История с группой Пусси Райот продолжает будоражить горячие головы и смущать нетвердые умы. Прошло около полугода с момента скандального «панк-молебна» в храме Христа Спасителя, и, оглядываясь, мы видим, как эта история несколько раз сменила тональность звучания, как трансформировалась оценка произошедшего, менялся расклад действующих сил.
Первая реакция большинства людей была выдержана в осуждающих тонах: от просто некрасивого поведения до хулиганства и богохульства.
Довольно быстро апологеты группы придали этому выступлению политическую окраску, имея в виду слова из текста: «Богородица, Путина прогони». И вот уже «Пусси» оказываются не простыми тусовщицами-хулиганками, а правозащитницами, борцами за демократию, «бедными девочками» и даже «святыми» — хотя «девочки» знали, на что шли, а «жития» некоторых из «святых» изобилуют аморальными поступками.
После достаточно жесткой реакции со стороны Церкви в полемике появилось сразу две темы: высказывания о гонениях против христиан и стояние за веру – от Церкви, а со стороны большой части общества – осуждение Церкви за жестокость и требование возмездия правосудия. Надо сказать, что даже люди в церковной среде разделились в суждениях о милости и справедливости.
Затем свершился приговор… Это был небольшой по мощности, но все-таки ядерный взрыв. На государство и Церковь посыпались проклятия из уст тех, кто жаждет в стране т.н. «свободы», а, в сущности — политического и нравственного беспредела. Начался разгул вандализма – спиливание поклонных крестов, причем преуспели в этом ужасном деле именно женщины. И вот уже «Пусси Райот» — номинанты на премии Сахарова и Джона Леннона.
Задаюсь вопросом: два года колонии – много это или мало? Трудно сразу сказать. Однако за последнее время от разных юристов в разных житейских обстоятельствах слышал одну и ту же фразу, что в демократичной Америке за такое получили бы эти девицы по 20 лет!..
Да, конечно, Церковь и тюрьма – понятия с трудом сопоставимые. И мое мнение – не в колонию бы их, а на принудительные общественные работы: санитарками в психо-неврологический интернат для престарелых, в детский хоспис или гнойно-хирургическое отделение, где гной, пролежни, утки из-под гниющих тел, где человеческие страдания и смерть, словом, реальная жизнь, а не кривляния в масках.
Думаю, это было бы полезнее для их душ, чем нары и тюремная «феня». Хотя у Бога пути разные… Но в одном я убежден: как в тот день они якобы «молились»: «Богородица, Путина прогони», так нам надо по-настоящему за них молиться: «Господи, заблудших чад Своих вразуми и спаси!»
Но вернемся к хронике событий, ведь мы подошли к самому главному в наших заметках. 20 сентября на «Винзаводе» в галерее Марата Гельмана открылась выставка «Духовная брань».
И здесь происходит совершенно неожиданный поворот во всей этой истории. Уже само название выставки для слуха церковного человека — слова отнюдь не пустые. Духовная брань – это внутренняя аскеза, это молитвенное напряжение, борьба с грехом. Словом, суть жизни христианина.
Сами устроители выставки признаются, что название навеяно посланием Апостола Павла к Ефесянам, где говорится: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6,12-13), и считают это послание очень актуальным на сегодняшний день.
( Теперь я прошу потерпеть, т.к. дальше мне придется приводить пространные и лукавые цитаты из высказываний идеологов выставки, на которые, думаю, мало кто обратил внимание, но без которых трудно осознать суть происходящего.)
Против кого же собрались они вести эту брань?
Слова ап. Павла они относят не к демоническим силам, но к реальным людям: Президенту и его команде, Патриарху и всей Церкви. По словам Виктора Бондаренко, «он понял, что живет не в христианской стране, что РПЦ – это черная пелена, опускающаяся на Россию, Церковь не имеет понятия о Новом Завете, и православие в интерпретации РПЦ – это не христианство».
За последнее время Церковь во многом обвиняли, но что же на этот раз?
