Протоиерей Всеволод Чаплин дал комментарий неделе для телеканала «Союз», посвященный, в частности, проблеме преподавания Основ религиозной культуры в школе и вопросу передачи имущества религиозного назначения общинам верующих.
Дорогие братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте!
4 октября в Доме правительства РФ состоялось очередное заседание комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве России.
Как мы знаем, возглавляет эту комиссию Александр Дмитриевич Жуков, заместитель председателя правительства РФ. В ней участвуют представители Совета Федерации и Государственной Думы, разных министерств и ведомств. В качестве приглашенных гостей участвуют представители религиозных объединений: православные, католики, мусульмане, буддисты, иудеи.
В этот раз комиссия работала практически в полном составе. Обсуждалось несколько важных вопросов, которые дают некоторые основания считать, что развитие церковно-государственных отношений, развитие государственной политики в отношении религиозных объединений будет достаточно конструктивным и достаточно серьезным.
Итоги эксперимента
Первый вопрос, который обсуждался, и который уже вызывает оживленную дискуссию в СМИ — это вопрос об итогах эксперимента по преподаванию в средних школах основ религиозных культур и светской этики, и о том, что этот эксперимент планируется расширить.
Выступая на заседании комиссии, Заместитель Министра науки и образования РФ господин Реморенко достаточно ясно сказал о том, что итоги эксперимента, который ведется в нескольких субъектах страны, можно оценивать как практически целиком положительные. Практически не было ситуаций, когда преподавание основ религиозной культуры и светской этики приводило к каким-либо конфликтам на национальной или религиозной почве.
Более того, на заседании комиссии несколькими ее участниками было сказано о том, что выбор родителей между шестью вариантами школьных предметов, связанными с той или иной религиозной культурой, или со светской этикой, или с изучением сразу нескольких основ религиозных культур — становится только более осознанным.
Один только пример. В Пензенской области некоторое время назад все, абсолютно все родители почему-то выбрали основы светской этики. Кто-то, наверное, мог бы подумать, что все жители области, даже многочисленное православное население этого населения, не хотят изучать основы православной культуры, мусульмане не хотят изучать основы исламской культуры…. на самом деле причина такого единообразия видится в чем-то другом.
Очевидно, что дело либо в позиции местных чиновников, либо в том, что школы просто решили «не париться» и ограничиться одним выбором, чтобы меньше искать преподавателей, чтобы меньше заботиться о том, чтобы выбор людей был максимально поддержан. Они фактически не дали никому возможность изучать именно ту мировоззренческую дисциплину, которая связана с выбором конкретной семьи. Сейчас же, когда выбор делался более свободно, уже 55% процентов семей приняли решение в пользу основ православной культуры.
Такая же ситуация имеет место в Тверской области, где очень сильно разнятся итоги первого выбора и последующего выбора. И не случайно на заседании комиссии было сказано о том, что некоторые родители то ли добровольно, то ли под чьим-то влиянием перепутали основы светской этики, то есть этики безрелигиозной, и этикета, то есть умения вести себя в светском обществе.
Так или иначе, на сегодняшний день выбор делается более свободно, и чем более свободно он делается, тем большее количество людей выбирает основы православной культуры. Надеемся, что так будет и дальше.
Основы религиозной культуры — во все регионы России
На заседании комиссии было сказано, и об этом уже объявлено публично, что существует намерение государства расширить рамки эксперимента, о котором только что шла речь.
В идеале речь идет обо всех без исключения регионах России, в которых появится техническая возможность этот эксперимент осуществить. Сейчас идут дискуссии относительно того, какое количество школ может принять участие в этом эксперименте, все ли это будут школы региона, большинство, или некоторая их часть. Понятно, что и у маленьких сельских школ есть свои ограничения технических возможностей преподавания предметов, связанных с религиозными культурами; понятно, что в некоторых случаях есть особые условия. Но, так или иначе, сегодня государство дает зеленую улицу тому, чтобы эксперимент, который успешно прошел более чем в 20 регионах, стал распространяться повсеместно.
Хочется надеяться, что при этом не будет вычеркнута из жизни та многолетняя практика основ православной культуры, основ исламской культуры, которая сложилась в целом ряде регионов нашей страны, и которая предполагает добровольное обучение детей основам религиозной культуры в течение всего периода школьного обучения. С первого класса по одиннадцатый. Делается это, как правило, в увязке с местными, региональными традициями духовной культуры, с духовным краеведением, с возможностью привязать духовную культуру к конкретным памятникам, с которыми учащиеся знакомы с самых юных лет.
Будем надеяться, что эта практика не исчезнет, и не ослабнет, что она смодет осуществляться параллельно с осуществляемым экспериментом, тем более что первый заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, протоиерей Александр Абрамов, на заседании комиссии еще раз сказал, что идеальным для Церкви было бы преподавание основ религиозных культур в течение всего периода школьного образования. Там, где это уже делается, наверное, это должно делаться и дальше, потому что это соответствует пожеланиям родителей и детей. И очень органично вошло в жизнь целого ряда семей и целых регионов.
