53% православных россиян хотя бы раз в жизни подходили к причастию, 43% православных никогда не подходили к причастию, 4% затруднились ответить. Относительно общего числа россиян (как православных, так и не православных), ни разу не причащались 72%. Таковы результаты всероссийского опроса службы «Среда».
Их комментирует главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский:
Критерий частоты причастия не до конца отражает степень воцерковленности граждан. Люди могут быть воцерковленными, активно участвовать в жизни прихода, ходить в храм каждое воскресение, или даже несколько раз в неделю, но при этом причащаться раз в год. Такие люди, как раз и живут, судя по опросу, в Центральном федеральном округе.
Но при этом в эту же группу редко причащающихся могут попадать и те, кто заходит в храм раз в год или раз в пять лет, при возникновении у них каких-то проблем. «А вы давно причащались?», — спросит такого человека священник. Услышав в ответ примерно следующее: «Лет восемь назад, кажется…» или «Вообще не помню», священник предложит причаститься в ближайшее время, рассказав о том, как нужно готовиться. В следующий раз такой человек может причаститься еще через несколько лет, когда его вновь приведут в храм какие-то жизненные обстоятельства.
К категории не причащающихся можно отнести тех, кто вообще не ходит в храм или появляется там изредка. Для многих из них принадлежность к православию – это лишь культурная самоидентификация.
Сюда же можно отнести и тех православных, которые воцерковились, но несколько своеобразно. У нас в приходе есть несколько человек, которые регулярно ходят в храм, но боятся приступать к причастию или к исповеди. Они даже просто разговоры со священником не готовы воспринимать. То есть тянутся к Церкви, но еще один шаг сделать не могут.
Также в различных населенных пунктах у церковных людей существуют различные традиции частоты причастия. Например, если поспрашивать людей из московских приходов, как часто они причащаются, можно услышать: «Не реже, чем раз в месяц». Это я говорю, исходя из собственного пастырского опыта. То есть в Москве принято часто причащаться, это норма. Об этом знают и те москвичи, которые причащаются не так часто. Они и хотели бы чаще, но их образ жизни не позволяет им регулярно соблюдать евхаристическую дисциплину, соответственно готовиться.
Стоит отъехать от Москвы хотя бы на сто километров, и там уже просто не позволят причащаться чаще. Там духовенство продолжает мыслить старыми категориями. Я говорю это без какой-либо оценки, ведь по дореволюционной традиции было принято как раз причащаться не чаще раза в год.
Поэтому для полноты понимания ситуации хорошо было бы одновременно с вопросом о частоте причастия одновременно задавать респондентам вопрос «Как часто вы ходите в храм?»
Читайте также:
Частота причастия. — Всероссийский опрос службы «Среда»
Александр Агаджанян: Частое причащение — проявление способа социализации
Борис Кнорре: Не доверяют институту Церкви — не причащаются?
Юлия Синелина: Доля причащающихся, хоть и очень медленно, но растет