Что происходит на исповеди? В каких грехах нужно каяться? Почему в жизни многое получается по принципу «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», и что с этим делать? Комментирует протоиерей Александр Ильяшенко.
Когда человек собирается пойти на исповедь, он проявляет мужество. Очень трудно говорить другому (а священник такой же человек, как все) о самом плохом, что ты сделал, подумал, раскрыть ему такие мрачные закоулки своей души, в которые сам боишься заглянуть. То, что кто-то решается на мужественный поступок, вызывает глубочайшее уважение.
Нужно понимать, что грех сам по себе, конечно, страшен, но испугать каким-то особенным грехом священника практически невозможно. Столько людей приходится исповедовать, и большинство кается примерно в одних и тех же грехах. Так что не нужно бояться рассказать о чем-то нехорошем священнику. Повторяю, удивить его грехом трудно.
Но самое главное, что нужно понимать — человек кается не перед священником, а перед Богом. Священник лишь свидетель покаяния, а принимает исповедь Сам Господь наш Иисус Христос, о чем и говорится в молитве: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». Церковь относится к взрослому человеку, приступающему к исповеди, ласково и бережно, как к ребенку, потому что ему очень трудно. Он чадо Божье. Христос незримо присутствует, чтобы принять его исповедь.
А что значит принять? Это значит снять с души человека тот греховный груз, который он, может быть, по злобе, а чаще просто по глупости сам на свою душу навалил, запятнал ее духовной нечистотой. Снять этот груз, очистить духовную нечистоту может только Господь, потому Он и присутствует на таинстве и совершает его. Больше никто совершить таинство не может. Не перед священником исповедуется кающийся, а перед Самим Христом, поэтому не двое стоят у аналоя, а трое. Один из них — незримый, и Он — самый главный. Всемилостивый, премудрый, бесконечно любящий, благой, сострадающий грешнику. Ведь грешник — несчастный человек.
Теперь нужно немного поговорить о грехах. Перечислять их я не буду — на эту тему написано много книг, они всем доступны. Но я хочу обратить внимание на одну очень важную, на мой взгляд, вещь. Мы каемся в грехах вольных и невольных, и тут происходит путаница. Если человек совершил что-то нарочно, он считает это грехом, а вот если его спровоцировали на грех, говорит: «Меня спровоцировали, он виноват, это моя ответная реакция».
Такие грехи, может быть, преодолеть еще труднее. Невольный грех — все равно грех. Тебя спровоцировали? А почему ты поддался на провокацию, попался на удочку, среагировал так, а не иначе? Почему ответил на несправедливость несправедливостью, на грубость грубостью? Потому что очень легко поддаться на эту провокацию. Действительно, если с тобой говорят тихо, ты тоже говоришь тихо, а если говорят громко, то и ты говоришь громко. С тобой говорят доброжелательно, и ты доброжелателен, но стоит кому-то на тебя негативно «наехать», отвечаешь тем же. Почему?
Если борешься с грехом, должен бороться с любым, в том числе и невольным. Как правило, невольных бывает больше. Разве кто-то хочет чего-то плохого? Отомстить кому-то? Да единицы хотят. А вот устал, плохое настроение, тут кто-то что-то сказал тебе, и ты сорвался. Не хотел, но сорвался. Это же грех. Надо очень четко понимать, что если даже грех невольный, он не перестает быть грехом.
Может быть, спрос за него меньше, но какой смысл взвешивать грехи на весах? Только Господь ведает. Чувствуешь, что согрешил — вот и кайся. Если осознал, что твой поступок греховен, радуйся, от всей души благодари Бога. Это такое великое дело — увидеть свои грехи. Это необходимо, потому что проповедь Евангелия началась со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф., 3, 2).
Не ужасайся, если Господь открывает тебе твои грехи. Неправильно говорить: «Ах, какие я грехи совершил, не могу себе их простить». Кто ты такой, чтобы прощать грехи? Ты перед Богом согрешил, и только Господь может тебе простить. Господь в центре Вселенной. А когда человек ставит туда себя и начинает все мерить на свой аршин, происходит страшная подмена. Есть заповеди, которые Господь даровал нам в Священном Писании, открыл через святых отцов и открывает в таинствах Церкви. Господь — мера всех вещей, а не человек. Если ты согрешил, моли, чтобы Господь простил твои грехи.
