В 1945 году Россия победила фашизм и победа над фашизмом связана в сознании многих с коммунизмом. Как отделить победу в войне от коммунистической идеологии и ее символов? Как отнять победу у коммунизма? Об этом беседуем с заведующим кафедрой истории Русской Православной Церкви БФ ПСТГУ протоиереем Александром Щелкачевым.
— Это сложный вопрос. Русский религиозный философ Семен Людвигович Франк высказал глубокую идею, чем именно фашизм отличается от коммунизма, при всем их единстве в результатах. Он сказал, что фашизм основывается на идеологии Ницше, в нем явным образом отвергается все представление о добре, которое имеется в христианстве, а вместо этого выдвигаются совершенно иные принципы: все, что раньше называлось злом, становилось добром и целью жизни.
В марксизме многие ценности христианства извращались, но сохранялись. При этом провозглашалась неприемлемая для христианства идея, что для достижения добра нужно зло: «Цель оправдывает средства».
Эта разница обнаруживается в самом обществе: если всякий фашист должен стремиться к совершению зла, то среди коммунистов хоть и могли быть люди, которые продвинулись в совершении зла ничуть не меньше, а может быть и больше, чем фашисты, но, с другой стороны, были и те, для которых главным в коммунизме была не санкция совершать зло, оправданное благими целями, но возможность совершать добро, хоть и иллюзорная, ведь их души стремились к добру. Души таких людей не были изувечены настолько тяжко, как души фашистов или особенно злостных коммунистов.
Этим соображением можно попытаться объяснить факт, что фашизм не может переродиться, стать благом, он может быть только уничтожен извне. Коммунизм же постепенно ушел сам. Коммунисты в 1980-х годах уже чувствовали, что идут не туда, стали исправлять свои ошибки. Сначала это было отречение Никиты Хрущева от культа личности Сталина, потом попытка Горбачева «исправить» коммунизм. Эта попытка была обречена, ведь государство построенное на лжи непрочно, как дом на песке, и СССР рухнул. Но это произошло не под давлением извне.
Коммунизм разрушили сами коммунисты своими злодеяниями великими и малыми. Победы над коммунистами не была одержана. Поэтому, мне кажется невежливым вероятное проведение суда над коммунизмом. Когда ты кого-то победил, ты можешь судить его. Здесь коммунизм рухнул сам. Не надо вести себя, как поляки, которые во время вывода советских войск из Европы после крушения Советов, потребовали, чтобы русская армия ушла из Польши с опущенными знаменами. Они не побеждали нашу армию, она выполнила их требования, только, чтобы не было конфликта.
— Получается, что коммунизм более опасен, чем фашизм, ведь фашизм явное зло, зло в чистом виде, а коммунизм скрытое зло, с которым труднее бороться?
— Вы правы, наиболее подходящий образ для этих двух режимов — рак. Их можно сравнить с раковыми опухолями: одну вырезали ножом, и организм выжил, другую не вырезали, она отвалилась сама, но остались метастазы, и организм подвергается опасности снова заболеть раком, уже со смертельным исходом.
— На ваш взгляд, как относиться к призывам запретить коммунистическую символику, как это делали с фашисткой символикой?
— Думаю, что запрещать символику саму по себе не надо, ни коммунистическую, ни даже фашистскую. Нужно иметь возможность изучать сочинения Ленина, так же как и Гитлера. Сами по себе эти символы не несут ничего плохого. Серп и молот — орудия труда, звезда, свастика — это символы, которым много тысяч лет. Надо помнить, что коммунистические символы для многих были символами добра.
Ничего плохого в самих по себе серпе и молоте нет. Кто их смотрел, вспоминали слова апостола Павла, не ссылаясь на автора: «Кто не работает, тот да не ешь». Идеологию коммунистическую надо отвергать, иначе мы соглашаемся с преступлениями коммунистов. А символы для части людей были добрыми, отвергать их надо не всегда. Сейчас они ассоциируются с идеями Ленина и Сталина. Нужен большой труд, чтобы разорвать эту связь в сознании людей. Для этого должно пройти много времени, и нужна воля, чтобы этот труд совершить.
Запрещать нужно пропаганду фашизма и коммунизма. Необходимо добиться того, чтобы в народе фашистская и коммунистическая идеология были неприемлемы. Для этого нужно просвещать наш народ.
— Не надо ли судить коммунизм, как был осужден фашизм, за преступления против человечества и против нашей страны?
— Преступления против человечества надо осудить. Но опять же, не надо идти по пути самих коммунистов. Если народ у нас сегодня этого не понимает, какие преступления совершали коммунисты, то еще рано их осуждать. Если у нас отменят коммунистические символы, то это будет насилием.
Объяснять и аргументировано доказать свою позицию о преступлениях Ленина против человечества и более четко объяснить, что это были за преступления, нужно. Но надо, чтобы это было принято большинством. Надо, чтобы это не было сделано узурпаторами, вопреки воле народа.
— Как можно осудить коммунистов за геноцид, но разрешить их символы?
— Я говорил не осудить коммунистов, а конкретных личностей. Палачи были везде. Пытки употребляли не только коммунисты. Если вы говорите о коммунистах, то почему бы не осудить американцев, которые совершают преступления в Гуантанамо? Коммунисты — палачи. Палачей никогда не уважали. Если человек, который вынес смертный приговор, не может быть священником, то тем более человек, казнивший другого человека.
Исполнители несут главную ответственность за преступления. Другие тоже несут ответственность, потому что ее подразумевает существование свободы, но они могли верить обманщикам, могли не понимать, что творят.
После осуждения преступников Ленина и Сталина можно запретить их изображения и символику с их изображениями.
