28 февраля архиепископ Иерусалимский Абуна Матиас был избран патриархом Эфиопской Церкви. Абуна Матиас победил на выборах, набрав 500 из 806 голосов. Он сменил почившего 16 августа 2012 г. в Аддис-Абебе 76-летнего патриарха Абуну Павла. В этой связи редакция «Седмицы.Ru» обратилась к ведущему в Русской Церкви специалисту по дохалкидонским Церквям доктору богословия протоиерею Олегу Давыденкову с просьбой рассказать о религиозной жизни современной Эфиопии.
— Отец Олег, как бы Вы могли прокомментировать религиозную ситуацию в Эфиопии, сложившуюся на момент избрания нового патриарха?
— Прогнозировать возможные изменения в Эфиопской Церкви достаточно сложно. В связи со смертью патриарха Абуны Павла в Эфиопской Церкви, скорее всего, произойдут существенные изменения, поскольку при жизни он управлял Церковью практически единолично. Он вникал во все мелочи, без его личного разрешения не делалось никаких более-менее серьёзных дел. То есть налицо был вполне восточный тип деспотичного управления. Пока трудно сказать, сохраниться ли такой характер управления Эфиопской Церковью при новом предстоятеле, или же она станет более свободной внутренне, более соборной.
— Каково положение Эфиопской Церкви в той политической ситуации, которую мы наблюдаем сегодня в Эфиопии?
— В современной Эфиопии Церковь находится по большей части вне политики. Власти страны подчёркнуто дистанцируются от всяких религиозных организаций. Сейчас у власти находится «левое» правительство, поэтому первые лица государства не появляются вообще ни на каких церковных мероприятиях. Если, например, проводится какое-то церковное торжество в Аддис-Абебе, то в лучшем случае на него может прийти мэр города. Из представителей центральных властей не появляется практически никто и никогда.
Но в целом отношение к Церкви у властей Эфиопии достаточно неплохое. Однако в стране сегодня сложилось весьма непростое положение, связанное, с одной стороны, с экспансией ислама, а с другой — с очень быстрым распространяем западных неопротестантских деноминаций и сект. Особенно сильные позиции в стране имеют «Адвентисты седьмого дня» — это связано с почитанием субботы, которое очень распространено в Эфиопии. «Субботствующие» адвентисты выглядят вполне привлекательно для многих эфиопов.
Согласно последней переписи населения, христиан западных исповеданий – католиков, униатов и представителей протестантских деноминаций — уже более 20% населения страны. В первую очередь, к протестантам переходят эфиопы-монофизиты.
Таким образом, удельный вес традиционной монофизитской Эфиопской Церкви уже сократился до 40-45 % населения, не больше.
— Ислам какого толка распространяется в Эфиопии?
— В Эфиопии существуют разные формы ислама. Хотя, конечно основными спонсорами распространения ислама и деятельности радикальных исламских группировок здесь, как и в других регионах, являются саудиты. Но даже при больших инвестициях извне рост мусульманского населения не слишком велик, как показывают и социологические опросы, и последняя перепись. По-видимому, отчасти рост ислама компенсируется распространением протестантских учений и за счёт более эффективной христианской миссии среди язычников. В южных районах Эфиопии ещё не так давно было много языческого населения. Например, в одной из 9 провинций Эфиопии — Южной — в основном проживает хамитское население, т.е. чисто африканское, никак исторически не связанное с Эфиопией. Там было достаточно много язычников, но сейчас по современным данным, язычники сократились до 2-3 % населения страны благодаря христианским миссиям, которые оказались тут более эффективны, чем мусульманские. Это конечно способствует сохранению мирного баланса между христианами и мусульманами.
— Каковы взаимоотношения Эфиопской Церкви с соседней Церковью Эритреи и монофизитской Коптской Церковью?
— Уже с начала 1990-х гг. Церковь Эритреи стала автокефальной, и ее отношения с Церковью Эфиопии с тех пор нельзя назвать дружественными. Враждебные отношения между двумя странами не способствуют и добрым отношениям между двумя Церквями.
После того, как Коптская Церковь поддержала автокефалию Церкви в Эритрее, и Коптский патриарх возвёл эритрейского предстоятеля в патриаршее достоинство, долгое время отношения между Коптской и Эфиопской Церквями были очень натянутыми, но в последнее время они постепенно нормализуются. Поскольку в обеих Церквях недавно сменились патриархи, то, скорее всего, процесс нормализации отношений неизбежно ускорится.