Еще о невольных грехах. Несколько лет назад один политик произнес фразу, ставшую крылатой: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Это очень характерно для нас — хотим, как лучше, но получается почему-то не так, как хотим, а плохо. Потому что поступать хорошо очень трудно. Нужно напряженно работать, размышлять, изучать, что такое хорошо. А хорошо то, что Богу угодно — Он открыл это в Священном Писании и в Предании.
Часто люди думают, что они могут решить свои проблемы самостоятельно. Ты же большой, с людьми общался, много учился, читал художественную литературу, смотрел фильмы. Обо многих проблемах говорится в разных произведениях искусства, вот ты и думаешь, что должен сам разбираться.
Но представьте ситуацию, которую я проиллюстрирую на примере рассказа Джека Лондона «Finish». Некий золотоискатель оказывается один на один с белым безмолвием. Огромная белая пустыня, снег, холод. Он уже давно не ел, а ему еще идти несколько десятков километров по нетронутому снегу. Каждый, кто ходил на лыжах, знает, как трудно идти по целине. Вот герой рассказа идет, изнемогая от голода, силы иссякают. У него есть ружье, в котором только один патрон. Вдруг в перелеске он видит оленя на расстоянии ружейного выстрела. Убьет оленя — спасен, будет у него еда на много дней. С такими запасами он сможет дойти.
Он замирает, плавно снимает ружье, бесшумно взводит курок, прицеливается. Можно представить, как он старается — от этого выстрела зависит его жизнь. Прицеливается, задерживает дыхание, плавно нажимает на курок, гремит выстрел. Он промахнулся. Финиш.
В русском языке под словом «грех» подразумевается дурной поступок, а в греческом это слово — «амартиа» — означает промах. Ты хотел, как лучше, но промахнулся, как тот охотник. Он хотел попасть, не хотел умирать от голода. И ты хотел, как лучше, но промахнулся. Чтобы попадать в цель, надо тщательно тренироваться. Мы очень легкомысленны, нам кажется, что если хотим, как лучше, должно быть, как лучше. Ничего подобного. Хотеть недостаточно. Надо знать, как этого лучшего достичь. Поэтому ты должен понимать, что, может быть, ошибаешься, и твоя цель тебе только кажется хорошей.
Еще нужно понимать, что Господу не угодно, чтобы мы страдали от своих грехов. Он хочет очистить нашу душу. В Священном Писании есть такие слова: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор., 30, 19). Господь наделил человека свободной волей, и каждый сам может выбрать, будет он с Богом или нет. Господь желает, чтобы все были с Ним, но никого не принуждает. Он помогает делать правильный выбор, но выбираем мы сами.
«Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Господь хочет, чтобы мы жили. От твоего правильного выбора зависит жизнь самых близких тебе людей. А пророк Исаия говорит: «Перестаньте делать зло; Научитесь делать добро» (Ис., 1, 16–17). То есть зло можно прекратить делать, резко прекратить, а добру надо учиться так же, как любой профессии. Делать добро — это, наверное, самая трудная профессия.
«Ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Ис., 1, 17). Про сироту понятно — сиротинку каждому жалко. И, как видите, в очах Божьих женщина, оставшаяся одна, приравнивается к сироте. Тогда это была вдова, сейчас, конечно, люди погибают, но все-таки войн нет, и большинство таких — брошенные женщины. Муж был, он где-то есть и сейчас, но бросил, предал. Господь понимает, как трудно одинокой женщине жить на белом свете.
«Защищайте сироту: вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь» (Ис., 1, 17–18). Что же это за суд? Следующие слова из книги пророка Исаии, на мой взгляд, есть доказательство бытия Божия, потому что человек такого придумать не может: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны как пурпур, — как волну убелю» (Ис., 1, 18).
Вот каков Суд Божий! Господь хочет вернуть душе ее первозданную чистоту, чтобы она сияла, как снег на солнышке. Вот чего хочет Господь от нас, даруя нам таинство покаяния, которое Он Сам совершает. Всем, кто приступает к таинству исповеди, я от всей души желаю, чтобы это таинство состоялось, совершилось во всей полноте, которую Господь ожидает от нас. Всем нам помощи Божьей!