О проблеме развода православных христиан размышляет психолог священник Андрей Лоргус.
Изгнание из рая
Церковь мыслит брак как высочайшее состояние человека, как райское состояние. Супружество промыслом Творца укоренено в природе человека, а личный образ бытия имеет в браке максимальный расцвет.
Церковь мыслит брак как единобрачие и однобрачие – такова самая высокая «планка» брачного бытия человека. Христианская высота брака едва ли иной религией или культурой превосходима.
Мало быть просто супругами и родителями
При этом цель христианского брака — такое духовное совершенство личностей супругов, которое предполагает их самый тесный союз, основанный на любви и духовное развитие обоих, которое невозможно без самостояния и свободы.
Отсюда становится понятным вся трудность христианского брака: мало быть супругами, мало быть родителями, мало быть прилежными христианами – необходимо реализовать свой брак как вышеличный союз любви, приводящий через свободу и развитие к христианскому совершенству личностей. Если такого союза нет, если нет духовного развития личностей на основе любви и свободы – цель христианского брака не достигается.
Брак, компрометирующий Церковь
Если в браке нет любви, свободы, развития, уважения, то невозможна сама духовная жизнь, невозможно оставаться христианином. Такой брак компрометирует Церковь и все Её высочайшие ценности. Но это не путь к разводу, а путь к изменению себя, каждым из супругов.
Развод есть всегда трагедия! Развод есть всегда горе, тяжелые последствия, искажение рода, сложные семейные переплетения, в которых всем членам семейной системы придется жить. Развод не изглаживается из семейного духовного наследия три-четыре поколения. Поэтому Церковь предупреждает ещё и ещё раз: «Остановитесь! И ещё раз: остановитесь, все идущие к разводу! Убойтесь совершить то, что потом никогда уже не изменить!»
Тем не менее, разводов становится все больше и больше. Причины тому уже известны, названы, описаны, проанализированы. Мы не можем их уменьшить. Мы не знаем, как их уменьшить! Как укреплять брак, семью, особенно молодую. У нас нет никакой иной, кроме традиционной — Таинства и пастырские беседы — практики, а её, увы, сегодня не достаточно.
Развод церковного брака сегодня — реальность
Развод церковного брака сегодня — реальность, и она такова, что утверждать, что церковный брак крепче государственного, мы не имеем права. Церковный развод – увы, реальность. Трагическая реальность. Ничто и никто не сможет нас заставить признать обратное: развод лишь частное право мужа и жены, нравственно нейтральный, и духовно безобидный.
Это, однако, не означает, что ради ценности брака мы снижаем ценность духовного здоровья и христианской целостности личности каждого из супругов. Поэтому, если каноническое и юридическое сохранение брака грозит духовной опасностью личности, делу спасения души, мы выбираем развод.
Если супруги ненавидят друг друга, насилуют, манипулируют, изводят себя и детей, угрожают себе и ближним смертью, впадают в телесные и душевные болезни от отчаяния и уныния, становятся наркоманами и алкоголиками, и не в состоянии продолжать совместную жизнь – то Церковь не может им отказать в праве на развод, предупреждая обо всем, облекая супругов в покаяние и оглашая их трагедию. Церковь, признавая очередной брак более не действительным, свидетельствует о трагедии и скорбит.
Читайте также:
Когда завянут помидоры. Мужские размышления о главной причине разводов
О православных манипуляциях, или о манипуляции православием
Последствия обратимы? — 7 разводов глазами детей
Невидимая катастрофа, или накануне развода
Развод: трагедия освобождения?
Семья на грани гибели