29 августа исполняется 70 лет со дня рождения протоиерея Александра Салтыкова. С юбилеем его поздравляют друзья — известные московские священники.
Протоиерей Владимир Воробьев,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма Николая Угодника в Кузнецкой слободе:
— Семидесятилетие — это такой возраст, когда естественно обернуться назад, вспомнить свою жизнь и поблагодарить Бога за всё то, что Он дал в этой жизни испытать, пережить, за тех людей, которых Он дал встретить.
А для родных и близких, для духовных чад это день, когда мы можем поздравить юбиляра, вместе усердно помолиться за него, вспомнить пройденный им путь и поблагодарить его за труды и за его любовь.
Протоиерей Александр Салтыков происходит из древнего боярского рода Салтыковых, корни которых уходят во времена Рюриковичей. Его далекий предок служил в дружине святого князя Александра Невского.
Он родился в глубоко верующей церковной семье. Его отец — Александр Борисович Салтыков — окончил историко-филологический факультет Московского университета с той плеядой замечательных молодых людей, которые тогда оказались на последнем курсе, учившемся по дореволюционной программе. У них преподавали старые профессора, многие из которых потом были высланы за границу.
Многие студенты из этого курса принадлежали мечевской общине (может быть, благодаря о. Сергию Мечеву, который окончил исторический факультет). Александр Борисович тоже пришел на Маросейку в 1922 году, еще застал отца Алексея Мечева и стал духовным сыном отца Сергия Мечева.
В это время разворачивались гонения безбожной власти на Церковь, и перед каждым верующим человеком стоял вопрос: как ему жить, как вести себя в ситуации коммунистических гонений?
Александр Борисович прислуживал в храме и был церковным человеком. В 1930-м году он был арестован. Александр Борисович отказался давать показания на следствии и в течение пяти месяцев ждал расстрела. Но приговор был смягчен – его осудили на пять лет лагерей, и он отбыл свой срок в Мариинских лагерях.
Освободившись, он, как бывший заключенный, долгое время не мог жить в Москве, но, по милости Божией, перед войной смог получить московский паспорт и вернуться к своей профессиональной деятельности – истории материальной культуры. Он работал сотрудником Исторического музея, заведовал отделом фарфора. Впоследствии он заведовал отделом в Историческом музее и преподавал в Московском университете, был секретарем Союза художников, написал целый ряд книг по народному искусству.
Такой была жизнь, в которой вырос отец Александр, и главным содержанием ее были вера в Бога, верность Церкви и посильный труд по спасению русской христианской культуры. Великий дар горячей веры в Бога отец Александр получил от родителей.
Закончив исторический факультет Московского университета, о. Александр с 1965 года стал работать в музее им. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где работает и до сих пор, почти уже 50 лет.
В 1970-х годах он стал духовным чадом отца Всеволода Шпиллера и находился под духовной опекой старца иеромонаха Павла (Троицкого). По их благословению в 1983 году он был рукоположен во диакона, а через год во священника. Вскоре он стал клириком Николо-Кузнецкого храма.
Когда наступила «перестройка», мы вместе с отцом Александром и другими священниками создавали Свято-Тихоновский институт. Он сразу был выбран деканом факультета церковных художеств, который создавал с самого начала. Через несколько лет он был назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах.
Сейчас прошло более 25 лет священства отца Александра. Мы знаем его большую общину, знаем его как ревностного пастыря, замечательного духовника, благоговейного совершителя Божественной литургии, знаем, как много сил отдает он своему храму и своему факультету. Это требует от него большого самоотвержения, Слава Богу, недавняя тяжелая операция на сердце прошла успешно, и отец Александр снова в строю – он служит, руководит храмом, возглавляет факультет и трудится в Рублевском музее.
Отцу Александру присуще глубокое понимание церковного искусства и искусства вообще. Он много лет преподавал историю Русской Церкви в Московской духовной семинарии и в ПСТГУ. Отец Александр является одним из замечательных преемников духа того удивительного поколения, которое выстояло в годы безбожных гонений, беспощадных войн и передало свою веру во Христа своим детям и внукам. Общаясь с отцом Александром, можно прикоснуться к этому духу.
Хочется выразить отцу Александру свою любовь и пожелать помощи Божией в его трудах, любви его паствы, сил душевных и телесных и доброго здоровья на Многая лета!
Прот. Дмитрий Смирнов,
председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и ещё семи церквей в Москве и Московской области:
— Отец Александр — замечательный человек, благородный человек в полном смысле этого слова. Я не нахожу нужных слов о нем – настолько он мне мил.
