15 мая известный галерист Марат Гельман запустил в Краснодаре сразу несколько проектов, среди которых — провокационная выставка на религиозную тематику Icons. Выставка была открыта несмотря на общественный протест — на официальном сайте соседней Ставропольской епархии появилось обращение епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла, в котором он призвал губернатора Краснодарского края Александра Ткачева пресечь глумление над религиозными чувствами людей.
Можно ли обозначить границы эксперимента в искусстве? Как православной общественности реагировать на все новые и новые неоднозначные арт-проекты на тему веры? Необходим ли диалог современных художников и Церкви? Или задача — «осудить и добиться запрета»?
Читайте также: Протоиерей Всеволод Чаплин открыл православный арт-центр в подвале храма (+ ФОТО + ВИДЕО)
В ходе диалога с Гельманом позиции будут сближаться
Православные люди имеют право выражать свое мнение, в том числе в ходе уличных акций. Они во все времена были естественной формой выражения людьми своего мнения: вспомним и христианскую древность, и богословские споры времени Вселенских Соборов.
И меня удивляет та часть интеллигенции – верующей и неверующей, — которая утверждает, что православным надо сидеть тихо, не высовываться, не выражать своих чувств. Конечно, не нужно проявлять агрессию и совершать оскорбительные действия по отношению к кому бы то ни было, пока эти люди сами не проявили агрессию и не стали вести себя оскорбительно. Но проявлять гражданскую волю мы можем и должны.
Не секрет, что на выставках, которые устраивает господин Гельман, а также в его действиях как политтехнолога, было много спорного, того, что противоречит идеалам христианства и российского патриотизма. И, наверное, мы долго, если не всегда, будем спорить. Но это не значит, что партнеров по церковно-общественному диалогу мы должны выбирать, только исходя из полного совпадения позиций или по принципу вероучения: с православными будем общаться, а с атеистами, мусульманами, иудеями или буддистами – нет, тем, кто разделяет наши взгляды, будем подавать руку, а тем, кто их не разделяет – нет.
Церковь традиционно стремится вести диалог с людьми разных мировоззренческих позиций, в том числе с критиками и теми, кто исповедует отличные от наших социальные идеалы.
Так что, на мой взгляд, диалог с такими людьми, как Марат Гельман, вполне возможен. Он не обещает быть легким, но почему-то я чувствую, что позиции будут постепенно сближаться. Хотя, может быть, я и не прав.
Не стоит забывать, что в Краснодаре планируется не только выставка «Icons», а и некоторые другие экспозиции, гораздо более спорные, с моей точки зрения. Многие люди, как я понял, выступали в первую очередь против этих экспозиций.
Экспонаты, объединенные под названием «Icons», я видел. Я не раз говорил, что некоторые из художников – верующие люди, и никаких кощунственных намерений у них не было. Некоторые работы могут быть названы спорными, но надо, чтобы художники объяснили, что они имели в виду.
Сегодня есть священники и миряне, которые считают так называемое современное искусство тотальным сатанизмом. Но я не думаю, что так считают все и что такое мнение будет доминировать всегда. В этом художественном потоке есть хорошее и плохое, есть нравственное и безнравственное, есть поиски Бога, выражение веры и есть кощунство, богохульство. Свидетелем последнего мы были не раз, и справедливо осуждали эти явления. Будем осуждать и дальше, в разных формах, иногда выходя на улицу, иногда проводя диалог на наших площадках или на площадках так называемого современного искусства.
Я надеюсь, что это будет диалог, а не медийный скандал, которого очень хотели бы некоторые арт-деятели, политтехнологи, журналисты. Конечно, скандалов в современном мире полностью избежать никогда нельзя, но я надеюсь, что параллельно будет идти и серьезный диалог. И в ходе него люди увидят разницу между известной панк-группой, осквернившей Храм Христа Спасителя, Маратом Гельманом, Гором Чахалом, Олегом Куликом, Александром Осмоловским, Дмитрием Врубелем, прочими людьми, которые действуют на этом поле. Там есть разные люди, и вовсе не стоит говорить, что все они сатанисты или считать, как некоторые наши критики, что все это «светлые ангелы прогресса», а верующие люди – это агрессивная темная масса. Кстати, радикалы есть с обеих сторон: те, кто сегодня ругают Гельмана за встречу со мной, говорят, что он продался попам, некоторые говорят, что я продался Гельману. Такие высказывания всегда будут, от них никуда не деться, я к ним отношусь спокойно. Но они не должны помешать диалогу между способными выслушать друг друга людьми.
Выставки этой группы проходят в разных местах. Они пытались провести безобразную, на мой взгляд, выставку в Новосибирске. В Краснодаре они попытались предложить нечто более мягкое. Но, я надеюсь, что в регионах будут сформированы общественные органы, которые будут отбирать предложения, поступающие от представителей так называемого современного искусства, решая, что приемлемо для жителей, а что нет. Было бы неплохо, чтобы в этих органах были представлены не только узкие экспертные круги, но и представители основных слоев населения.
Художник Гор Чахал
Не бывает идеальных выставок
Я согласился участвовать в этой выставке, поскольку все её экспонаты были согласованы с отцом Всеволодом Чаплиным. Кроме того, предварительно я попросил прислать мне список предполагаемых участников выставки и иллюстрации работ. Ничего особенно провокационного я там не увидел. Особенно меня мотивировало то, что отец Всеволод реабилитировал мою работу «Солнце Правды, Добра и Красоты», сказав, что работа, по его мнению, спорная, но в данном контексте вполне уместна.
Так что не думаю, что выставка может быть провокационной.
Цели и задачи выставки Icons были четко сформулированы в пресс-релизе: «подчеркнуть тонкую грань взаимоотношений современных художников и икон. Конечно, речь идёт не о новых иконах как предметах религиозного культа, а о принципах иконографии. Столетиями изобразительное искусство в Западной Евразии развивалось в рамках церковного, храмового искусства, как его часть. Этому развитию сопутствовала полемика, благодаря которой зарождались целые культурные эпохи, религиозные течения, философские системы. Из иконы родилось искусство Нового времени и современное искусство. Быть может поэтому так сильно притяжение современных художников к священной иконографии».
Не все работы на выставке, на мой взгляд, соответствуют заявленной цели, но ничего предосудительного в этом нет. Не бывает идеальных выставок. Поскольку я считаю, что в нынешней Российской ситуации худой мир лучше доброй войны, я поддержу любые шаги в направлении развития диалога Церкви и современного искусства, сердцем болея за это движение.
Подготовила Мария Сеньчукова
Читайте также:
О современной иконографии, Марате Гельмане и других + Фото
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл православный арт-центр в подвале храма (+ ФОТО + ВИДЕО)
Дело о панк-молебне и арт-общественность
Гор Чахал по поводу выступления панков: Подобные провокации способны лишь расколоть протестное движение