— В Европев вели уголовную ответственность за пропаганду коммунизма?
— Вы, вероятно, говорите о запрете идеологии коммунизма в Польше и странах Прибалтики? Там это сделали бывшие фашисты, которые хотят таким образом скрыть свои собственные преступления. Мы не должны скрывать преступления русских коммунистов, но ориентироваться на европейских фашистов нам тоже нечего.
Должен быть принцип, если кто-то объявлен преступником против человечества и против России и люди сознательно тащат их портреты, то это уголовное преступление. Но это не значит, что нужно изымать литературу. Я считаю, что если кто-то хочет ознакомиться с гитлеровским Майн Кампфом, то это можно сделать, но это нельзя пропагандировать. Конечно, эти книги содержат преступные идеи.
То же самое относится к книгам Сталина, ПСС Ленина, и других тиранов ХХ века. Если кто-то хочет лучше узнать, что писали эти негативные персонажи, чтобы лучше понять их, то они могут это сделать запрещать это нет ни каких оснований, иначе это покушение на свободу информации. Если кто-то начинает пропагандировать их идеологию, или коммунистическую или фашистскую, то это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за пропаганду.
— Какое место коммунисты занимают в истории России?
— Мне кажется такое, какое занимают злые виноградари в евангельской притче. Они избивали и убивали слуг господина виноградника, который посылал к ним за своими плодами. Наконец он послал к ним Сына Своего Единородного. Злые виноградари сказали: «Это наследник, убьем Его и наследство будет наше». Они вывели Сына из виноградника и убили. Коммунисты имеют такое же право называть своими предками русских людей, веривших в Бога и создавших великую Россию, и доблестных русских воинов, а наследство России и Русской Церкви, своим наследством, так же как разбойники имеют право на наследство сына господина виноградника, которого они убили. То есть никакого права.
Солженицын высказывал эту мысль по-другому, когда говорил, что советская власть имеет такое же право говорить от имени России, как убийца может иметь право на деньги и документы убитого.
Коммунисты хотели уничтожить святую Христову Церковь как главного идеологического противника мешавшего им насаждать свою бесчеловечную идеологию.
Этот вопрос имеет прямое отношение к нашему времени, ведь коммунисты незаконно отобрали собственность Церкви в советское время, и теперь государство должно отдать ее, и этот процесс должен поддерживать каждый православный христианин. Тут должно быть четкое законодательство и человеческая справедливость, потому что если православные храмы передать Церкви, а римо- католиками протестантам или баптистам не вернуть их собственность то это будет не справедливо.
— Говорят, что люди, идя в атаку, кричали «За Родину, за Сталина»…
— Это не правда, участники войны говорят, что в атаку шли молча. Коммунисты к победе имеют только то отношение, что они были главными виновниками начала войны. Если бы не Сталин, Гитлер даже не пришел бы к власти. Коммунисты не только убивали русских людей в концлагерях, которые могли бы защищать Родину. неправильным было бы отрицать, что они не только убивали своих соотечественников, но и мужественно сражались за отчество, и что они менялись.
Пускай, это была политика, но во время войны они старались подчеркнуть свою близость к Церкви. Это чистая политика, но даже самый похабный и мерзкий журнал в СССР Безбожник Емельяна Ярославского с первого дня войны совершенно переменил пластинку и стал обличать фашистов за их преследования православный Церкви.
— Согласен с вами, но как отвечать людям, которые положительно относятся к Сталину на том основании, что он разрешил открыть храмы?
— Дело не в том, кто открывал храмы. Как известно, Гитлер говорил, что для фашистов было бы идеальным, если бы в каждом селе был свой шаман. Гитлер собирался уничтожить после войны всю христианскую религию.
Что касается Сталина, то на вопрос, не следует ли его считать расположенным к Православной Церкви, можно то есть многочисленные примеры его отношения к Церкви. Все рассказы о том, что он, якобы, хорошо относился к Церкви, не основываются на фактах. А факты таковы, что Сталин ненавидел Бога и Церковь. Приведу те, которые достаточно ярко свидетельствуют об отношении Сталина к Богу и Церкви.
Во время встречи в Тегеране, когда Черчилль не смог добиться задержки открытия второго фронта, потому что Рузвельт был против и, чтобы смягчить их отношения, он предложил вместе поужинать. В конце ужина он произносит тост «ну что же, мы обо всем договорились, начнем, в добрый час, Господь Бог будет за нас». Сталин парирует: «Господь Бог будет за вас, а дьявол будет за меня. Потому что известно, что Господь Бог Консерватор, а дьявол коммунист».
Такого рода слова человек, у которого есть в душе какая-то вера, позволять себе не может. Второй факт: во время съемок фильма Сталин объяснял режиссеру Эйзенштейну, что Ивану Грозному мешал Бог. Ему надо было уничтожить целиком боярские семьи, но он не смог этого сделать, каялся, потому, что ему мешал Бог. Это заявление очевидно. Сталин смог уничтожить множество русских семей, потому что Бог, очевидно, не мешал Сталину убивать людей.
Немногие обращают внимание, что после войны при Сталине началось новое масштабное преследование Церкви, не такое большое, как до войны или при Н. Хрущеве,. Было закрыто около 1000 храмов и помешала этому гонению только смерть тирана. После его смерти как раз было послабление. Поэтому, всякий вздор, что Сталин хотел помочь Церкви, но боялся Кагановича — конечно, это не так. Факты это опровергают.
Беседовал Александр Филиппов
Читайте также:
Протоиерей Лев Семенов: Чем коммунистические идеи привлекают молодежь?
Может ли быть «христианский коммунизм»?
Христианский социализм или коммунистическое православие?