Протоиерей Александр Куликов: возрождение общины на Маросейке
Когда в 1990 году открывался храм на Маросейке после гонений, трудно было найти, кто же сможет стать Настоятелем в ТАКОМ месте.
Предлагали и протоиерею Александру Егорову, у которого оформлялись многие члены Маросейской духовной семьи. Но он отказался, так как не мог оставить свой свято-Ильи обыденский храм. Нужно сказать, что Маросейская община — одна из тех немногих удивительных духовных семей, которые сохранились, несмотря на все искушения страшных лет гонений. Духовные чада святых праведного Алексия Мечёва , его сына — священномученик а Сергия, и их духовных наследников в священном сане продолжали общаться в течение более чем 60 лет! Таковое общение было, конечно, очень опасным в связи с гонениями. Не бросали и тех, кто находился в местах заключения, посылали письма, посылки. Поддерживали тех, кто вернулся.
Общение сохранялось не только между духовными чадами старцев. Старшее поколение мечёвцев объединяло вокруг себя своих детей и близких, круг общения возобновлялся и расширялся.
Елена Владимировна Апушкина рассказывала, что каждое воскресение она со своими дочками ходила в какую-нибудь православную семью в гости или приглашала гостей к себе домой. Дети жили интересами не окружающего безбожного мира, но всю неделю ждали встречи со своими друзьями, единомысленными и единоверными. Позднее именно в этом кругу заключались и браки. Создавались новые домашние церкви, «монастыри в миру» — как говорил св.Сергий Мечёв.
Главой именно такой общины и надлежало стать отцу Александру Куликову!
Ему предстояли не только реставрация разорённого храма, но реставрация приходской жизни, возрождение неповторимого маросейского духа Любви, взаимопомощи, совместной молитвы — не только храмовой, но и домашней. Дома прихожане молятся не только каждый за себя, но несут тяготы близких — как членов своей семьи, так и священников, братий и сестёр, с которыми познакомились в родном храме. Задача очень непростая, ибо разобщенность современных православных, посещающих один храм и даже являющихся духовными детьми одного и того же священника хорошо известна.
Как символ того, что приход во главе с отцом Настоятелем стоят на правильном пути явилось возвращение в храм таких святынь, как Феодоровская икона Божией Матери и мощи преподобного Феодосия Тотемского. Наиболее знаменательными событиями стали канонизация святых Алексия и Сергия и обретение святых мощей святого праведного Алексия московского на Немецком кладбище. Его святые мощи по благословению и с личным участием Святейшего Патриарха Алексия, архиереев и многочисленного духовенства и мирян были пронесены по Москве Крестным ходом от Новоспасского монастыря до свято-Никольского храма на Маросейку 29 сентября 2001 года.
Скончался протоиерей Александр Куликов, настоятель храма свт. Николая в Кленниках
Блестки Руси уходящей, Святой Руси. Часть 1. «Давно я ждал эти глаза»
Блестки Руси уходящей, Святой Руси. Часть 2. Великий пост в голодные времена
Блестки Руси уходящей, Святой Руси. Часть 3. «Не оставить в жизни след, но приумножить талант»