В последние недели все больше разговоров о новом антиклерикализме. Есть ли действительно в обществе рост антиклерикализма, каковы его причины и перспективы? Отвечает председатель Информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель Феодоровского собора в Петербурге протоиерей Александр Сорокин.

Протоиерей Александр Сорокин

Протоиерей Александр Сорокин

Как такового роста антиклерикализма я не замечаю. Градус антиклерикализма остается в обычной «норме», которая, впрочем, различна для «зоны», окружающей меня на ближайшем расстоянии, и для т. н. широкого общественного пространства (СМИ и т. п.). Это как уровень радиации — вблизи АЭС в своей норме, более менее стабильной, на удалении — в своей, тоже стабильной.

Причины во все времена одни и те же, начиная с Ветхого Завета, — как объективного, так и субъективного характера. К первым отнесем смешение божественного и человеческого в том, что относится к храмовой сфере. Любой человек, надевший одеяние священника (неважно, как оно выглядит — оно иное по сравнению с одеянием остальных людей), автоматически становится «иным».

Неизбежна реакция на это «иное» — у кого-то восторженно-почтительная, у кого-то негативная с разной степенью интенсивностью и культурности в выражении. На это накладывается общее разнообразие реакций разных людей на «иное» — от агрессивно-нетерпимого до либерально-безразличного.

Субъективные причины — вина самого духовенства, точнее, отдельных его представителей, которые «усугубляют ситуацию» не очень умным и не очень культурным поведением (см. 1 книга Царств, глава 2, где говорится о сыновьях священика Илия).

На третьем десятке жизни в новых условиях (свободы после падения СССР) оба партнера — Церковь и общество — «подросли» и «повзрослели», набрались сил, переболели разными детскими болезнями. Под «церковью» в данном случае я подразумеваю то, что обычно не имею в виду, но что подразумевают люди светские, — иерархию и клир (тогда как внутри собственно Церкви этот термин, как известно, понимается совершенно иначе — как собрание верующих, в которое входят и миряне, так что и проблема клерикализма внутри Церкви стоит совершенно иначе). Поэтому и диалог идет одновременно и более компетентный, но и, порой, более жесткий, со знанием слабых мест «противника».

Большую, чем прежде, чем прежде, враждебность со стороны незнакомых людей я не чувствую. Она держится всегда примерно на одном уровне — достаточно высоком. И антиклерикализм здесь является важным, но не решающим аспектом.

Читайте также:

Правмир
Наталья Лосева о новом антиклерикализме: Больше честных ответов!

Наталья Лосева

Антиклерикализм долгое время был наносным, практически безобидным и формулировался как «зачем мне попы, если я верю в душе» или » я разделяют веру и религию. В Бога верю, а попам, которые на майбахах/ из бандитов/ необразованные/ в погонах — нет» и так далее.

Правмир
Священник Сергий Круглов о новом антиклерикализме: Отвечать на нападки духом Христовым

Священник Сергий Круглов

Сегодня плачем у иконы — а завтра с гоготом разнесем и оскверним храм…

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.