Оказывается речь идет о творчестве, художественных образах и сакральном искусстве. Послушаем одного из идеологов выставки искусствоведа Романа Багдасарова: «В ХХ веке в российской иконописи не происходило ничего нового. Стало казаться, что ценностями Нового Завета являются музейные памятники, застывшие обряды, этнографическая архаика. Зачем и куда развиваться христианскому искусству, если все лучшее уже состоялось в прошлом?
Своим новым проектом …мы хотим предотвратить духовную катастрофу. Мы создаем живые, отвечающие духу времени образы христианства: Святую Троицу, Спаса, Богородицу… Икона должна быть освобождена от рудиментов рабовладельческого строя, феодализма, деспотизма, патриархальности, мракобесия, невежества, подавления личности…»
Что же предлагают нам идеологи выставки в качестве «живых, отвечающих духу времени» образов христианства?
Вот т.н. «икона Спасителя» (даже не знаю, с какой буквы писать это слово, потому, что то, что вижу – это не Спаситель). Какое-то страшное, напряженное лицо в черной маске с крестчатым нимбом вокруг, взгляд убийцы, чувственный рот вампира. Глядя на это изображение, ощущаешь реальное присутствие демонических сил. Это икона-перевертыш, это не Христос, а антихрист. Это не Спаситель, а губитель, «ангел бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (Откр. 9,11).
А вот, взгляните, «Троица» (опять смятение — как написать), как ее видит автор идеи этих поделок и всей выставки в целом Виктор Бондаренко. В отличие от Троицы Андрея Рублева, которая, по его словам, «приходила радужная, лазурная, давая надежду на будущее, на освобождение от татаро-монгольского ига и т.д.», современная или «актуальная» Троица явилась ему в виде голов (опять же) в черных масках (образ трех участниц панк-молебна), которая пришла и говорит: «Люди, задумайтесь, что же вы делаете, как вы живете? Эти загаженные города, леса, озера – разве можно так жить?» (О загаженных умах и сердцах ни слова).
Эти изображения он называет «Боговдохновенными иконами», утверждая при этом, что «на интерпретацию Бога имеет право любой человек. Я могу увидеть Его как картонный ящик и буду прав. Кто знает, какой Он на самом деле».
Самое ужасное, что вся эта риторика об искусстве похожа на правду и смущает множество несведущих умов. И все же только похожа, но правдой не является. Правда в том, что как бы ни была обезьяна похожа на человека, она остается обезьяной. Так и сатана, являясь порой в виде ангела света, есть обезьяна Бога, и не более.
Итак, участницы «Пусси Райот» стали, по словам Романа Багдасарова, «символом (чего бы вы думали?) борьбы за духовную свободу, за живое религиозное чувство, против всех попыток узурпировать его, за возвращение духа творчества в сферу сакрального искусства… Это новые образы христианства, вступившего в ХХI век» — ?!
Но, послушайте, ведь это уже война на нашей территории!
Пока мы медленно и вяло обсуждаем, что есть современное христианское искусство, и есть ли оно ныне, и должно ли быть вообще, неприятель проник в наш город, развешивает свои флаги, перекрашивает наши дома, сажает свои зараженные деревья, устанавливает свои правила движения, вовсю используя наш привычный церковный лексикон, при этом лукаво подменяя понятия.
Враги настырно пробираются всюду, нам уже нигде не спрятаться, не отсидеться. Если мы будем только обороняться, обвиняя их в духовном терроризме, мы проиграем. Собственно, мы уже проигрываем на всех фронтах.
Мы не знаем, какие еще сюрпризы преподнесет нам в этой брани демоническая рать, но сказано: «Уклонись от зла и сотвори благо…» (Пс.33,15). Нам надо утверждать настоящее современное христианское искусство, поддерживать истинно христианских художников, создавать свои христианские музеи, современные галереи и выставочные залы, заполнять современное культурное пространство («сотворить благо»), вытесняя тем самым всякую фальшь, провокацию и откровенную бесовщину.
И, помня при этом истинный смысл слов ап. Павла о духовной брани, «облекаться во всеоружие Божие». Самим же «о том помышлять, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Фил.4,8).
Читайте также:
Апелляция Pussy Riot: мнение священников
Выставка «Духовная брань» — игры политтехнологов?