Довольно сложно написать о книге, содержание которой знаешь ещё до того, как открыла. С книгой игумена Нектария (Морозова) «С надеждой на Встречу», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, у меня получилось именно так. Получилось по одной простой причине: в книгу вошли статьи разных лет, абсолютное большинство из которых я читала в сети
Удивительное чувство. Читаем мы в сети небольшие статьи, и порой возникает ощущение, что не читаем ничего: ну что такое прочесть статью? Мелочь. А сборник этих статей — целая книжка. Оказывается, сколько прочитано-то! А уж написано… На целую книжку.
О чём эти статьи? Как сказал на встрече с читателями в Сретенском монастыре сам игумен Нектарий: «Все, что вошло в эту книгу, было написано из соображений эгоистических, то есть для самого себя. Бывает, что иногда приходит осознание каких-то очень важных вещей, а потом всё это совершенно забывается. А когда пишешь, то понимаешь, что можешь к написанному возвратиться. Иногда перечитываешь написанное тобой в другое время, в другом состоянии и можешь даже не угадать, что это ты писал. И порою такое слово оказывается полезным для самого человека, его написавшего».
В общем, перед нами — заметки о важном, мысли и наблюдения автора, которыми он решил поделиться с читателями. Так, здесь есть заметки о церковных праздниках, например, очень трогательная статья «Словно младенец на руках у Младенца», написанная к Рождеству Христову, в которой автор описывает свои размышления у иконы этого праздника. О беззащитности Христа, о нашем стремлении защититься от Него и о том, как ожесточается от этой вечной борьбы наше сердце.
Или статья «Цена объятий», относящаяся к Неделе о блудном сыне. А вы знаете, как выглядят объятия Отца? Не того, из притчи. Те объятия христиане, конечно, представляют. Думаю, большинство из нас, услышав слова «возвращение блудного сына», сразу вспоминает Рембрандта и руки отца, обнимающие сына. Но ведь в этот день мы все себя называем блудными сыновьями и дочерями, верно? Мы думаем о том, что сами именно такие, и вернулись ли мы в Отчий дом — зачастую открытый вопрос. А автор дает нам очень ясный и четкий ответ. «В каждом храме есть икона этих объятий, единый их и ничем более не заменимый образ». Нет, не про гравюры с эпизодами этой притчи говорит игумен Нектарий и тем более не о Рембрандте…
«Я про Распятие… Вот они — «объятия Отча». Руки, пронзенные гвоздями и ко Кресту прибитые, струйки Крови, стекающие на землю. Руки, готовые объять весь мир и весь мир обымающие.
Ради чего все именно так? Почему по-другому нельзя — без гвоздей, Крови, Креста? Никто ведь и из святых отцов, учителей церковных не дает единого ответа, почему такие страдания, почему такая смерть…
…Кажется, и для того тоже, чтобы мы заметили. Заметили и поверили, что Любовь, Которая и такую цену не усомнилась заплатить за возлюбленных и таким образом для всех открыла Свои объятия, ни от кого, и от нас, в том числе, не отвратится. Для того, чтобы мы могли преодолеть страх, стыд, отчаяние. Чтобы решились поверить: Он всегда ждет нас, что бы мы ни наделали, что бы ни натворили, как бы далеко ни ушли».
Еще одна из таких статей — «Место встречи. Крест». Написана она к Крестопоклонной неделе Великого поста. Я не уверена, что этот текст можно читать спокойно. Я и написать спокойно о нем не могу. Он одновременно про наше одиночество и про то, что никакого одиночества нет. Всегда, каждый момент нашей жизни с нами Тот, Кто и Сам был оставлен людьми. А встретиться мы можем там… где Его все оставили. И не должны эту встречу пропустить.
«Нуждаемся ли мы в том, чтобы разделить с кем-то радость, которую посылает нам Господь? Если мы не эгоисты до какой-то самой последней меры, то да, разумеется, нуждаемся, как не нуждаться! Но насколько велика эта нужда, насколько остро мы ее ощущаем? Если радость останется лишь нашей и больше ничьей, она немного померкнет, потускнеет, но что-то от нее да сохранится. Что-то, утешающее и ласкающее душу.
