В своей видеоколонке на православном телеканале «Союз» протоиерей Всеволод Чаплин поделился своим мнением о дискуссиях, вызванных судом над Pussy Riot.


Видео: телеканал «Союз»
Расшифровка текста: портал «Правмир»

Дорогие братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте!

Когда писалась эта программа, еще не было известно решение суда по делу группы кощунниц, совершивших беззаконные, безнравственные пляски в Храме Христа Спасителя. Вы это решение уже знаете, но в независимости от того, каким оно стало, дискуссия, которая сопровождала и сам ход процесса, и сопутствующие ему общественные дебаты, выявила несколько очень интересных и значимых для нашего общества, а может быть и для всего мира, вопросы.

Иногда эти вопросы носили богословский или псевдобогословский характер.

Нас, как уже мне приходилось не раз говорить, пытаются учить христианству люди, которые к христианству не имеют отношения, более того постоянно путают его то со светским гуманизмом, то с идеей всепрощения, то с некоторой заботой о земной жизни человека, которая совершенно забывает о настоящей Вечной Жизни, к которой мы должны стремиться, то с какими-то еще учениями, вряд ли сопоставимыми с Евангелием.

Сегодня получается так, что в результате этой дискуссии несколько обострились споры между людьми, которые стремятся жить по Евангелию, и между людьми, которые выдают за Евангелие нечто другое: свою, мягко говоря, оригинальную интерпретацию учения Господа Иисуса Христа, а иногда и просто грубую ложь, попытку выдать за Христианство что-то, что Христианством не является.

Сами участницы группы, их защитники, люди, которые выступают на их стороне в общественных дискуссиях, часто пытаются, как будто никогда не читая Евангелие, сказать, что Христианство означает то-то и то-то. Вот, пожалуйста, Олег Басилашвили, известный актер, очень уважаемый в нашей стране актер, сказал, что Христианство — это всепрощение, но мы с вами прекрасно знаем, дорогие братья и сестры, что Господь не прощает все, Он не соглашается с грехом, Он не примиряется с ним, Он не идет на поводу у всех грешников, которые говорят: «Грешим и будем грешить дальше! Мы правы! Мы реализовали свою свободу в пользу греха и Бог должен это одобрить, иначе Он нам не нужен!»

Люди, которые так говорят, сами отказываются от Божьего Царства, они сами, уже на этой Земле, погружают себя в ад. Они говорят, что Бог им не нужен, потому что Он ясно им говорит в Своем Священном Писании, в Своем Слове, что является грехом, а что им не является, и, более того, Он ясно говорит, что грешника, не покаявшегося в своих грехах, ждет вечное наказание.

Некоторые богословы XX-го века и следующие за ними люди, привыкшие приспосабливаться к окружающему миру, особенно, если это мир потребления, некоторые практикующие миряне перестали говорить о вечности Божия наказания, перестали говорить о том, что Господь воздает за грех, что Он все-таки за Собой оставляет отмщение. Перестали говорить о том, что в Апокалипсисе говорится о гневе и ярости Божиих. Перестали, потому что это не политкорректно, это может вызвать отрицательную реакцию в СМИ, среди тех или иных членов семьи, среди коллег по работе, в общественном мнении, в разного рода дебатах.

Но не даром святой Иоанн Златоуст говорит, что нужно свидетельствовать даже о вещах, неприятных для слушающего, и он как раз говорил о вечности Божия наказания. Человеку часто нужно услышать горькую правду, против которой он будет восставать, по поводу которой он будет всячески возмущаться, ему нужно ее услышать, чтобы исцелиться, чтобы стать другим, чтобы понять — Господь не примиряется с грехом, он воздает за него, но есть путь к прощению, есть путь к настоящему счастью, к настоящему благу, к настоящей Вечной Жизни — это путь покаяния.

Кающемуся грешнику, тому, кто готов признать свою неправоту, отказаться о совершения греха в будущем, даже если этот отказ на какое-то время будет непрочным, изменить свою жизнь — такому грешнику Господь открывает великие двери Своей милости, к нему Он проявляет Свою любовь, его Он Сам ведет по пути покаяния и изменения жизни, такой человек открывает свое сердце для того, чтобы стать способным войти в Божье Царство, такому человеку открываются любящие руки Небесного Отца.

Это не имеет ничего общего с теми словами, которые мы иногда слышим: «Мы такие, какие мы есть! Мы будем делать в ваших Храмах, что угодно, мы будем продолжать проповедовать антихристианские по своей сути идеи, в том числе относящиеся к общественному устройству. Мы будем грешить! Мы останемся развратниками (то есть сторонниками свободной любви)! Мы останемся геями или лесбиянками (то есть извращенцами)! Мы будем продолжать обманывать, воровать, а Бог пусть принимает и верующие пусть прощают! И пусть не мешают нам жить дальше так, как мы хотим! И пусть находятся у нас в услужении!», — буквально так сегодня многие говорят, — «Пусть Церковь молчит! Зачем они лезут в обсуждение, которое касается культуры, экономики, общественной жизни? Пусть они занимаются благотворительностью, пусть выносят за нами утки, пусть помогают больным и умирающим, но не пускайте их к детям! Пусть обслуживают наши земные нужды и не лезут в нашу душу!».

На самом деле долг христианина — обращаться к душе человека и называть правду правдой, а ложь ложью, грех грехом, а добродетель добродетелью. И от этой миссии Церкви ни в коем случае нельзя отказываться.

