В дни Крещенских праздников в Санкт-Петербурге на сцене большого концертного зала «Октябрьский» впервые прошли уникальные концерты музыкально-просветительского проекта «Крещенские вечера», посвященного великому христианскому празднику – Крещению Господню.
Музыкальную часть проекта представляли всемирно известные коллективы и солисты России, Украины, Сербии и Грузии, а просветительскую – протодиакон Андрей Кураев. Комментировал концертную программу, рассказывал о смысле и значении праздника, объяснял важные моменты. 20 января речь шла не только о богословии, но и о животрепещущем вопросе — перспективе закрытия 31-й клиническая больницы на Крестовском острове в Санкт-Петербурге.
У самых разных народов мира новогодние ритуалы знаменуют начало-обновление космоса. Если у меня неправильно срослась сломанная рука, приходится ее снова ломать в ожидании того, что вторая попытка сращения будет успешнее. Вот и у язычников было ощущение: что-то не так срослось в нашей Вселенной. Космическую кривизну можно исправить, только вернувшись во времена до-космические, в начало неверного пути, то есть в точку небытия или хаоса.
В записных книжках Ильи Ильфа (соавтора «Золотого теленка») была такая фраза: «Он за советскую власть, а жалуется он просто потому, что ему вообще не нравится наша солнечная система». Распад космоса — это возвращение к тому состоянию бытия, когда не было еще знакомого нам мира, а, значит, и не было времени, не было истории. Там, вне истории и до истории — еще не было ошибок, а значит, — не было и смерти.
Это возвращение к тому перекрестку, на котором впервые произошел сбой, когда впервые было избрано неверное направление движения. Ты понял, что перепутал дороги? — Вернись к перекрестку и пойди другим путем. Но для этого прежде — пройди обратный путь, пройди вспять по пути своей жизни (хотя бы путем покаянного ее припоминания), вернись к исходной точке.
Физический космос мы разрушить не можем. Но мы можем разрушить космос социальный, мир привычек и традиций. Это и происходит на Святках и в Масленицу (в разные периоды новый год отмечался в разные сроки). Мужики наряжались бабами (и наоборот). Дети — стариками. Люди — животными, животные — людьми. Миряне — в священников, нищие — в царей… Это выворачивание одежды наизнанку было формой не только игры, но и покаяния — признания того, что что-то не так мы натворили в прошлом году. Церковь не одобряла это по той причине, что она несла более высокую форму покаяния — выворачивать надо не одежду, а душу в покаянном плаче.
Кроме того, в христианской культуре появилось еще и юродство — что-то похожее на скоморошество, но с другим смыслом. Например в древней монашеской книге «Духовный луг» повествуется о том, как однажды в воскресенье вошел старец Орент в церковь, вывернув свою одежду. Когда он стал в хоре, ему стали говорить: — Старче, зачем ты пришел в таком виде, — ты ведь бесчестишь нас пред чужими. Он же ответил: «Вы извратили закон и Синай, и никто вам ничего не говорит, а меня укоряете за то, что я выворотил одежду? Подите — исправьте то, что вы извратили, и я исправлю то, что я извратил».
Имея такие культурные примеры перед глазами, вот и я сейчас выверну свое пальто наизнанку, чтобы было ясно — то, что я собираюсь сказать, говорю не от имени Церкви, а просто от себя лично, в режиме частного юродства. И я не призываю, а просто прошу: «Петербург! Защити своих детей! Не дай сердюковым распилить 31 больницу!»
Читайте также:
Отделение детской онкогематологии: сохранить нельзя реформировать
Защищать нужно 31-ю больницу целиком, а не только детскую онкологию — врач больницы
Любые манипуляции с переводом 31-й больницы уничтожат ее — координатор акции протеста