Протодиакон Андрей Кураев – гость портала «Правмир». Он отвечает на присылаемые читателями вопросы, сегодня мы публикуем третью часть ответов.
— Вопрос о современном монашестве. Есть ли у монашества сейчас свои особенности и как можно внутренне подготовиться к такому шагу, что нужно знать перед вступлением на этот путь.
— Мне кажется, ответ на этот вопрос будет зависеть от того, что человек хочет услышать.
С одной стороны можно рассматривать монашество, как некую константу, как то, что, слава Богу, не меняется, и то, что идентично от Антония Великого до наших дней. Есть своя правда в таком видении.
Но есть своя правда и в том, что монашество, как и икона, имеет свои черты в каждом столетии.
Поскольку я наблюдаю жизнь монашества со стороны и довольно эпизодично, я затрудняюсь ответить на ваш вопрос.
В частности потому, что я знаю два типа монахов — те, с которыми я дружу и те, которые не дружат со мной. С первыми я общаюсь, соответственно, у меня есть представление о них. О вторых я знаю лишь понаслышке, поэтому зачем же я буду о них говорить?! Те, кого я знаю, может, слишком близки мне, слишком похожи на меня. Поэтому я опасаюсь говорить, что эти отцы — истинный мэйнстрим современного монашества. Посему я воздержусь от каких-то суждений.
Могу только одно сказать: русское православное монашество стоит накануне серьезных перемен: монашество должно стать разным. Должны появиться православные монашеские ордена. Поговорка «В чужой монастырь со своим уставом не лезут», у нас, к сожалению, только поговорка. У всех наших монастырей устав все же один. И, кстати, ни в одном из них не соблюдается древнее правило выбора настоятеля. В них вообще нет настоятелей. Все монастыри управляются архиерейскими наместниками, а не настоятелями…
Должны появиться разные монашеские уставы, позволяющие монастырям открыто стать разными: пастырскими, затворническими, миссионерскими, благотворительными, учеными… И эта разность должна быть видна издалека. А то ведь начитается паренек книг об исихазме и решит, что он должен обучиться этому в ближайшем Донском монастыре… А Донской монастырь – он столичный, городской, миссионерский. Поэтому новый наместник Донского монастыря епископ Кирилл Покровский честно и прямо говорит, что Донской монастырь в силу своего положения должен стать миссионерским центром. Очень верно. Но ведь не будет же это его интервью висеть при входе в Донскую обитель… Так что со временем, быть может, разное предназначение монастырей станет заметно и по разнице покроя ряс.
А главное и общее в любом монашестве – это отсечение своей воли. Для кого-то воля Бога в том, чтобы он растворил себя в людях, а для кого-то – в бегстве от людей. И в том, и в другом своя жертва, свой подвиг, но лучше все-таки заранее об этом знать, тогда будет меньше катастроф.
— Вы выступаете с лекциями уже немалое количество лет. Как меняется ваша аудитория?
— Раньше люди шли на неизвестного им лектора, говорящего от имени неизвестной им Церкви. Теперь они идут на известного человека, который, впрочем, имеет отношение к «уже-надоевшей-и-всюду-лезущей» Церкви…
Разные люди приходят по разным мотивам; некоторые — просто посмотреть на человека из телевизора. Что ж, я стараюсь, чтобы интерес ко мне перешел бы в интерес к православию.
Если же говорить о реакции именно на меня, то в этом году у меня было два ободряющих случая.
В мае Патриарх встречался с молодежью в Измайловском парке. Когда все завершилось, я выхожу, и вдруг сзади слышу мужской голос — мужчина говорит девушке: «Ты что, скорей пошли, это же Андрей Кураев, надо с ним срочно сфотографироваться» и топот ног за мной. Я оборачиваюсь, а это рыжий Иванушка, который international, тащит свою жену за мной, чтобы сфотографироваться. И когда я понял, что это не я на его фоне буду фотографироваться, а он на моем, стало понятно, что что-то в этой жизни удалось.
Второй случай был неделю назад у метро Юго-Западная. Навстречу мне идут два шкета, мальчики лет одиннадцати, глазеют на меня, но это нормально — я иду в зимней рясе, в скуфье, то есть такой Дед Мороз в черном. Поглазели, прошли мимо и вдруг сзади слышу голос: «Это же отец Андрей Кураев!». Я был потрясен: ведь одиннадцатилетние ребятки — это еще не моя аудитория, не мой «фанклуб» («еще» — потому что учебник-то я пишу именно для них).