Одна из участниц известной группы сказала, что ее в религии привлекает некий «вечный поиск истины», что найденная истина — это не очень хорошо, вот постоянный поиск, не останавливающийся никогда, это некое абсолютное благо. Тем не менее, мы с вами прекрасно знаем, дорогие братья и сестры, что не только в религиозной жизни, но и в жизни практической поиск всегда должен иметь цель. Вечный поиск бессмысленен, если нет результата поиска, если его даже не предполагается — зачем такой поиск? Мы считаем, что после всех сложных путей, которые к истине вели многих христиан в современной России, в современной Украине, в современном Мире — нашли истину.

Господь есть Путь, и Истина, и Жизнь. И значит, мы не можем уже сказать, что нам нужно идти дальше и искать новую истину. Истина — это не утверждение, это Личность Бога и Человека, Иисуса. И, найдя эту истину, человек начинает понимать, что его поиск завершен. Да, жизнь христианина не бывает скучной, тем более в сегодняшнем сложном мире. Очень многое противостоит каждому из нас. Грехи и страсти, и то, что происходит в окружающем нас мире. Но мы никогда не скажем, что найти истину — значит жить в скуке, значит потерять динамизм жизни. Именно поэтому так различаются взгляды верующего человека и неверующего человека. Да, мы считаем, что мы нашли истину, мы не достойны ее, мы часто поступаем против того, что Господь — Истина и Жизнь. И когда мы пересечем границы земного мира, мы увидим, что там нет никакого плюрализма истины, там есть Истина, есть обличающее наши грехи, наши неправды Божье Слово, обличающий нас Божий Суд.

Одна писательница, которая также, как мне кажется, имеет свою своеобразную интерпретацию Христианства, сказала, что нет никакого Страшного Суда, но мы с вами знаем из Священного Писания, из всей Церковной традиции — не из приспособленческого богословия, которое хочет понравиться и угодить людям, а из того христианского понимания, которое стремится, чтобы мы Богу угождали, из этого христианского миропонимания, из Священного Писания, из Священного Предания мы знаем, что есть Божий Суд, и он обличит всякую неправду, и он откроет всякую правду. И вот этот Божий Суд закончит всякий плюрализм, и, значит, мы должны жить, помня о нем, а не о том, что мы больше нравимся или меньше нравимся кому-то из имеющих влияние в обществе людей.

Как известно, некоторые сейчас пытаются повторить произошедшую акцию. В Хельсинки 5-го августа около Православного собора Успения Божией Матери, в который участники акции не были допущены, они устроили некое повторение того, что было в Храме Христа Спасителя. В кафедральном соборе Святого Николая в Вене, в русском кафедральном соборе, было также устроено повторение этой акции двумя жителями города Вены. Это происходило 14-го августа, уже на следующий день, 15-го августа некоторые люди, надев маски и нарушая этим этику и закон, вышли к Храму Христа Спасителя и там выступили с цитатой из Евангелия «Блаженны милостивые».

К сожалению, все эти акции опять пытаются противопоставить истинное христианство некоему культу вседозволенности любых человеческих проявлений, в том числе греховных, и культу свободы. Блаженны милостивые — да, но милость Божия зачастую проявляется в том, что Господь через наказания, через испытания, через обличение неправды, через жесткое расставание человека со своими заблуждениями и иллюзиями, ведет нас от жизни, наполненной ложью, и безнравственностью, и пороком — к настоящей жизни. Божья любовь — это не любовь неумного родителя, который способен перекормить ребенка конфетами и этим погубить его здоровье, или потворствует любым его поступкам, хорошим и плохим, тем самым лишая его нормального будущего. Господь любит и наказывает, Господь любит и обличает неправду, Господь исправляет наши пути даже тогда, когда мы этого не хотим, и считаем, что грех дает нам гораздо больше счастья, чем жизнь по Божьим заповедям.

И наше милосердие не должно быть соглашательством с грехом, потворством греху, потому что когда мы одобряем то, что нельзя одобрять, и потворствуем тому, чему нельзя потворствовать — мы закрываем от людей настоящее благо, мы делаем им хуже. В Вене в Никольском соборе люди, которые поднялись на амвон в масках, держали в руках плакат, на котором было написано: «Бог любит», и дальше было употреблено название печально знаменитой группы. Бог не любит эту группу, Бог любит каждую из ее участниц, Он желает, чтобы эти женщины спаслись и пришли в познание истины, которой, как одна из них сказала, они не имеют, потому что настроены на вечный поиск этой истины. Бог любит их, Он желает их покаяния, Он желает, чтобы они шли не тем путем, который рано или поздно приведет к духовному тупику, к страданиям, к страстям (а страсть — это страдание), к оскудению жизни, к скуке, к тоске, к одиночеству.

Он желает, чтобы они жили в общении с Ним. Эти люди не потеряны для Царствия Небесного, я в этом совершенно убежден, как и любой другой человек, который думает, спорит, который не окончательно еще погрузился в жизнь только ради материального, только ради мелкого житейского блага. Если, действительно, эти люди хотят познать Истину, действительно ищут ее, то Царство Божие для них не закрыто, если они обратятся к Богу, Бог изменит их, Он поможет им жить иначе. И именно в этом проявится Его Любовь.

Будем надеяться, что и эти женщины, и миллионы людей вокруг нас, которые не знают Бога, даже не хотят Его знать — изменятся. И для этого нам нужно говорить о правде и лжи, говорить о спасении и погибели, говорить о воздаянии Божием и о Божием милосердии.

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.