Председатель отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выразил обеспокоенность в связи с законопроектом «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Соответствующее письмо протоиерей Всеволод направил председателю комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрею Исаеву и председателю комитета по делам семьи Елене Мизулиной.
«В адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступают обращения граждан и родительской общественности с выражением озабоченности возможным принятием проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
В частности, у родительской общественности вызывает опасения положение законопроекта, которое утверждает, что над любой семьей, нуждающейся в помощи государства, должно быть установлено социальное сопровождение (ст. 7), включающее назначение семье обязательных условий, отказ от выполнения которых влечет отказ в предоставлении социального обслуживания (ст.24). При этом никаких правовых критериев, ограничивающих действия чиновников в данных вопросах, в законопроекте не содержится, что создает серьезные социальные риски.
Дополнительную тревогу вызывает то, что в законопроекте семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, приравнивается к семье, находящейся в социально-опасном положении (п. 2 ст. 20), что может быть воспринято как основание для применения к ней принудительных мер, установленных действующим законодательством для таких семей (лишение или ограничение родительских прав (ст.ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ), досудебное отбирание ребенка из семьи на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ, помещение ребенка в приют на реабилитацию без решения суда (ст. 13 ФЗ № 120 от 24.06.1999)).
Таким образом, законопроект, в случае его принятия, может узаконить систему вмешательства государства в частную жизнь семей с возможностью отбирания из них детей по усмотрению чиновников, только лишь на основании бедности и потребности в помощи государства, что является дискриминацией по социальному признаку, запрещенной Конституцией Российской Федерации (ст. 19).
Наибольшую тревогу вызывают положения статьи 12 законопроекта, допускающие раннее вмешательство государства в дела семьи в выявительном (а не в заявительном) порядке для профилактики социально опасного положения. Для этого законопроект позволяет прийти в абсолютно любую семью без какого-либо повода или сигнала, проводить в ней проверки, мониторинги и обследования в то время, когда граждане еще не совершили ничего противозаконного (статья 26 законопроекта). На сегодняшний день отсутствие каких-либо законодательных критериев раннего неблагополучия оставляет неограниченные возможности для произвола и коррупции.
Нельзя не разделить озабоченности людей, которые опасаются создания фактически неподконтрольного другим органам власти и обществу института с обширными полномочиями и возможностью безапелляционного вмешательства во внутренние дела любой семьи, имеющей детей.
В документе «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции», принятом Архиерейским Собором 2013 года, говорится: «Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях. <…>
Церковь полагает, что любые законопроекты и административные меры в сфере семейных отношений должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов. Видится полезным участие духовенства и церковной общественности в дискуссиях по вопросам защиты прав родителей и детей во всех государствах на канонической территории Русской Православной Церкви».
К сожалению, на сегодняшний день остается актуальной опасность продвижения сторонниками ювенальной юстиции правовых норм, соответствующих их взглядам, в закамуфлированном виде, через принятие подзаконных актов и инструкций, а также через внедрение в законодательство расплывчатых положений, которые позволяют трактовать их по-разному и создают широкое пространство для произвола. Отсутствие четких определений ключевых терминов, определяющих судьбы детей и их родителей, неразработанность объективных критериев их оценки могут повлечь необратимые последствия для семьи, привести к ее разрушению, обречь детей на сиротство.
В связи с вышеизложенным прошу Вас при дальнейшем обсуждении и доработке законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» учесть мнение Церкви и родительской общественности по данным вопросам.
Желаю Вам помощи Божией во всяком добром деле».