Он является спасителем Кадашей и настоящим воином Христовым. Во время битвы за Кадаши я поражался его выдержке и терпению, он вел себя с незаконными застройщиками совсем не так, как я бы себя с ними вел. Но я вижу результат – он победил.
Отец Александр очень хорошо знает и чувствует древнее искусство. Он собрал вокруг себя много хороших людей и воспитал плеяду отличных художников. Он человек стойких убеждений, основательный человек и основа эта — христианство. Отец Александр для всех нас — пример нелицемерной любви. Для меня отец Александр – предмет восхищения, я перед ним благоговею.
Что я могу ему пожелать? Одно его присутствие в мире доставляет нам радость и утешение. Я счастлив, что являюсь его современником.
Андрей Борисович Ефимов,
зам. декана миссионерского факультета ПСТГУ, профессор, доктор физико-математических наук:
— Я знаком с отцом Александр уже бесконечное количество лет. Уже и не помню дату, когда я с ним познакомился.
Сейчас вспоминаются случаи из нашей с ним жизни. Я помню, как в юности мы с ним ездили в экспедиции спасать иконы.
Вот приехали мы в одну деревню. Это было недалеко от Софрино, село Могильцы, имение Гагариных, впоследствии стало домом отдыха. Там стоял храм. Мы пришли туда. В конторе сидел человек в военном френче, подпоясанный широким офицерским ремнем, за огромным столом, покрытым красным кумачом (не исключено, что красный кумач был добыт в результате разграбления какой-то церкви).
Он начал спрашивать нас, что мы делаем, зачем мы ездим, собираем иконы? «У нас никаких икон не сохранилось», — говорил он. Мы отвечаем, что мы аспиранты, отец Александр, тогда еще Александр Александрович, сотрудник музея им. Андрея Рублева.
«Сколько же вы получаете в Рублевском музее»? — спросил он. Отец Александр сказал: «70 или 80 рублей в месяц». «Что же, вы на эти деньги живете? Ведь жизнь же в деньгах»! – сказал этот, с виду нормальный, человек. Эта фраза «жизнь в деньгах», которая так не соответствует отцу Александру, запомнилась нам на всю жизнь.
Помню другой случай. Мы приехали под Переславль. Там в каком-то селе стояла огромная колокольня и остатки храма. Нам сказали, что около десятка лет назад, во время войны храм был закрыт. Из закрытой церкви местные жители тащили иконы по домам. Мы зашли в один дом, (как потом оказалось, хозяин во время войны был немецким полицаем), и видим, что у него из икон построен хлев для коров! Стены и все остальное было сделано из икон, сбитых огромными гвоздями! Прекрасные иконы XVIII века – пророки, святые, самые разные иконы, составляли стены в этом хлеву. А кормушка, из которой кушала корова, была сделана из иконы XVI века, в ней топором было вырублено отверстие. Икона эта сегодня является одним из главных экспонатов музея им. Андрея Рублева. Мы взяли инструменты — топоры, гвоздодеры — и очень осторожно разобрали этот хлев, при ужасном негодовании «хозяина» икон. Потом у него нашли еще иконы. Мы вывезли оттуда целую машину икон.
Он сам ездил по разным городам нашей родины и спасал божественную красоту. Значительная часть икон, находящаяся в запасниках музея им. Андрея Рублева, была вывезена с его участием. Служение прекрасному, божественной, нетварной красоте, которая запечатлена в иконах, есть основное в жизни отца Александра Салтыкова. Вот чем занимался отец Александр в самой ранней юности.
Его служение всегда несло характер борьбы. Я ведь не рассказал подробностей, как мы сражались с этим полицаем… И каждая такая экспедиция представляла собой битву. Отец Александр постепенно стал серьезным, закаленным бойцом, который, бывало, и рисковал. На самом деле, противостояние, не просто неправде, а противостояние разорителям прекрасного, этим несчастным людям, одержимым духом сатанинской ненависти, которых очень много появилось после кровавой революции 1917 года, в жизни отца Александра было всегда.
Это же противостояние, продолжилось и в Кадашах. Сначала это было противостояние с мастерскими им. Грабаря, которые реставрировали иконы, поврежденные во время советской власти иконоборцами нашего времени, потом с нечестными бизнесменами, живущими по принципу «жизнь в деньгах».
Я желаю отцу Александру, чтобы эта борьба добра со злом, правды с неправдой, «сынов света и сынов тьмы», которую Церковь ведет постоянно, и в которой участвуем все мы, была победной.
Подготовил Александр Филиппов