Исследование, проведенное Службой СРЕДА, позволяет составить примерный портрет участника митинга. Это довольно молодой человек (75% опрошенных моложе 40 лет), поддерживающий идеи демократии и либерализма (70%), столичный житель. Подавляющее большинство — студенты, менеджеры, интеллигенция. Достаточная однородность митингующих в социально-демографическом плане соседствует с пестротой ценностных установок.
Результаты комментирует председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин:
Эти данные подтверждают выкладки других социологов, а также мою собственную интуицию, которые показывают, что митинги на Болотной и на Сахарова представляют лишь одну из частей общества. И говорить от их имени как от имени всего народа – некорректно.
Впрочем, это не значит, что на митингах ничего позитивного не происходит. Да, на трибуне стояло несколько человек, с которыми я категорически не согласен. Но многое из того, то заботит участников митингов, давно должно было стать темами для диалога между обществом и властью.
Впрочем, вести диалог нужно не только с этой частью общества, но и с другими его частями, в том числе с теми, кто либо не ходит на митинги, либо придерживается других взглядов на настоящее и будущее России. Эти взгляд могут быть комплиментарными по отношению к власти или критическими. Причем критическими как на основе либеральных взглядов, так и на основе взглядов консервативных.
Похоже, что действительно упомянутая аудитория представляет не только определенный социальный слой, но и определенную часть политического спектра. Именно в этой части иногда принято считать, что Церковь и власть по определению должны противостоять друг другу.
Это совершенно ненормальный для Православия взгляд на вещи. Церковь и власть могут и должны взаимодействовать. Более того, Церковь всегда стремилась быть с властью в диалоге — даже в тех случаях, когда власть была гонительской. Вспомним римских императоров периода гонений, иноверное владычество на Балканах, время коммунистической власти.
Однако диалог Церкви и власти никогда по большому счету не был и не должен быть потоком взаимных елейных похвал. Церковь может и должна говорить о том, что власти нужно изменить, в чем она ошибается с православной точки зрения. А что она делает достойно. Но при этом отличие такой критики от критики оппозиции в том, что, как говорил Святейший Патриарх, Церковь не претендует на политическую власть, и не подводит так называемый электорат к мысли о том, что ее, то есть Церковь, нужно поставить у власти.
Читайте также:
«Снежная оппозиция»: взгляды. вера ценности, — опрос службы «Среда»
Валерий Борщев: Властям надо быть очнеь осторожными, не играть с огнем