Дары Духа
Во время прощальной беседы с учениками после Тайной вечери Спаситель обещал им: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ио, 14, 16), и перед самым вознесением Господь прямо говорит им: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1, 8)…
В десятый день после вознесения, в пятидесятый день после воскресения Христова исполнилось пророчество. Праздник Пятидесятницы, древний праздник приношения Богу первых плодов, стал в Новом Завете днем сошествия Святого Духа. Сами апостолы стали первыми плодами Святого Духа.
Они пережили необъяснимое, почувствовали то, что невозможно ни каким образом передать, никак изобразить. Они были объяты пламенем которое не сжигало их, а освящало, и просвещало, и вдохновляло, и даровало им новые и новые дары. В книге Деяний Апостолов мы читаем о том, что они получили возможность говорить новыми, доселе неведомыми им языками, — этот дар был дан им для того, чтобы они могли проповедовать всей вселенной. Сошествия Святого Духа на апостолов стало началом действия Церкви в этом мире. Если мы говорили, что ее зарождением можно назвать Тайную Вечерею, когда каждый ученик принял в себя первые дары — Тело и Кровь Христовы, то сейчас произошла актуализация, то сейчас, благодаря сошествию Духа Святого, наступило начало непосредственного действия Церкви Божьей, Церкви Христовой.
Единодушно вместе
Но, посмотрим внимательней как же именно это явленно нам на иконе «Сошествия Святого Духа». Действительно ли невозможно изобразить то, что пережили Апостолы? Можно изобразить их единство, их пребывание вместе не только физическое, но и духовное. Можно изобразить цельность Церкви — то, что превыше каких бы то ни было исторических свидетельств.
По историческим свидетельствам мы знаем, что, конечно, не было тогда еще вместе с двенадцатью апостола Павла. Матерь Божья пребывала вместе с ними, но сейчас важно на иконе единство апостолов, цельность Церкви, которая начинает возвещать по всем пределам, известным тогда во вселенной, то, что открыл апостолам Христос. В это мгновение апостолы получили возможность возвещать от Духа Святого.
И вот Дух Святой в этот момент, как повествует нам книга Деяний, явился в виде огненных языков, в виде неких огней, остановившихся на головах Апостолов, и именно так Он изображается на иконе — в виде языков пламени, остановившихся над головами апостолов. Есть традиция изображать Дух Святой и в виде светоносных лучей, нисходящих на каждого из Апостолов.
Место для Бога
И вот, что важно в этой композиции: место между первоверховными апостолами остается свободным, свободным непосредственно для Бога, для Христа, остается свободным для принятия даров Духа Святого. Не оставил никакого наместника на земле Господь. После Его вознесения по Его молитве Отец послал на землю Духа Святого, чтобы все люди могли жить Его дарами. В более поздних иконографиях, которые претерпели изменения благодаря влиянию западной традиции, бывает, что в центре изображается Божия Матерь. Конечно, Она была тогда с апостолами, но гораздо ценнее оставить это место для Христа, как оставляли для Христа место во главе стола первые христиане, когда совершали Евхаристию.
Царь Космос
Под седалищами апостолов мы видим некую арку, которой, конечно, тоже не было в Сионской горнице, это не историческая правда, а — символическая. Потому что, вместе с сошествием на апостолов, благодаря им, через них нисходит Дух Святой на всю вселенную, на все творение. Бывало, что в этой арке изображалось множество людей, разнообразные народы, в присущих им разных национальных костюмах, — есть и такие иконы. Но с веками эта композиция претерпела изменения, и теперь в арке мы видим символическое изображение всего космоса. Так иногда и надписывают «Царь Космос». Не хаос, а космос, то есть, то, что приведено Богом в порядок Духом Святым. И вот, космос принимает дары Святого Духа. Это происходит через возвещение правды в апостольских посланиях, изображенных в виде свитков, которые содержатся на плате, распростертом в руках Царя Космоса. Находится весь космос, не только Богом избранный народ, не только те или иные народы, и даже не только человечество, а и «всякое дыхание да хвалит Господа», в этот момент в Сионской горнице вся вселенная и начинает новую эру своего существования. Начинается это с сошествия Святого Духа: все, созданное Богом, одухотворяется снова. Как и в первый день творения, «Земля же была безвидна и пуста, (…) и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2), так и сейчас, только, может быть, еще в большей степени, Святой Дух созидает и оживотвотворяет все творение, продолжается работа, о которой Спаситель говорил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ио. 5, 18) Вся Пресвятая Троица участвует в жизни и одухотворении Своего мира.
