В субботу 8 ноября в день католического праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе древней Испании Толедо произошло значимое событие. После торжественной мессы архиепископ Толедо Браулио Родригез Пласа торжественно передал настоятелю Христорождественского прихода и строящегося храма св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде протоиерею Андрею Кордочкину бесценный дар — реликварий с частью главы святой мученицы Леокадии — покровительницы Толедо.
Два дня спустя, в понедельник 10 декабря — в день памяти святой мученицы Евлалии Меридской по григорианскому календарю — в кафедральном соборе Овьедо произошло похожее событие — в конце торжественного богослужения архиепископ Овьедо Хесус Сантс Монтес вручил о. Андрею реликварий с мощами святой мученицы Евлалии Меридской.
В знак благодарности и почитания святых неразделенной Церкви православными людьми, живущими в Испании, в оба собора были переданы иконы святых мучениц, написанные замечательным московским иконописцем Евгением Малягиным.
О значении этого события портал «Православие и Мир» попросил рассказать протоиерея Андрея Кордочкина:
Православная жизнь в Испании, как таковая, существует совсем недавно. Конечно, община Русской Православной Церкви существует в Испании с 1761 года, но массовая православная эмиграция пришла сюда лишь в последние полтора десятилетия. Я глубоко убежден в том, что наше будущее в Испании зависит от того, как мы осознаем свое прошлое. Конечно, какое-то будущее нас ждет — все-таки, Мадрид — европейская столица, кто-то будет приезжать, кто-то уезжать. Но каким оно будет?
Большая часть наших прихожан в больших городах — выходцы из Западной Украины. Кто-то приехал из России, кто-то из Молдавии, кто-то из Грузии. Но почему, если мы говорим о Православии, мы непременно устремляем взор на Родину? Почему нам стоит такого усилия думать о древней истории испанского христианства, как о нашей истории?
Для того, чтобы «Почаевский листок» не оставался главным духовным ориентиром православного христианина в европейском пространстве, нужно что-то делать. И мы обращаемся за помощью к древним святым, чтобы они помогли нам понять, что наша вера есть гораздо больше, чем наш обряд, наши традиции и местные верования. Мы с благодарностью принимаем мощи древних святых, как выражение нашего единства и общения с ними, их реального участия в нашей жизни.
Наша готовность принять в дар эти святыни и передавать иконы этих святых в католические храмы — знак того, что мы — не маргиналы по отношению к европейской этике и культуре. Православные люди — это не обязательно те, кто все время что-то просит у католиков, но никогда и ничего не предложит взамен, будучи, тем не менее, уверенными в своем превосходстве.
Сейчас строительство храма занимает у меня слишком много времени, но я не теряю надежды вспомнить дорогу в библиотеку и подготовить труд о древних испанских святых. Это долгая и кропотливая работа, которая должна стать приготовлением к прославлению святых, в земле испанской просиявших. Пока что их имена попадали в наши святцы без всякого систематического подхода.
К примеру, мы церковном календаре встречаем имена святителя Осии Кордубского, мученика Ермингельда Готфского, мученицы Евлалии Барселонской или мученика Викентия Сарагосского — но это лишь немногие испанские святые неразделенной Церкви.
Для тех, кто пострадал от арабов-мусульман в более позднюю эпоху — даже для почти родной нам по крови святой мученице Оросии (по-славянски — Доброславы), пострадавшей в Арагоне на пути из Богемии к своему жениху — в наших святцах на данный момент вовсе не нашлось места. Тем не менее, в Испании мы почитаем этих святых — было бы неразумно пересматривать их почитание в неразделенной Церкви.
Недавно в наши святцы было внесено имя святой мученицы Виктории Кордубской, которая, по преданию, пострадала вместе со святым Ацисклом в IV-ом веке. Однако если об Ацискле есть свидетельства IV-ого века, и в его честь в Кордобе был храм (к середине VI-ого века уже оскверненный), то имя Виктории появляется рядом с именем Ацискла лишь в IX-ом веке, а житие и вовсе относится к X-ому.
Таким образом, бóльшая часть ученых с сомнением относятся к историчности Виктории, считая, что она или является «национализированной» испанцами африканской мученицей, или «родилась» в результате совпадения в одном слове личного имени Victoria и мученической победы, или же она — одноименная восточная святая, чья память, согласно «Мартирологию Иеронима», праздновалась также 18 ноября.
Что касается святых Евлалии и Леокадии — в их жизни и подвиге не может быть никаких сомнений. Двенадцатилетнюю Евлалию родители спасали от гонений в деревне, но она сама пришла в город и бросила вызов правителю. Гонение на христиан для нее было гонением на Христа, и она с радостью и спокойствием приняла мученическую кончину. Над ее гробницей вскоре строится храм.
Ее подвиг описывает Пруденций в Перистефаноне (начало V века), ей посвящает проповедь блаженный Августин, она быстро становится одной из самых почитаемых мучениц в Европе.
Святая Леокадия, как и святая Евлалия, приняла мученическую кончину ок. 302 года; она скончалась в заключении. По преданию, на одном из камней она нацарапала крест, и молилась перед ним; этот камень хранится, вместе с ее мощами, в соборе Толедо.
Первый храм на месте ее погребения был построен в IV веке; здесь прошли IV, V и VI Толедские соборы. Когда началось нашествие арабов-мусульман, ее мощи были перенесены в Овьедо и положены в специальную часовню, находящуюся под сокровищницей, где хранится судáрь Спасителя. В XI веке они были перевезены в Бельгию, и вернулись в Толедо лишь в 1587 году.
Для нас принятие в дар мощей этих святых — знак того, что они не оставляют нас в наших трудах по строительству храма, где им будет возноситься молитва, и где все мы будем радоваться общению с ними.
Читайте также:
Старый русский Мадрид, или «Наша няня Христина Тхоржевская»
Русские эмигранты в Испании: «Я ищу иглесию ортодокс»