«Левада-центр» опубликовал результаты опроса о религиозном образовании в школе. По его данным
- 22% опрошенных выступают за внедрение религиозного воспитания в общеобразовательной школе
- 31% опрошенных не против религиозного воспитания своих детей, но считает, что курс основ религиозной культуры следует преподавать в воскресных школах
- 43% респондентов уверены, что школьникам вообще нет необходимости тратить время на религиозное образование.
О чем свидетельствуют данные результаты и как происходит формирование отношения к предмету ОРКСЭ сегодня? Комментируют эксперты.
Опрос имело смысл составить правильно
Ректор Российского Православного Университета игумен Петр (Еремеев):
Обсуждая тему преподавания Основ православной культуры в школе, неправильно все сводить к религиозному воспитанию детей. Курс является образовательным и в не меньшей степени светским, чем история или литература. В опросе «Левада-центра» отношение респондентов к преподаванию ОПК в школе нарочито следует за вопросом о целесообразности религиозного воспитания в школе. Едва ли в такой постановке этот опрос можно считать объективным.
И все же это дает некий повод снова поговорить о причинах того, почему в Москве мы видим низкие показатели в выборе родителями ОПК.
По-моему, до сих пор еще очевиден недостаток информации о содержании курса. Сколько угодно можно говорить о том, что сам курс ОРКСЭ и его описание есть в интернете, что учебники есть в школьных библиотеках, что любой ребенок и родитель имеют возможность войти в тему и сделать осознанный выбор в пользу любого из модулей. Но справедливо и то, что без хорошей, качественной просветительской работы со стороны школы семья учащегося не сможет сделать осознанный и правильный выбор. Конечно, огромная ответственность в информировании родителей о задачах и содержании курса лежит и на духовенстве.
Мой опыт общения показывает, что в значительном количестве случаев родители школьников не имеют представления об Основах православной культуры. К сожалению, иногда даже можно говорить о злоупотреблениях со стороны школьного начальства. Буквально на днях я общался со священником одного столичного храма, у которого дети учатся в московской школе. Никто в школе у него или у его супруги не спрашивал мнения о курсе ОРКСЭ, и в итоге их ребенок будет изучать то, что выбрало руководство учебного заведения.
Первое и второе объясняет низкие показатели в выборе ОПК в Москве.
Если же вернуться к оценке опроса «Левада-центра», то ради объективности специалистам центра следовало бы более корректно подходить и к принципу выбора респондентов.
Кто действительно имеет возможность оценивать необходимость и эффективность ОРКСЭ в школе? В подобных исследованиях имеет смысл опрашивать только тех родителей, дети которых обучались, обучаются данному предмету, или тех, перед кем стоит выбор. Тогда можно надеяться, что респондент, по крайней мере, не впервые услышит название курса, будет обеспечена некая глубина исследования. Если же продолжать опрашивать случайных для конкретной проблематики людей, то результаты таких опросов едва ли можно будет обсуждать серьезно.
К инновациям всегда относятся осторожно
Заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Герман Демидов:
Я думаю, что негативное отношение значительной части россиян к религиозному образованию во многом обусловлено стереотипами советского времени, когда во всех сферах общественной жизни господствовало атеистическое мировоззрение. Нельзя административными методами заставить людей воспринимать окружающий мир не так, как они привыкли.
Кроме того, курс инновационный, а в нашем обществе к любым нововведениям относятся настороженно. Так и с курсом – многие сомневаются, что он будет успешен. Часто можно слышать, что введут его за счет русского языка, что увеличится нагрузка сверх меры, что после введения курса возникнут конфликты на национальной и религиозной почве. На самом деле никаких негативных фактов за время эксперимента не зафиксировано. Пока нет официальных результатов повсеместного штатного введения курса, широкая аудитория строит предположения на досужих мнениях, когда этика сравнивается с этикетом, а Основы православной культуры с Законом Божиим.
Думаю, рано еще делать однозначные выводы, кто поддерживает курс, а кто против него. Исследования «Левада-центра», предварительны. По апробации 2009-2011 годов я знаю, что в большинстве регионов, когда проект только запускали, отношение к нему было более чем осторожным, а когда проводились исследования по промежуточным результатам апробации, процент позитивных отзывов значительно увеличился.
Задачи нравственного воспитания, изменения общественного климата, заложенные в курсе, за один год не решить. Поэтому хотя курс с прошлого года введен в школу, он по-прежнему носит экспериментальный характер. Поживем – увидим.
Сейчас в большинстве регионов проходят родительские собрания, на которых должны присутствовать представители религиозных организаций, чтобы рассказать родителям, что конкретно будет изучаться в рамках той или иной религиозной культуры. К сожалению, не всегда получается узнать о Православии из первых рук — от людей, живущих православной культурой. Священникам бывает сложно найти путь к образовательному процессу, повстречаться с родителями и педагогами, побороть предрассудки, предубеждения. Преодоление стереотипов и взаимного недоверия государственной системы образования и религиозных организаций – тоже вопрос времени и совместных усилий.