За словом «Бог» каждый четвертый россиянин видит «надежду и помощь». Это самый популярный ответ. Следом за ним идут «сила и всемогущество» (16%) и «непознаваемое» (15%). На четвертом месте — «любовь» (12%), на пятом — «справедливость» (10%). Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного службой «Среда».
«Как Вам кажется, что стоит за словом «Бог»? Пожалуйста, выберите один ответ из списка», — с таким вопросом обращались к респондентам социологи службы «Среда».
Результаты опроса комментирует протоиерей Павел Великанов, проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии и семинарии.
Результаты проведённого социологического опроса свидетельствуют о развитии религиозного сознания среди российских граждан. Тот, кто прежде всего видит в Боге «надежду и помощь», или «любовь», не может не обращаться к Богу в молитве – хотя бы изредка. Это не менее важный показатель религиозности социума, чем формальная принадлежность к той или иной конфессии.
С другой стороны, заставляет задуматься низкая популярность переживания Бога как источника справедливости. Если следовать христианской традиции, взаимосвязь Божественной правды и милости постоянно подчёркивается в том числе и в богослужебных текстах, включая псалмы царя Давида: «Милость и истина сретостеся» (Пс. 84:11). То, что для нашего современника Бог прежде всего «милость», а уже в последнюю очередь – «справедливость», вполне может говорить о существующем нравственном дисбалансе в душе: то, что касается непосредственно моих проблем, требует прежде всего Божественного участия и помощи, а то, что от меня ожидается другими людьми и прежде всего Самим Богом – мой ответ, моя ответственность – вытесняется на дальний план. Распространённость такого «духовного потребительства» не может не насторожить, хотя и является вполне присущей начальным формам религиозного сознания.
Тот факт, что среди респондентов выделяются в особую группу жители Дальнего Востока – не менее примечательно и может свидетельствовать о наличии глубокого ценностного кризиса у населения данного региона.
Интересно также, что убеждённость в утверждении «Бог есть любовь» – по результатам исследования – прежде всего связана с теми респондентами, деятельность которых непосредственно связана с общением – руководители, предприниматели, учителя. Умение увидеть сквозь перипетии человеческих судеб непосредственное действие Бога как Великого Педагога, как Любящего Отца говорит об актуальности Евангельского благовестия в наиболее влиятельной части нашего общества.
Читайте также:
Что стоит за словом БОГ? — Всероссийский опрос службы «Среда»