86% россиян не сталкивались с недружелюбным отношением к себе в православных храмах: недружелюбие со стороны священнослужителей отмечают 8% опрошенных, еще 6% затрудняются с ответом. С недружелюбием со стороны пожилых прихожанок столкнулось 11% опрошенных.
Таковы результаты опроса, проведенного Социологической службой «Среда». Их комментирует настоятель Московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский.
Много или мало – 8% и 11%? Таких цифр вообще не должно быть. Никто не должен встречать недоброжелательное отношение, приходя в храм. Другое дело, задавая людям вопрос, сталкивались ли они с неблагожелательным отношением к себе, надо учитывать особенности характера каждого отвечающего. Например, кто-то обижается, когда он действительно встречается с хамством, с грубостью. А кому-то кажется недоброжелательством по отношению к себе вполне справедливые замечания, произнесенные вежливым тоном. Не всегда человека, который приходит в храм и может быть начинает вести себя не очень правильно, или не правильно одет, хотят обидеть. В комментарии к одной статье я читал, как один человек рассказывает, что его не пустили в шортах, и он был страшно возмущен: «Какое они имели право меня не пускать к Богу! Ведь это мое дело, как я к Нему прихожу». Очевидно, что человек воспринимает это недоброжелательным отношением к себе. Очевидно и то, что люди в монастыре хотят жить по тем правилам, по которым они живут, и они имеют право не пустить гражданина в шортах в монастырь.
К сожалению, случается и другое – когда с человеком действительно обошлись грубо в храме.
Образованные люди в большей степени настроены на особое к себе отношение. У них чаще бывает завышена самооценка, чем у людей более простых. Когда человек, имеющий завышенную самооценку, приходит в храм, как в место ему малознакомое, его реакция на какие-либо замечания в его адрес будет более обостренной.
Человек, начинающий жить жизнью Церкви, становится более взыскательным. Потому активные прихожане чаще говорят о том, что сталкивались с негативным отношением священника. Когда человек, регулярно не участвующий в богослужениях, приходит в храм, он чаще удовлетворяется тем, что получает ответ на вопрос, перед какой иконой поставить свечку, как правильно написать записку. Тот, для кого приходская жизнь – неотделимая часть его собственной, наверное, хочет большего – внимания священника, возможности длительной беседы, личного подхода. Когда у человека больше оснований, чтобы к нему отнеслись со вниманием, он тогда имеет и больше возможностей встретиться с тем, что это внимание ему не всегда будет уделено.
Церковь сегодня сильно омолодилась и явление ставших неким мифологическим образом «бабушек» — уходящее. Например, в нашем приходе не много пожилых женщин и они очень хорошо расположены по отношению к другим. Только там, где «бабушки» являются костяком прихода – их поведение влияет на его атмосферу. Но в любом случае при недолжном поведении настоятелю легко поставить их на место.
А то, что женщины чаще сталкиваются с недоброжелательностью в храме – они просто чаще туда заходят, чем мужчины. И их удельный вес в любом вопросе будет больше.
Читайте также:
Андрей Кондрашов: я встречал людей, вера которых была поколеблена из-за разочарований в свяещеннослужителях