Другое дело скорбь. Вот тут точно есть необходимость в поддерживающем, подкрепляющем, а главное — в том, кто именно разделит ее с нами, то есть возьмет на себя какую-то часть ее тяжести, облегчит для нас нашу ношу. Кто? Те же близкие, родные люди? Пусть они будут поблизости, пусть сочувствуют, сопереживают нам. Пусть помогают, утешают… Благодарим их за это! Но где скорбь — только в обстоятельствах и каких-то событиях? Нет. Она глубоко в нашем сердце. Так глубоко, что не сойдет туда, в эту бездну, в этот личный, земной, временный ад с нами никто. Никто, кроме Того, Кто сходил в ад настоящий».
Есть в этом сборнике и статьи о том, что такое христианский пост, для чего он нужен, и почему не стоит так часто повторять распространенную и даже затертую уже цитату: «Постимся постом приятным». Не стоит потому, что это не полная цитата, и смысл от этого сокращения искажается.
Не обошел вниманием автор и тему греха. Одну из этих заметок я как раз не читала раньше. Называется она «Право на грех». Как назло, прочитать я ее решила сразу же, как книга попала ко мне в руки. Сижу в кофейне, пью, кажется, эспрессо, читаю и начинаю смеяться в голос.
«Или к экзаменам надо готовиться, а в компьютере книга, скачанная из Интернета, до которой давно добраться не терпится. Ну хоть страничку прочесть… десяток… еще одну главу до конца дочитать… И вдруг оказывается, что и день прошел, и вечер наступил, и ночь пролетела… А учебники и конспекты, где были открыты, там открыты и остались. И непонятно, что на экзамене говорить, как отвечать, что там вообще делать. Искать, кто подскажет, выкручиваться, выпрашивать у преподавателя «троечку»? Позориться в общем…
Всегда есть начало греха, без которого и его бы самого не было. Стоит первый шаг сделать, а потом — как под горку, быстрее и быстрее. Схема в общем понятна. Непонятно другое: как получается, что мы знаем, много раз на собственном горьком опыте убеждались во всем этом и все равно — делаем первый шаг? Ведь известно же, к чему он скорее всего приведет… Получается, что мы просто сами даем себе право на… грех».
Ну про меня ведь написано! Точно ли автор никогда не видел, как я готовилась к экзаменам, забыв про конспекты и учебники и увлеченно погрузившись в книги не по теме?! Нет, невозможно, точно никогда не видел. Но откуда-то знает, что все было именно так! Однажды перед экзаменом, кажется, по русской философии я «зависла» с «Историей любви» Сигала (причем тут, спрашивается, русская философия?). А с конспектами — не сложилось… Шутки шутками, смех смехом, а немного грустно. Грустно от того, что все точно и ясно подмечено. Именно так, как и бывает в нашей жизни.
По большому счету, в этом и состоит главный ответ на вопрос, почему эту книгу стоит читать. Все эти заметки написаны легким, прекрасным слогом. Часто их совершенно невозможно читать без улыбки: автор умеет шутить удивительным образом — спокойно и очень по-доброму. Наверное, оттого, что шутит… и над собой тоже.
А еще эту книгу стоит читать для того, чтобы вновь и вновь задуматься над вопросом о встрече с Богом. Почему-то эта фраза кажется нам затертой. Верующие предполагают, что встреча с Богом уже состоялась, неверующие зачастую воспринимают ее как некую красивую, ничего не значащую фразу. Но встреча с Богом — это не заклинание, не банальный и бессмысленный набор пустых слов. Встреча с Богом, стремление к ней, возвращение к Нему снова и снова после ошибок и падений и упование на главную Встречу — все это и есть главные, самые важные на свете вещи, которые и есть настоящая, полная, прекрасная жизнь.
P.S. В этой книге, как ни странно, есть статья, по поводу которой я испытываю самую настоящую зависть одного пишущего автора — к другому. Бывает такое чудное чувство: «Ну почему же не я это написала?». Вот и с «Размышлениями в полете» было именно так. Именно с этого текста я бы предложила начать читать тем, кому не близко остальное. На самолетах летают многие, и мысли там, в полете, у нас похожие…
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.