Совет по межнациональным отношениям при президенте предлагает ввести в школах и вузах предмет «Национальная политика» и уже выпустил для него учебники о характерных особенностях народов, религий и становлении российской нации. При этом, с какого класса новый предмет должен преподаваться в школах, авторы еще не решили.
Нужен ли в школах такой предмет, какова должна быть подача материала, и не является ли создание учебников преждевременным?
Комментирует клирик храма Сорока Мучеников Севастийских, главный редактор журнала «Наследник», отец девяти детей протоиерей Максим Первозванский:
Тема этого предмета напрямую смыкается с вопросом, существует ли в настоящее время единая российская нация. По большинству оценок серьезных специалистов она еще находится в стадии формирования. В Советском Союзе существовала иная общность, она была организована иначе, чем организуются нации.
Сейчас есть два варианта пути: усиленно заниматься формированием нации или признать, что это, возможно вчерашний день и надо строить общность на других принципах. Например, в средние века наций как таковых не существовало, человеческие общности выстраивались по-другому.
Если говорить об учебнике, то, судя по предложенной программе, это рассказ о разных народах, проживающих на территории России. Очень полезное дело, факультативно точно нужно преподавать такой предмет, а, может быть, в каких-то классах имеет смысл сделать его обязательным.
В СССР устраивались концерты, дни и годы национальных республик, не только союзных, но и автономных. Сейчас уже несколько лет успешно реализуется мультипликационный проект «Гора самоцветов», в рамках которого показывают мультфильмы по сказкам народов, проживающих в России, а также наших ближайших соседей, которые раньше входили в состав СССР и Российской империи. Изучение их культуры на уровне сказок чрезвычайно полезно для детей.
Нет сомнения, что важнейшую культурообразующую роль играют религии, поэтому соприкасаясь с культурами других народов, мы не можем не говорить об их религии. Вероятность, что это пересечется с курсом «Основы религиозной культуры и светской этики», не так велика. Большинство в рамках этого курса изучают основы одной религии или вообще изучают «Основы светской этики», а на этих уроках речь пойдет о традициях народов, исповедующих разные религии.
Но какие-то пересечения возможны, и чем их будет больше, тем лучше – в педагогике это называется междисциплинарной связью. Благодаря таким связям знания, полученные на одном из предметов, не повисают в воздухе, а получают закрепление и дополнительное измерение в рамках другого курса.
Безусловно, изучение традиций других народов будет способствовать снижению национальной розни. Так устроен человек после грехопадения, что он либо боится того, чего не знает, либо относится к этому агрессивно. Хорошие знания о людях, которые живут с тобой в одной стране, снижают агрессивность.
Но нация всегда формировалась на какой-то объединяющей идее. У нас пока объединяющей идеи нет. Даже вчера в послании к федеральному собранию президента Путина много говорилось о благополучии, успешности, цивилизованности, сытой и хорошей жизни. Вокруг такой идеи нацию не построишь. Если человек определяет свою идентичность по принципу стремления к благополучию, он никогда не будет принадлежать ни к какой нации – всегда можно найти место более благополучное.
В послании, правда, есть слова и о преемственности, о традициях, и взгляд в прошлое нужен, но он помогает только поддержать нацию в стремлении к формированию, а формируется она, глядя в будущее. Последние годы национальная идея витает в воздухе, но надо, чтобы ее озвучили власть предержащие — это идея социальной справедливости. Тогда можно было бы строить нацию – единую в многообразии. Пока же мы видим, что в мире становится все больше социальной несправедливости, и Россия, увы, тут в первых рядах.
Читайте также: