Министерство образования и науки привело данные по выбору родителями четвероклассников модулей по основам религиозных культур и светской этики:
По стране в целом:
основы православной культуры – 31,7%
основы исламской культуры – 4%
основы мировых религиозных культур – 21,2%
основы светской этики – 42,7%
По Москве:
основы православной культуры – 23,43%
основы исламской культуры – 1.02%
основы мировых религиозных культур – 27,7%
основы светской этики – 47,4%
По Санкт-Петербургу:
основы православной культуры – 9,46%
основы исламской культуры – 0,07%
мировые религиозные культуры – 37,7%
светская этика – 52,6%.
Как относиться к этим данным? Какие выводы можно сделать? На чем основывается выбор большинства родителей в пользу светской этики? О чем говорит сравнение данных по Москве и Санкт-Петербургу? Можно, основываясь на этой информации, говорить о симпатиях и антипатиях к религии или уровню образованности населения в России?
Отвечает протодиакон Андрей Кураев:
Сравнение цифр по Петербургу и Москве показывает, что губернатор Полтавченко, будучи открыто православным человеком, не оказывает давление в решении этого вопроса. Думаю, это несомненно.
Второе – далеко идущие выводы из этих цифр делать рано. Большинство участников этого процесса – прежде всего, родители, а также большая часть педагогов – не знают, что они выбирают и от чего отказываются.
Поэтому срабатывает не столько доброе или недоброе отношение к сути предмета, и, тем более, сугубо к православию или исламу, которые содержатся в названиях учебников, а, скорее всего, срабатывает осторожность: «кто и как там будет преподавать, мы еще не знаем». И это правда, потому что методика еще не разработана. Поэтому выбирают то, что им кажется более простым.
Хотя педагоги на профессиональных форумах признают, что «Основы светской этики» — худший из всех, которые предложены в этом комплекте.
Поэтому рано еще делать какие-то далеко идущие выводы, но, даже четверть родителей детей, которые выбрали курс «Основ православной культуры» – это очень немало.