Очень яркий и по своему болезненный для меня случай был в 2008 году в Одессе. Я много лет не был в Одессе и поразился, насколько дружелюбной была аудитория. Размышляя над этим уже после лекции, я понял, в чем была необычность именно этой встречи: я не получил ни одного вопроса, ни одной записки про антихриста, конец света, штрих-коды, печать антихриста и так далее. Во всех городах, где я бывал, в России, Украине, Казахстане это обязательные вопросы. А в Одессе — тишина. И это при том, что Одесский монастырь активно раскручивал эти страхи и именно Одесская семинария издала книгу «Прав ли Кураев», в которой прихожанам объяснялось, что Кураев не прав именно потому, что, в отличие от местных старцев, не боится штрих-кодов и налоговых номеров.
И вдруг именно в Одессе ни одного апокалиптического вопроса. В Швеции спрашивают, в Германии спрашивают, а в Одессе не спрашивают. Я сначала возрадовался — Господи, какая здоровая церковная атмосфера сейчас в Одессе, а потом подумал еще на эту тему и понял, что это ужасно. Это означает, что в Одессе церковное общество однозначно и безнадежно расколото. То есть те, для кого тема кодов актуальна просто не пошли «оскверняться на Кураева». А те, кто пришли на общение с Кураевым, решили не тратить драгоценное время на обсуждение этой ерунды…
— Если бы вы встретили о. Андрея Кураева, в чем бы вы предложили ему покаяться?
— Автор вопроса пусть не питает ненужных иллюзий. Я не буду каяться в своей деятельности интернетовской или миссионерской. Я человек, а не просто писатель или лектор. Есть гораздо более серьезные измерения человеческой жизни, в которых я отнюдь не так успешен. Так что Ваш вопрос мне не интересен, потому что он для меня не нов. Грех мой предо мною есть выну. Я знаю, о чем мне плакать.
Читайте также:
Протодиакон Андрей Кураев о восточных религиях: «Есть нечто, что вне кругозора Православной Церкви»
Может быть в замысле Божием спасение буддистов через твою молитву и твое слово к ним. Только это слово не должно быть в стиле «Это так хорошо, что вы, буддисты, не похожи на христиан и верите совсем иначе, но все равно замечательно! И вы так близки к Богу, в которого вы не верите!».
26 Фев 2010 | Протодиакон Андрей Кураев | Продолжение
Протодиакон Андрей Кураев о культуре, книгах, политике и обществе
Российская культура – своеобразная часть единого европейского культурного пространства. Считать себя фронтовым государством, зажатым между воюющими сторонами – это тупиковая позиция. Христианин имеет право позиционировать себя иначе.
8 Фев 2010 | Протодиакон Андрей Кураев | Продолжение
Протодиакон Андрей Кураев: Патриарх Кирилл посвятил первый год Патриаршества знакомству с Церковью
Патриарх Кирилл посвятил первый год Патриаршества знакомству с Церковью. Это очень серьезно. Это означает, что он планирует свою жизнь работу на годы вперед, а не просто как дневник заполняется – на день, неделю или месяц вперед.
1 Фев 2010 | Протодиакон Андрей Кураев | Продолжение
Протодиакон Андрей Кураев: Срыв курса светской этики может быть заранее продуманной партитурой
У меня возникает ощущение, что отказ автора от дальнейшей работы над учебником «Основ светской этики» – это заранее просчитанная партитура. Учебники по религиозным культурам получились живыми, это учебники жизни. А кто-то хотел, чтобы они были мертвыми искусствоведческими штудиями, рассказывающими детям о картинах, висящих в музеях городов, в которых эти дети никогда не были.
17 Янв 2010 | Протодиакон Андрей Кураев | Продолжение
Дары Рождества
Первый дар, принесенный христианством людям – это право прямого обращения к Богу, право обращаться к Богу на “Ты”… Нам кажется сегодня естественным, что религиозный человек молится к Богу. Но в до-христианском мире Богу молиться было нельзя. Молиться надо было Господу… В языческом богословии… высший бог недостижим, или бессилен, или вообще покоится в бездействии… Миром правят частные и многообразные “господа” – узурпаторы или “наместники”…
3 Янв 2010 | Протодиакон Андрей Кураев | Продолжение
Ответы о.Андрея Кураева на вопросы читателей Правмира. Часть 1. : «Если учебник будет удачным – его век будет недолог »
Протодиакон Андрей Кураев отвечает на вопросы онлайн конференции Правмира: Почему Церковь настаивает на введении ОПК? Почему именно вас благословили писать этот учебник? Дети, которые учат ОПК, не будут ли чувствовать себя изгоями? Как быть с кадрами? А если атеист будет преподавать ОПК? С чем связано ваше нежелание идти на диалог с комиссией разработчиков курса в Минобрнауке РФ?
28 Дек 2009 | Протодиакон Андрей Кураев | Продолжение