Сегодня российское общество находится в затяжном и глубоком кризисе. Кто-то видит проблему в отсутствии национальной идеи, другие — в социальном расслоении, третьи — в советском наследии. Писатели, политики и общественные деятели пытаются поставить диагноз и назначить лечение, но пока это больше похоже на «ощупывание слона слепцами». А если посмотреть в христианской перспективе? Отвечают священники Русской Православной Церкви.
Читайте также:
Протоиерей Алексий Уминский: Личность перестала быть ценностью
Священник Дмитрий Свердлов о трех бедах России
Священник Константин Кобелев: Тюрьма – как модель общества
Священник Александр Шумский: Контрольный выстрел?
Протоиерей Димитрий Смирнов: Какой протест нужен сегодня?
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:
У нас почему-то не думают о простых трудовых людях. Необходимо поставить себя на место человека, который своим трудом зарабатывает себе хлеб, и о нем позаботиться и подумать, что ему необходимо.
Чтобы радостно, полноценно жить и работать, нужна, прежде всего, нравственная атмосфера — чтобы он был уверен и в своей семье, и в своем начальстве, и в своем будущем, и в руководстве страной. Но у нас царит полное бесправие, произвол и пренебрежение к людям. В результате у людей нет уверенности в завтрашнем дне, нет нравственных ориентиров, нет и ясной цели жизни.
Второе — чтобы нормально жить, человеку нужна нормальная работа. Люди готовы трудиться, но работы нет – в стране безработица. Помню, в студенческие годы мы ездили «за длинным рублем» в Сибирь. Там можно было за летний месяц заработать на целый год студенческой жизни.
Третье — человеку нужно жилье, и оно должно быть доступным, а не продаваться по спекулятивным ценам. В советское время трехкомнатная квартира в Москве стоила 8 тысяч долларов, а сейчас — 400-500 тысяч, а то и больше.
В начале перестройки много говорилось о том, что среди прав и свобод первая среди равных — возможность выбирать себе место жительства. С тех пор произошло страшное подорожание не только жилья, но транспорта. Есть у тебя деньги, выбирай свободно, куда ехать, и где жить, а нет — свободно и молча сиди на своем месте. Никто твою свободу не ограничивает, не заработал — твои проблемы.
Чтобы работа была, нужно, чтобы у кормила промышленности стояли не бесчисленные управленцы, не несущие ответственности за свои ошибки, а грамотные специалисты экстра-класса, такие как, например, Игорь Васильевич Курчатов, или Сергей Павлович Королев. Благодаря таким людям создавались целые научные направления и отрасли промышленности, возникали сотни тысяч рабочих мест, и страна стремительно развивалась.
Возникновение таких уникальных личностей связано с особой творческой атмосферой, которая, в свою очередь, тесно связана с системой образования. Необходимо развивать систему образования, которая ставила бы своей целью воспитание наиболее талантливых людей вне зависимости от их социального и экономического положения. Приобретая за рубежом новейшие технологии, мы приобретаем достижения вчерашнего дня, вкладывая средства в систему образования, мы получим достижения дня завтрашнего.
Недавно я говорил с одним сельским жителем. По его словам, в свое время в СССР было около ста миллионов голов рогатого скота. В его родном районе тогда было пятьдесят тысяч голов скота, а сегодня — только пять.
Значит, нужна законодательная база, которая бы поощряла инициативу, которая позволяла бы людям заниматься сельским хозяйством, защищала бы их и от бандитов, и от коррупции, и от произвола и мелочного контроля всякого рода некомпетентных чиновников. Потому и стала наша земля зоной рискованного земледелия, что каждый шаг контролируется, а инициатива наказуется невежественными бюрократами. На мой взгляд, нет ничего более опасного для общества, чем невежество.
Для подготовки такой законодательной базы необходимы очень квалифицированные специалисты — и юристы, и руководители промышленных отраслей. Только так можно создать законы, которые будут способствовать экономическому, социальному развитию, а не тормозить его.
Необходимы изменения и в системе здравоохранении, и в сфере социальной защиты. Нужно всерьез смотреть на весь комплекс проблем, напрямую связанных с жизнью обычного трудового человека. Будет реальная забота — будет и реальная отдача. В советское время была такая поговорка: «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что мы работаем».
Протесты тут не помогут. Нужны проекты, направленные на решение существующих проблем, в которых была бы видна забота о людях, а не стремление зарабатывать себе сомнительный политический капитал. Если у толкового человека есть конструктивные предложения, он должен найти себе сторонников — сейчас возможно действовать с помощью Интернета. И будем надеяться, у тех, кто стоит у руля власти, хватит мудрости обращать внимание на серьезные и действительно нужные проекты.
Необходимо соработничество народа и власти в развитии промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры. Но этого, к сожалению, пока нет. Мы же видим: жизнь идет, а становится только хуже. Пока есть нефть — есть и нефтедоллары, кончится нефть — и денег не будет. Мы уже давно превратились в сырьевой придаток Запада.
Протестные движения, проявившие себя в последние полгода, стали знаком возникновения гражданского общества. Но одно дело, качать права каких-то узких группировок, и совсем другое – искать и находить государственные решения в интересах всего народа. Или мы будем наступать на одни и те же грабли, или же мы будем оглядываться назад и учиться у наших выдающихся предков, которые могли в труднейших положениях находить выход и достигать успехов. Прогресс — это не то, что впереди, а достигнутые вершины. Если опираться на эти вершины, как на образец, то есть надежда не потерять уровня, развиваться и расти. В противном случае, мы обречены пресмыкаться в каких-то темных низинах до тех пор, пока другие энергичные народы не затопчут нас в грязь, превратив в удобрение для своей культуры.
Преодоление системного кризиса, в котором оказался наш народ не терпит отлагательств, но не это главное. Важен идеал, который ставит перед собой общество. Идеалом не может быть стремление к обогащению любой ценой и тяга к безграничной свободе и даже высокий уровень благосостояния народа. Если благосостояние будет расти, а семьи распадаться от измен, предательства, вероломства, если в обществе будут царить корысть, страсть к наживе, стремление жить за счет других, злоба, эгоизм, угнетение слабого сильным, беззаконие и произвол, то любые экономические, социальные, политические реформы обречены на провал. Исторический опыт многих народов, и в том числе и русского, показывает, что рост благосостояния может кончиться катастрофой, если жизнь народа не становится одухотворенной и нравственной.
Материализм учит, что «Бытие определяет сознание». С этим нельзя согласиться. Идеал определяет бытие, и чем выше и совершеннее идеал, тем полнее и радостнее жизнь.
Записала Мария Сеньчукова
Читайте также: