Прот. Всеволод Чаплин: «Не превращать свидетельство в перформанс»
Интервью протоиерея Всеволода Чаплина телеканалу «Союз», посвященное дискуссиям вокруг «православных активистов», декабрь 2013 года
Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. За последние несколько дней в интернете, с участием в том числе активных православных христиан, а также в светских СМИ, обострилась полемика вокруг нескольких акций, которые были проведены в Москве организацией, которая, мягко говоря, дерзновенно, называет себя «Божья воля».
Прозвучали разные оценки, некоторые из них сводились к следующему: нельзя вообще православным христианам резко реагировать на происходящие в обществе события, надо действовать в академическом ключе, в ключе спокойных неспешных дискуссий, и только так нас услышат. Другие говорили, что нужно использовать все средства, чтобы быть услышанными, что любые средства хороши.
Давайте немножко разберемся в некоторых аспектах происходящей дискуссии. Мне совершенно не понравилась акция движения, именующего себя «Божья воля». Я бы никогда не стал без приглашения приходить в чужой дом, в тот или иной офис, другое место. Более того, я всегда стараюсь придерживаться правил, которые приняты в этом доме, в этом офисе, в музее или где бы то ни было еще.
Я бы никогда не стал совершать действия, которые находятся на грани, а, может быть, за гранью закона: имею в виду сожжение брошюр в центре Москвы в парке, в месте, где люди гуляют, отдыхают, где любой костер, вряд ли уместен, а уж тем более костер из книг, которые могут тебе не нравится, могут тебе нравится, но так или иначе сожжение этих книг в публичном месте — не самый, по-моему, лучший способ выражения отношения к чужим идеям.
Очевидно, что люди, которые предприняли эти действия, также как и находящиеся на грани или за гранью нарушения общественного порядка (действия в Дарвиновском музее), хотели привлечь внимание к своей позиции. На самом деле, внимание к позиции, отличающейся от позиции молчаливого большинства, иногда привлекать нужно. Более того, иногда это нужно делать достаточно ярко и достаточно жестко, чтобы тебя услышали.
Но никогда не может православный христианин обозначать свою позицию так, чтобы это не приобретало людей для Церкви, а отталкивало их от Церкви. Именно поэтому все действия, в том числе активных молодых православных мирян, которые хотят пламенной жизни и пламенного свидетельства, любые действия, даже этих людей, должны быть мирными, должны быть неагрессивными, должны пусть на уровне не обязательно слов, но на уровне отношения к окружающим, ясно давать понять: мы ненавидим грех и противостоим ему, но мы любим грешника, мы хотим, чтобы он обратился и пришел к познанию истины.
Наше отношение к недругам Церкви, к недругам христианства – это не отношение, направленное на то, чтобы уничтожить врага, это отношение, направленное на то, чтобы дать возможность обратиться, покаяться и измениться грешнику, чтобы человек был приобретен для вечной жизни, а не погублен во временной жизни, а уж тем более в жизни вечной.
«Ради красного словца не пожалею и отца»: кажется, именно по этой поговорке действуют некоторые участники этой интернет-дискуссии, в том числе некоторые православные христиане, и даже некоторые священнослужители.
Иногда очень хочется сказать что-то отличное от того, что скажут все, даже если все выражают здравую мысль. Иногда так хочется отличаться от всех, что мысль нездравая, но высказанная ярко, талантливо, и броско, и хлестко, кажется самой правильной: «Как же так, неужели я такой умный, должен повторять за кем-то что-то?». При этом иногда человек даже не задумывается над тем, а что, если все не просто говорят очевидную и правильную вещь, а говорят то, что должен говорить христианин согласно слову Божию, согласно воле Божией (понимаемая как настоящая Божия воля, а не как повод для перформанса)?
Есть и другой вопрос. Иногда мы слишком начинаем следовать принятым в светском обществе правилам игры в нашем христианском общественном действии. Игра всегда не настоящая. Мы должны не играть, а жить, пусть играет кто угодно, пусть даже весь мир увлекается играми и считает, что играть в идеологию, играть в веру, играть в политику, играть в искусство, развлекаться таким образом, приобретать себе дешевую славу – это и есть главное содержание жизни. Мы, христиане, знаем, что это не так. Любая игра бессмыслена.
Когда мы созидаем что-либо в своей временной жизни, мы созидаем богатство на небесах, по крайней мере, должны так поступать. Должны помнить о том, что именно приобретение вечной жизни, настоящей вечной жизни настоящими делами, словами, помышлениями, молитвами в этой жизни – это то, ради чего мы живем. Не ради того, чтобы о нас кто-то сказал хорошо, не ради того, чтобы увеличилось количество упоминаний наших действий в тех или иных информационных источниках, не ради того, чтобы нас превозносили или публично ругали, что для некоторых людей одинаково значимо потому, что чем больше тебя упоминают -думают эти люди — тем лучше. Нет, мы живем для другого.
В том числе мы живем для того, чтобы свидетельствовать правду Божию и обличать зло. К сожалению, меняется стилистика информационного пространства. Хоти мы того или нет, текст длиной в две страницы вряд ли кто-то уже прочтет, уж тем более текст в десять страниц. К сожалению или к счастью, не знаю, но выступление длиной 15-20 минут уже практически не воспринимается иначе как шум.
Наверное, это очень плохо.
Наверное, действительно дело обстоит так, что люди теряют значительную часть своей культуры потому, что от серьезных длинных книг и даже от статей переходят к лозунгам, к клипам, к картинкам, к фразам, которые могут быть умещены в одну минуту речи или в полстраницы текста.
Но в условиях когда это, к сожалению или к счастью, так, нам нужно все чаще вспоминать о том, какими краткими были изречения Господа Иисуса Христа, и как Он нам говорит: «да будет слово ваше «да-да», «нет-нет».
Поэтому говорить сегодня ясно, четко и определенно нужно, но не играть, не превращать свидетельство в перформанс, не превращать трудную, но очень важную борьбу с пропагандой зла и порока в самопропаганду, в пропаганду своей личности, в стремление понравиться или так удивить, чтобы о тебе говорили целый месяц или целые полгода.
Это ничто перед лицом вечности и будем, дорогие братья и сестры, бесстрашными, будем воинами Христовыми, но не будем актерами, не будем идти на поводу у тех, кто хотел бы затянуть нас в водоворот вечной игры.