Социологическая служба «Среда» задалась целью выявить частоту упоминания определенных слов в патриарших проповедях. В ходе исследования (см.ниже Описание методологии исследования) были проанализированы проповеди патриархов Московских и всея Руси Алексия II (за 2005-2008 гг.) и Кирилла (за 2009-2011 гг.) общим объемом более полутора миллионов печатных знаков.
Результаты исследования комментирует руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский:
Исследование интересное, но оно только косвенно выявляет тенденции: вопрос о частоте упоминаний тех или иных слов и понятий, к сожалению, не отражает проблему идей и смыслов. А ведь в этой сфере содержится главное отличие между патриархами.
Святейший Патриарх Кирилл существенно расширил адресат своих проповедей (это отчасти видно на диаграмме), однако здесь никак не отражено главной специфики его обращений к людям. Кроме того, как говорят филологи, текст актуализируется контекстом, но подобного рода исследования имеют дело только с текстом, а контекст во внимание вообще не берется.
Одной из основных задач проповедей Патриарха Кирилла является евангелизация людей, обнаружение связей Священного Писания с современными проблемами, поиск евангельских ответов на насущные вопросы.
Читайте также:
Кирилл Мозгов: В словах Патриарха Кирилла звучит тема развития миссии и устроения катехизации
Роман Лункин: Общество хочет слышать то, что Патриарх назвал Божьей правдой