Прот. Александр Ильяшенко: Мера ответственности человека зависит от его общественного положения
Эта точка зрения порождает множество вопросов. Ответственны ли мы за гонения на Церковь в советское время? Ответственны ли православные за то, что сжигали старообрядцев? Ответственны ли атеисты за убийство царя?
Где границы коллективной ответственности?
Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря:
— Мера ответственности человека перед обществом во многом зависит от его общественного положения. Очевидно, что у главнокомандующего ответственность гораздо выше, чем у рядового солдата, и никогда они равны не будут: «Кому много дано, с того много и спросится». Но цель одна. Ее Сам Господь определил в Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16 ).
Вспомним преподобного Сергия Радонежского. Вокруг него, игумена маленького тогда монастыря, объединилась вся Русь. Простой иеромонах, руководивший небольшой монашеской братией, повлиял на всю страну и на ход мировой истории! Вот что такое «Так да светит свет ваш пред людьми»!
Глядя на наши дела, прославляют ли окружающие нас люди Отца Небесного? Нет, наоборот, мы видим, что хулят. Значит, это и о нас апостол Павел говорит: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24).
Если мы живем вопреки заповедям Божьим, относимся друг к другу хуже неверующих – малодушествуем, обманываем, осуждаем, то христиане мы только по названию, и именно мы повинны в том, что в обществе возникают антихристианские и антицерковные настроения. За это мы дадим ответ перед Богом. Об этой ответственности надо думать, а не о том, что другие живут не так, как бы этого хотели.
Жития святых являют нам высокий, прекрасный и четкий идеал. Каждый из нас должен стремиться соответствовать этому идеалу, но мы предпочитаем придумывать что-то аморфное, бесформенное, неопределенное и при этом еще осуждаем окружающих за то, что их поведение не соответствует, придуманным нами и даже толком не сформулированным критериям. Получается, что мы сами для себя критерий, а не Божьи заповеди.
Вопрос же о том, кто ответственен за трагедию России в XX веке, имеет простой ответ: такие же люди, как и мы. Но мы, может быть, даже и хуже, потому что пренебрегаем их достижениями, но повторяем их ошибки. Говорить же конкретно о ком-то кажется мне неправильным.
«О мертвых либо хорошо, либо ничего», — этот принцип сформулирован еще в Древнем Риме. Сформулирован язычниками, но я считаю, что он по духу соответствует христианским заповедям. А нас все время подталкивают к поклепу на тех, кто сам себя защитить не может. Эти люди уже давно предстали пред Богом, а нам надо думать, какой ответ мы Ему дадим, когда придет наш черед.
Христос начинает Свою проповедь с призыва к покаянию. Мы понимаем Его слова на свой лад и вместо того, чтобы изменяться самим, призываем к покаянию других, осуждая каждого, кто ведет себя, как нам кажется, неправильно. Но разве человек мера всех вещей? Сами-то ведем себя, как считаем нужным, не внимая ни Господу нашему Иисусу Христу, ни апостолу Павлу.
Поэтому удивляться нечему. Раз мы, христиане, не соответствуем тому, к чему призывает нас Господь и Его Святая Церковь, люди начинают хулить и нас, и Церковь. Хулят, потому что мы далеки от христианского идеала, и положение не исправить, показывая на других пальцем. Нечего переводить стрелки на других, это не только бесперспективно, но и разрушительно. На себя надо брать ответственность – «Я отвечаю за все», и каяться пред Богом в своих грехах.
Читайте также: