24 сентября депутаты всех четырех фракций Госдумы рассмотрели проект заявления палаты в защиту религиозных чувств верующих всех религий. Какое значение имеет этот документ? Является ли он предвестником каких-либо изменений в законодательстве?

Инициативу парламентариев комментирует протоиерей Павел Великанов, проректор по научно-богословской работе Московской Православной Духовной Академии:

Отношения между Церковью и государством должны быть четко определены. Пока мы не проговорим, в каком отношении находятся эти структуры, любые неопределённости будут только увеличивать риски.

Эти отношения должны быть определены по различным направлениям, а не только в области защиты чувств верующих. Нужно обратить внимания на отношения в области собственности, в области образования, в области права и так далее.

Если мы все внимание будем уделять только «защите чувств», получится, что у Церкви к государству других, более важных, вопросов уже нет, как и у государства, в свою очередь. Но едва ли это так на самом деле.

Когда две стороны не имеют возможности договориться друг с другом по-человечески, без бюрократии, тогда необходимо всё подробно описать в виде официального документа, некоего «соглашения» между двумя сторонами. И здесь всё должно быть предельно прозрачно и ясно – как и общественности, так и обеим сторонам.

Но вот надо ли это начинать с защиты чувств верующих – я не уверен. Меня несколько смущает, что человек, который позиционирует себя верующим, в этой ситуации получает какой-то исключительный статус по отношению к другому человеку. Статус какого-то особо уязвимого, трепетного, ранимого существа – которому требуется специально выстроенная оранжерея для нормального проживания.

Причем этот исключительный статус вдруг оказывается связанным именно с чувствами верующего. Не могу понять, почему статус обычного человека, который не декларирует свою религиозность, будет ниже статуса религиозного человека – требующего какой-то особой защиты. Почему оскорбление памяти, скажем, усопшего родственника, будет находиться в другой категории, нежели чем оскорбление чувств верующего? Или оскорбление чести, например, военнослужащего?

Неизбежное появление кастовости, «неприкасаемости» верующих в такой ситуации просто пугает.

Это не тот способ, которым можно заработать уважение мира. И это явно не будет способствовать тому, к чему мы все призваны – свидетельству о Христе.

Чем мы будем мерить оскорбление чувств верующего человека? Какую юридическую базу можно подвести под это определение? Всё выглядит как-то слишком расплывчатым.

С другой стороны, должны быть государственные гарантии в предоставлении свободы вероисповедания и того, чтобы вера не становилась предметом глумления.

Но если такой законопроект вдруг будет рассматриваться и в итоге окажется принят, насколько он окажется результативным, приведет ли к той цели, ради которой создавался?

То, что в обществе это будет способствовать появлению еще большего раздражения людей неверующих по отношению к Церкви – для меня очевидно. Смысл подобных законов, пусть даже пока только разговоров о них, в том, что верующие пытаются создать вокруг себя некую зону безопасности и неприкосновенности. А по сути – созданию своеобразного гетто, в котором никто не имеет права нас трогать, что-то о нас говорить, нам не очень приятное.

Меня такой подход очень настораживает. Это своего рода попытка верующих людей уйти от того мира, в котором они находятся. Спаситель сказал: «В мире скорбны будете – но мужайтесь, Я победил мир!» (Ин.16.33).

Невозможно в мире с его страстями, неустойчивостью человека в противостоянии греху, создать «стерильную зону»: она обречена быть бесплодной и пустой.

Предположим, такой закон будет разработан, а затем – принят. И вот он начал работать. Люди боятся сказать что-то некорректное в отношении веры, совершить кощунственное действие. Разве это приведет к тому, что в душах людей, которые и до того не любили Православную Церковь, появится уважение к ней? Да нет, они будут просто ее тихо ненавидеть. А мы будем сидеть, наслаждаться спокойствием и торжествовать: православие идет победной поступью по широтам нашей страны. В то время, как на самом деле нас будут просто тихо бояться и молча, про себя, ругать на чём свет стоит.

Читайте также:

Нужен ли России закон о защите прав верующих? — ОПРОС

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.