешность или неисправность не приводили к аварии, чтобы была возможность завершить маневр, уклониться от столкновения или затормозить. И аварии происходят либо в результате грубой ошибки, либо когда складываются несколько мелких причин в одном месте и в одно время.
Но всё это ровно до тех пор, пока один из водителей не приватизирует это пространство безопасности. Разделительная полоса? Так это на самом деле «резервная полоса для спецтранспорта», то есть для особо крутых (в обсуждении того ДТП на Ленинском так многие и говорили, хотя в Правилах такого понятия просто не существует). Желтый сигнал? Он лично для меня зеленый. Дистанция в потоке? Это чтобы мне было куда втиснуться, в трех сантиметрах от соседей. И кто не успел, кто не сообразил — тот лох.
Так можно ездить годами — пока нет трупов. А если ты по-настоящему крут, то даже и после того, как они появятся. Но, к сожалению, они появятся рано или поздно при таком стиле вождения обязательно.
И добавить я бы хотел еще вот что… Не только на дороге существует это пространство общей безопасности. Оно есть и в частной, и в общественной жизни, и в бизнесе, и в политике. Мы все движемся в разных направлениях, с разными целями, на разных средствах передвижения.
Столкновений, к несчастью, невозможно полностью избежать — но можно их минимизировать, а главное, сделать так, чтобы в них обходилось без человеческих жертв. Для этого в обществе существуют свои «пространства безопасности» — например, выборы как способ цивилизованной борьбы между различными партиями и группами, или охраняемые полицией митинги как способ выражения недовольства со стороны тех, кто не у дел. Наконец, просто правила хорошего тона.
И первейшее средство общественной безопасности, как ни странно это может прозвучать — частное пространство для каждого человека, возможность устанавливать на нем свои правила игры. Двигаться в нужном для тебя направлении с разумной скоростью, не опасаясь, что малейшее движение влево или вправо приведет к немедленной аварии, и что сзади к тебе тут же пристроится кто-то очень крутой и будет сигналить: «прочь отсюда, это моя полоса».
В такой нервозной обстановке нетрудно допустить ошибку на ровном месте. Главное, нужно понять: пустое пространство вовсе не обязательно предназначено для того, кто его первым его займет, кто круче или наглее всех. Оно предназначено для любого, кому придется резко тормозить или уходить от аварии — и от этого выиграют все.
Вот это пространство как-то стремительно стало сужаться в последнее время. Новейшее законодательное творчество, правоприменительная практика, боевая риторика по всем СМИ (и от власти, и от оппозиции) — всё это очень похоже на действия того самого лихача, который занимает свободное пространство для личных нужд.
Разделительная становится «резервной полосой для спецтранспорта», и особое начальство будет определять, кому положено по ней мчаться, а кому — нет. Нет, никого специально не старается задеть, каждый уверен в собственных силах и внимательности, и рассчитывает, что другие тоже будут двигаться предельно аккуратно и внимательно, а главное — строго по его правилам.
Только не у всех есть такая большая и тяжелая машина, не у всех — по десять подушек безопасности. И для одного ценой малейшей ошибки могут стать синяки и шишки, а для другого — жизнь.
Всё это напрямую касается и церковно-общественных отношений. Мы справедливо возмущаемся, когда протестное политическое шоу устраивают в православном храме, но когда православная общественность вдруг начинает силой наводить свои порядки на частной гей-вечеринке, это ведь явление совершенно того же порядка. Что те, что другие пытаются навязать свои правила тем, кто об этом совершенно не просит: проскакивают на запрещающий сигнал, лезут в чужой ряд.
Думаю, самое важное для нас сейчас — это учиться вежливости и сотрудничеству на дорогах, без этого просто ничего не получится. Причем не только на асфальтовых дорогах, но и на всех иных путях, по которым приходится нам странствовать в земной нашей жизни. Да, цели и средства передвижения разные, да, направления могут быть противоположными, но пространство безопасности должно быть общим. Если не сумеем его сохранить — рано или поздно обязательно будут трупы.
И тот, кто едет на самой дорогой и тяжелой машине, у кого больше всего подушек безопасности, тот по справедливости на себя должен и ответственности взять намного больше, потому как случись что — не ему погибать.
Читайте также:
ДТП, или Дорогой мой незнакомый человек