Министерство образования и науки привело данные по выбору родителями четвероклассников модулей по основам религиозных культур и светской этики:
По стране в целом:
основы православной культуры – 31,7%
основы исламской культуры – 4%
основы мировых религиозных культур – 21,2%
основы светской этики – 42,7%
По Москве:
основы православной культуры – 23,43%
основы исламской культуры – 1.02%
основы мировых религиозных культур – 27,7%
основы светской этики – 47,4%
По Санкт-Петербургу:
основы православной культуры – 9,46%
основы исламской культуры – 0,07%
мировые религиозные культуры – 37,7%
светская этика – 52,6%.
Как относиться к этим данным? Какие выводы можно сделать? На чем основывается выбор большинства родителей в пользу светской этики? О чем говорит сравнение данных по Москве и Санкт-Петербургу? Можно, основываясь на этой информации, говорить о симпатиях и антипатиях к религии или уровню образованности населения в России?
Отвечает протоиерей Максим Первозванский:
Речь в данном случае идет не о доверии той или иной религиозной конфессии и не о приоритетах выбора веры.
Я, например, сам сомневался в этом выборе для своих детей. Мы выбрали все же основы православной культуры, но определенная доля сомнения у меня была. Этот предмет в нашем классе в очень хорошей московской школе будет преподавать классная руководительница (мы с ней в достаточно близких отношениях находимся), которая сказала: «Я ничего не знаю, ничего в этом не понимаю, не смогу правильно отвечать на вопросы». Она поделилась со мной своими сомнениями, в том, что она недостаточно компетентна, чтобы преподавать этот предмет.
И в таком духе было достаточно много шума этим летом, что в настоящее время уровень подготовки преподавателей по этим предметам оставляет желать лучшего.
Поэтому мне кажется, что многие люди, не выбирающие основы той или иной религиозной культуры, а выбирающие основы светской этики, делали это по принципу, «чтобы не навредили». Чтобы не испортили, не поломали достаточно тонкую детскую религиозность.
А второй фактор, повлиявший на выбор, заключается в том, что, хотя люди и определяют свою принадлежность к религиозной конфессии, большая часть наших сограждан в вопросах религиозных доверяет только себе. С таким индивидуализмом я часто сталкиваюсь как священник. Когда начинаешь людям что-то говорить о православной вере, об отношении к каким-то конкретным вещам, они отвечают: «Да нет, вы знаете, я сам разберусь, как надо к этим вещам относиться», особенно, когда это касается всевозможных оккультных вопросов, молитвы, постов, супружеской верности – масса вещей, по которым человек так или иначе имеет свое определенное мнение, и даже голос свой возвышает в общественном пространстве на эти темы. Люди, считая себя православными, решают эти вопросы по-своему: «у меня свое православие».
Поэтому многие из них боятся, что ребенку будут навязаны какие-то взгляды, которые несовместимы со взглядами его родителей. А светская этика – «безопасный» на взгляд родителей предмет.
Если говорить о большом проценте выбора светской этики в Питере, то я бы предположил, что, может быть, этот город больше подвержен влиянию СМИ, и, хотя утверждать этого я не могу, нужно признать, что наше мнение очень сильно сформировано средствами массовой информации. И очень небольшой процент наших сограждан думает своей головой. Большинство людей все же прислушиваются к мнению людей, являющихся авторитетом. И Питер в этом смысле, может быть, представляет собой другую референтную группу, но это никак не характеризует уровень образованности выбиравших.
Влияния уровня образования на этот выбор я вообще не вижу. XX век показал, что уровень образования вообще очень слабо коррелирует с конкретными выборами конкретных людей. Например, образованнейшая немецкая нация в свое время выбрала Гитлера, и т.д. Тем более, в современном мире образование, как правило, узко специализировано, и эта проблема XX века перешла в XXI век. Человек, получивший узкоспециализированное образование, получил возможность судить обо всем на свете – эта черта всегда очень ярко проявлялась в публичных людях. Да и сейчас обычный человек, являясь, например, прекрасным врачом, считает, что он разбирается и в политике, и в экономике, и в физике. Если он физик, то тоже разбирается во всем.
Поэтому, такой выбор свидетельствует скорее о настороженности к этому предмету, которое сформировано негативным влиянием СМИ.
Читайте также: