Москва митингует уже несколько дней и готовится к большому митингу 10 декабря — против нарушений избирательных прав граждан на выборах в Госдуму. Волна протестов пошла по России. В субботу выйти и выразить свое несогласие с оглашенными результатами выборов собираются жители не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и еще почти семидесяти городов. Что происходит? Как относиться к послевыборным событиям? Кому верить? На эти вопросы специально для портала «Правмир» отвечают эксперты.
Протоиерей Георгий Митрофанов:
Каждый имеет право реализовать свою свободу и проявить свою ответственность. Другое дело, что проявления этой свободы не безграничны. Они должны соответствовать рамкам той Конституции, которая существует в стране и которая признается гражданами, как основной закон государства. Прежде всего максимум свободы при жестком соблюдении тех ограничений, которые налагает закон на граждан. Может быть, я отвечаю достаточно формально, но здесь необходим именно такой подход.
Если мои прихожане пойдут на этот конкретный митинг и будут вести себя в рамках существующего законодательства, будут соблюдать общественный порядок, почему я должен возражать против этого? У них могут быть сомнения в подлинности результатов выборов и они вправе говорить об этом.
Сейчас уже никто, даже первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков не отрицает того, что какие-то нарушения были. Речь идет о том, каковы были масштабы этих нарушений. Одни считают, что они были незначительными, другие – значительными. И что, у священника нет других вопросов для обсуждения со своими прихожанами, кроме как выяснять, какие это были нарушения и надо ли идти на митинг?! Это уже потеря священником понимания того, что от него ждут прихожане. Любой священник ценен постольку, поскольку он помогает человеку идти ко Христу, а не потому, что он детерминирует абсолютно все действия своих прихожан во всех сферах.
Стоит ли священнику идти на митинг? Нужно отдельно говорить о каждом конкретном митинге отдельно. В свое время священники довольно часто появлялись на подобных мероприятиях, затем их стало приходить туда значительно меньше. Но это я не считаю принципиальным вопросом. На собрание, проходившее на Чистых прудах я бы, как священник, не пошел. А лишать права другого священнослужителя возможности прийти на этот митинг я не могу.
Священник может находиться в любом месте, главное, чтобы он вел себя при этом подобающим образом. Свидетельствовать о Христе можно везде, даже войдя для этого в публичный дом. Но при этом не предаваться блуду, а попытаться усовестить тех, кто там находится. Священник может появиться и на баррикадах. Но не для того, чтобы стрелять, а для того, чтобы смягчить происходящее, дать последнее напутствие умирающему. Но как только священник берет в руки оружие, он перестает быть священником.
Мне бы не хотелось в данном случае занимать позицию «над схваткой», поскольку я понимаю, что главные схватки происходят не на площадях, и даже не в парламенте (у нас парламент как был, так и останется чем-то бутафорным), а в душах людей. Там совершаются не лучшие перемены. И это меня беспокоит больше…