Трагическая авария, в результате которой получил травмы двухмесячный ребенок, произошла в Петербурге утром 23 ноября. Семья ехала в церковь, чтобы окрестить ребенка, по пути автомобиль попал в незначительное ДТП. Женщина держала сына на руках и при аварии не видела, чтобы он ударился. Священник, взяв ребенка на руки, понял, что малыш скончался, после чего вызвал в храм скорую. Медики помочь малышу не смогли.
Размышляет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус:
— То, что Господь милосерден и Он сам знает, как поступить с каждым человеком — понятно. Но дело в том, что в Триоди постной на мясопустную субботу есть синаксарий – это чтение, которое предлагалось в монастырях между Вечерней и Утреней, или на каноне между 6 и 7 песнями, – в котором как раз подробно разбирается вопрос о разного рода погребальных обычаях и пониманиях. И там говорится, что некрещеные младенцы отправятся в геенну огненную. Это часто переписывалось, озвучивалось.
То есть это не просто чья-то выдумка, а в некоторых церковных книгах действительно существует такое мнение и это факт.
Проблема состоит в том, что доверие людей, особенно неофитов, к церковным канонам, правилам, к древним уставам настолько велико, что оно закрывает порой и здравый смысл, и некоторое сердечное восприятие Нового Завета. И слова о том, что Бог есть Любовь, что Христос пришел всех спасти – забываются.
К тому же учение о том, что некрещеный человек не входит в Царствие Небесное действительно Церковью утверждается, и нет никого сомнения, что это так. Но вопросов много, например, по отношению к тем, кто хотел креститься, но не успел, по поводу младенцев и так далее.
Это пограничные вопросы, которые всегда остаются рядом с Уставом, правилами и канонами. У нас нет однозначного в богословском понимании ответа на вопрос, как в Церкви понимается посмертная участь некрещеных младенцев.
Надо иметь в виду трагедию родителей, которые хотели бы отпеть некрещеных младенцев, а нельзя — и ничего с этим поделать нельзя. Это огромная трагедия, я бывал не только свидетелем, но и ответчиком со стороны Церкви матерям, которые прибегали из больниц после смерти детей. И мне приходилось им, рыдающим, что-то объяснять, говорить утешения, которые не утешают. Пугает необратимость этого события.
Нередко даже церковное погребение некрещеного младенца представляется никаким образом невозможным.
Но я в своей практике находил возможность, не нарушая канонов и правил, провожать некрещеных младенцев с православными молитвами, чем родители как-то утешались. Хотя это, конечно, было не отпевание, тем более – не отпевание младенческое, не панихида, но все-таки молитвы читались.
Что же касается родителей, которые повезли ребенка в церковь после ДТП, то они находились в шоковом состоянии. И не дай Бог, если у кого-нибудь поднимется голос судить их, переживающих такое горе.