Передача церковного имущества
Еще одним вопросом, который обсуждался на заседании комиссии, была разработка подзаконных актов, которые создают механизмы реализации закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Мы знаем, что закон был недавно принят, но, так или иначе, пользоваться им, употреблять его религиозные организации пока не в состоянии, поскольку должны быть разработаны многие подзаконные акты. Это постановления правительства и акты Министерства экономического развития, на основании которых можно будет понимать, куда нести какую бумагу, как подавать заявление, как отстаивать свои интересы, как должны оформляться, согласно новому закону, отношения между государством, которое передает религиозным объединениям те или иные объекты собственности, и самими этими общинами.
Из семи подзаконных актов уже разработано пять. Работа над ними шла медленнее, чем хотелось бы, и это было вызвано, в первую очередь, с позицией некоторых государственных ведомств. Осталось утвердить примерную форму решения о передаче имущества в собственность, либо в безвозмездное пользование религиозной организации и примерную форму договора безвозмездного пользования этим имуществом.
О чем идет речь? В некоторых случаях религиозные организации могут счесть для себя невозможным, невыгодным, неперспективным передачу в собственность того или иного здания. Тогда здание, как было раньше во многих случаях, будет находиться в пользовании.
Но договор пользования может быть составлен по-разному. Сейчас обычно договор составляется так, что собственник, то есть государство, несет значительную часть расходов, которые связаны с восстановлением, поддержанием, реставрацией, ремонтом того или иного здания, особенно являющегося памятником архитектуры.
Сегодня идет спор относительно того, должен ли договор пользования в любом случае означать, что все расходы несет на себе пользователь. Во время заседания комиссии мне пришлось достаточно определенно сказать, что не нужно ограничивать органы местного самоуправления, органы государственной власти регионов в том, что они в целом ряде случаем могут, и даже, наверное, должны взять на себя обязанность по поддержанию зданий, которые являются памятниками архитектуры, собственностью государства, но находятся в пользовании религиозных организаций.
Представители некоторых государственных ведомств считают, что при передаче в пользование все расходы по реставрации и ремонту зданий обязаны нести на себе пользователи. То есть религиозные общины.
Будем надеяться, что удастся найти компромиссное решение, которое, собственно говоря, было предложено во время заседания комиссии Александром Дмитриевичем Жуковым и которое позволит составлять договор как на тех условиях, что собственник несет все расходы, если орган государственной власти не может их нести, так и на тех условиях, которые предполагали бы разделение обязанностей между собственником (государством) и пользователем (религиозной общиной).
Еще один подзаконный акт, который еще не разработан — это постановление правительства о порядке формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
В данном случае речь идет о том, что план предполагает расходы на переселение из зданий религиозного назначения тех государственных учреждений и организаций, в том числе и учреждений культуры и образования, которые сегодня подчас находятся в храмовых зданиях, в зданиях братских корпусов монастырей, и иных зданиях религиозного назначения.
Когда государство, приняв закон, о котором мы только что говорили, взяло на себя определенные обязательства возвратить религиозным общинам здания религиозного назначения — это предполагало, согласно закону, и то, что государство будет обязано выделять средства на предоставления государственным учреждениям, занимающим церковные здания, новых зданий, или помещений.
Будем надеяться, что это обязательство в полной мере будет соблюдено, поскольку ни Церкви, ни культурному сообществу, ни сообществу педагогов, ни государству, ни народу не нужны постоянные скандалы вокруг выведения из церковных зданий в никуда музеев, школ, больниц, или иных, очень нужных для людей учреждений и организаций.
Будет правильно, если государство найдет средства для того, чтобы дать этим организациям новые, достойные здания и помещения. Церковь говорила об этом всегда, в том числе и в ходе обсуждения проекта закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Хочется верить, что и государство, и общество, и верующие, и неверующие люди вместе приложат все силы, чтобы и благотворительные, образовательные, социальные, культурные и медицинские учреждения достойно жили в нашем обществе вместе. Каждый по-своему, каждый своими средствами служа людям и Отечеству.
Забота о пожилых людях
Очень важно, что общественные организации начинают проявлять серьезный интерес к людям, которым больше 50 лет. Часто эти люди нигде не могут устроиться на работу. Часто пожилые люди, особенно пенсионеры, особенно немощные люди, которые не могут уже вести активную жизнь, оказываются выброшены из общения, из общественного внимания, из возможности быть востребованными в обществе.
Вот почему так нужно, чтобы эти люди получали должное внимание. Вот почему так важно, чтобы и работодатели, и благотворители, и волонтеры церковные, или светские, и в целом наше общество помнило о том, что молодой человек полный сил и энергии, если доживет, когда-то тоже будет пожилым. И как он сегодня относится к людям старшего поколения, так и к нему когда-то будут относиться те, кто сейчас еще не родились, или являются детьми.
Забота о пожилых людях, создание для них возможности чувствовать себя полноценными людьми, а не забытыми, отверженными и одинокими — это моральный долг общества. И то, что сегодня этот долг осознается в том числе и через программу 50+, я считаю очень позитивным явлением в нашей жизни.
Расшифровка — специально для портала «Правмир».