Троица
Бог, как говорится в Анафоре литургии святителя Иоанна Златоуста, «недоведом». Божественное естество неизобразимо. «Бога не видел никто никогда». И до сего дня не отменяется заповедь, запрещающая изображение Божества. Но «…Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Во Христе раскрылась вся полнота Божества, в Его Личности Бог стал Человеком. Поэтому мы можем изображать Вторую ипостась Пресвятой Троицы — Сына Божия на иконе, изображать по человеческому естеству, с которым соединено Божество. Чтобы открывать волю Свою людям, Господь являлся в Ветхом завете или под видом огня, не опаляющего куст, или тонкого дыхания ветра, облака или мрака на горе Синай, или под видом трех странников, пришедших к шатру праотца Авраама.
Во всех этих явлениях Бог не соединялся с сущностью того или иного естества, а являлся под его видом, опосредованно.
И три ангела, изображенные на иконе «Гостеприимство Авраамово», постепенно обретшие более глубокий смысл, чем изображение события ветхозаветной истории, — не изображение Божества, а воспоминание явления, раскрывающего попечение Троичного Бога о мире и любовь к нему. Вот почему бессмысленны споры о том, каким ангелам рублевской Троицы соответствуют ипостаси Божества.
В Новом завете Бог явился миру прежде всего во Христе, и неоднократно приоткрывался в непостижимой тайне Своей троичности…
Есть четыре иконографии, где посредством событий Священной истории приоткрыта миру Пресвятая Троица — Крещение, Преображение Господне, Сошествие Святого Духа и икона Троицы под видом трех ангелов, известная в рублевском ее исполнении — образ, наиболее часто встречающийся по всему христианскому миру, без различия конфессий и деноминаций. Образ Троицы, написанный преподобным Андреем Рублевым, я видел и в Ватикане, и в протестантском храме в Швеции, и в Троицком скиту на соловецком острове Анзер, где икона была перенесена на огромный постер, который висит на алтарной стене за Престолом. Как же этот образ держит весь полуразрушенный храм и притягивает к себе!
Место для человека
В чем тайна этой иконы? Об этом образе написано множество книг и исследований. Радость и свет, гармония во всем — от большого решения до мельчайших деталей. Давно все обратили внимание, что композиция этой иконы построена так, что круг, в котором располагаются фигуры ангелов, удивительным образом вписан в прямоугольник доски, и ничто не мешает этой гармонии. Круг — символ вечности, символ полноты гармонии. Но вот что еще важно, как заметил один священник, вместе с этим вертикальным измерением мы видим, что фигуры ангелов образуют сферу. То есть, невидимо присутствует в композиции и иной, горизонтальный круг, по которому расположены ангелы. На этой оси есть и еще одна точка, еще одно место за столом, которое оставлено свободным. Это место для человека, созерцающего икону, это место для нас с вами, для того, чтобы мы могли войти в круг, созданный Троицей.
Вот ведь в чем еще удивительное свойство этой иконографии — она включает в себя, принимает в себя молящегося, как это происходит и перед иконой «Причащения Апостолов», иконографию которой мы рассматривали в Великий Четверг. Но на иконе Троицы еще в большей степени, еще с большей необходимостью явлено, что Бог живет вместе со Своим творением, включает жизнь человеческую в этот Предвечный совет, изображенный здесь.
Преподобный Сергий
Сейчас, в год юбилея преподобного отца нашего Сергия нельзя не вспомнить и о нем. Как мы читаем в его житии, образ этот был написан после его кончины, когда создавался каменный Троицкий Собор, на месте погребения преподобного. Написан его духовным учеником, преподобным Андреем «в память и в похвалу преподобному Сергию». Эта икона стала выражением богословского опыта святого, который он передал своему ученику. У самого преподобного Сергия не было такого образа, но, было великое его с детских лет почитание Бога в Троице.
Не забудем еще и важнейшие слова Епифания Премудрого из жития преподобного Сергия, что образ этот написан: «Дабы воззрением на Святую Троицу, побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Об этой удивительной иконе можно говорить и писать бесконечно. Я знаю замечательных, а главное – глубоко верующих художников, которые многократно приходят в Третьяковскую галерею, часами взирают на этот образ, а потом признаются, что не могут понять его до конца. Так и говорят: «Я не понимаю». Но одно то, что не перестает человек стремиться к Богу, через это созерцание, снова и снова делает этот шаг навстречу — это говорит о многом: человек, молитвенно созерцая этот удивительный образ, непосредственно входит в этот круг, в это место, оставленное именно для него.